Статья "Работа классного руководителя по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся"
Автор: Вышинская Елизавета Марковна
Учитель русского языка и литературы, классный руководитель 11 класса
МОУ "Яншихово-Чёллинская СОШ" Красноармейского района Чувашской Республики
Работа классного руководителя
по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся.
В воспитании сознательной дисциплины обучающихся роль классного руководителя особенно ответственна и сложна. Именно классный руководитель доводит до сознания школьников и их родителей мысль о том, что главное в нашей дисциплине не принуждения и запреты, а глубокое понимание каждым своего общественного долга, искреннее стремление принести пользу ученическому коллективу и обществу в целом, разъясняет, что активный член нашего общества добровольно и сознательно борется с нарушителями нравственных норм человеческих отношений.
Чтобы успешно воспитывать у обучающихся сознательную дисциплину, классный руководитель должен заботиться о повышении своего нравственного уровня, овладевать педагогическим мастерством, знать психологию детей, быть требовательным, но в то же время душевным человеком и умелым организатором. Наряду с этим следует помнить, что работа по воспитанию у обучающихся сознательной дисциплины пойдет успешнее, если классному руководителю удастся объединить усилия трех коллективов: ученического, педагогического и родительского, что видно на следующей схеме:
Сознательная дисциплина основывается на глубокой убежденности в необходимости организованного поведения. Вот почему с малых лет в семье и школе ребенок должен воспитываться как сознательный член коллектива, активный участник общего дела: учения, труда, жизни - чтобы дисциплинированность стала чертой, присущей молодому человеку всегда, особенно тогда, когда он остается наедине с трудностями, с необходимостью преодолеть их.
Все средства воспитания сознательной дисциплины должны основываться на убеждении. Только в этом случае дисциплинированность становится одним из важных нравственных качеств формирующейся личности и отвечает формуле сознательной дисциплины: организованное поведение и сознательная дисциплина необходимы обществу, в котором ты живешь, коллективу, членом которого ты являешься, а следовательно, тебе самому.
В воспитании сознательной дисциплины школьников чрезвычайно большая роль принадлежит режиму, налаживание которого без взаимодействия школы со семьей невозможно, режим не сковывает развитие личности ребенка, а напротив, способствует успешному учению и активной творческой деятельности школьника. Можно рассказать родителям и ребятам о множестве замечательных людей – тружениках производства, писателях, ученых, педагогах, врачах, которым соблюдение четкого, продуманного режима помогло до глубокой старости сохранить работоспособность, ясность мысли, бодрость физических и душевных сил.
По мере того, как ребята становятся старше, они сами должны принимать активное участие в выработке целесообразного режима дня и контролировать его выполнение. Наряду со стимулированием, осуществляемым школой и родителями, все большую роль начинает играть самостимуляция. Например, родители многих школьников – подростков жалуются, что их 13-15-летние дети не приходят вовремя домой с вечерней прогулки или допоздна засиживаются у телевизора. Вот что рассказала в связи с этим на недавнем родительском собрании мать одного семиклассника: «В начале учебного года я поговорила с сыном. Ваня, говорю, ты теперь уже взрослый. Мне просто стыдно тебя загонять домой. Ответь сам серьёзно: в какое время ты считаешь нормальным возвращаться с прогулки, и давай договоримся, что позже ты приходить не будешь. Договорились, что он не будет возвращаться домой позднее десяти часов вечера. И теперь он сам, уходя гулять, говорит, когда вернется. Однажды Ваня опоздал на пятнадцать минут. Я спросила, как это произошло. Оказывается, увлекся игрой, забыл. Знаешь, сказала я ему, так взрослые люди не поступают. Если это будет повторяться, нам придется вернуться к прежнему порядку. Больше разговаривать с Ваней на эту тему не приходилось».
Этот пример хорошо раскрывает важное положение методики воспитательного процесса: мастерство педагога в том и состоит, чтобы умело подготовить своих питомцев к самостоятельным действиям. Здесь, в частности, мать умело использовала действие такого важного морального стимула, как доверие.
Опыт нашей школы, где актив обучающихся и родителей совместно контролирует выполнение школьниками режима дня: домашних заданий, трудовых обязанностей в семье, утренней зарядки и т.п.- весьма эффективен. Это приучает ребят переходить от простого послушания к действительно сознательной дисциплине, формирует навыки самоорганизации.
Сознательная дисциплина характеризуется прежде всего развитым чувством ответственности. Сейчас трудно найти семью, где бы ребенок наотрез отказался выполнить просьбу старших сходить за хлебом, купить молока, убрать квартиру. Однако далеко не в каждой семье эти несложные обязанности стали для детей их постоянными трудовыми заботами, за которые они несут определенную ответственность.
Ответственность – одно из стержневых качеств личности, которое будучи сформированным, становится могучим внутренним стимулом, регулирующим всю свою деятельность. Формирование ответственности у детей и подростков – длительный процесс. Вот почему важно с малых лет приучать ребят к ответственному выполнению посильных обязанностей в школе и дома.
Основанием воспитания дисциплинированности А.С.Макаренко называл требование. Это важное положение иногда искажают, толкуют как некое подавление личной свободы ребенка, принижение его достоинства, недооценку нравственных мотивов поведения и т.д. Педагогам и родителям следует использовать в воспитательных целях именно те формы личных отношений с детьми, которые основываются на положительных эмоциях и предполагают опору на внутренние стимулы.
К числу внутренних стимулов относятся эмоционально-психические состояния детей, их моральные чувства и переживания, также формирующиеся убеждения. Поступок, побудителем которого являются внутренние стимулы, характеризуется как «поступок по секрету». Таким появлением дисциплинированного поведения является, например, дежурство по школе без участия учителей. Гордость за оказанное доверие, реальная ответственность за организацию жизни своей школы – вот что в данной ситуации побуждает ребят быть образцом поведения, требовать сознательной дисциплины от своих товарищей.
Сжатая, но емкая программа воспитания дисциплинированности школьников заложена в Правилах для обучающихся. На основе Правил необходимо вести систематическую работу и с детьми, и с их родителями. Не только многие родители, но иногда и учителя судят о дисциплинированности подростка по единственному критерию: слушается – не слушается. А ведь послушание – лишь один из признаков дисциплинированности. Отношение к учению, труду, общественной работе, к личному имуществу и народному достоянию, к товарищам в коллективе и членам своей семьи, к учителям, умение разумно распределять и использовать время – словом, весь очерченный Правилами круг обязанностей школьников должен приниматься во внимание, когда речь идет о воспитании сознательной дисциплины.
Могучее средство воспитания дисциплинированности – единство слова и дела учителей и родителей, их личный пример. И чем старше школьник, тем большее влияние оказывает на него личный пример воспитателя – учителя, отца, матери. Никакие меры принуждения не создадут авторитета, если собственное поведение воспитателя в глазах детей не заслуживает уважения. Важно также иметь в виду, что в процессе объективно складывающихся воспитательных отношений обучающиеся могут подвергаться и воздействию отрицательного примера, этого своеобразного «антистимула». В таких ситуациях положительный пример не дает результата, пока не удастся преодолеть действие отрицательного примера, разрушить тот ложный идеал, который избран ребенком для подражания.
Воспитанию дисциплинированного поведения школьников служат также поощрения и наказания. Это сильнодействующие средства, порой надолго выводящие ребенка из уравновешенного эмоционального состояния. Поэтому применять их надо всегда очень продуманно и лишь тогда, когда это действительно необходимо. И во всех случаях школа и семья должны действовать согласованно. Поощрять детей за проявление дисциплинированности надо лишь тогда, когда они берут какой-то нравственный рубеж в своем поведении, преодолевают подъем. Но порой похвала уместна и там, где на первый взгляд поведение ребенка заслуживает осуждения. Вот пример из рассказа родителей: Славик пришел домой с явными следами потасовки: с головы до ног в снегу, верхняя пуговица вырвана «с мясом», нос подозрительно припух. Мать сумела сдержать себя от первой бурной реакции. И уже через несколько минут ей все стало известно. Оказалось, мальчик вступился за малыша. «А ты у нас, выходит, парень смелый и справедливый», - задумчиво сказала она. И это, наверное, было самой высокой наградой за всю короткую жизнь Славика.
Некоторые родители ошибочно полагают, что детей надо воспитывать без наказаний. Школа должна настойчиво разъяснять, что ни о каких видах физического воздействия не может быть и речи: наша педагогическая наука отрицает их полностью. Но какие-то формы осуждения, известные ограничения, лишения удовольствий приходится иногда применять и в самой благополучной семье.
Школа должна бороться и с заблуждением тех родителей, которые видят в наказаниях какую-то панацею, с помощью которой можно всегда добиться послушания, дисциплинированности ребенка. Однако наказывать следует лишь в особых случаях, когда ребенок явно нарушает хорошо известную ему моральную норму. Сознательно не подчиняется справедливым требованиям родителей, учителей и поступает так из чисто эгоистических, индивидуалистических побуждений. Но при этом необходимо добиваться, чтобы наказание было осознанным, побуждало провинившегося исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния. Только это может служить показателем нравственно-воспитательной эффективности наказания.
Чрезвычайно важно разъяснять родителям недопустимость, вред физических наказаний, а также любых мер воздействия, унижающих достоинство детей. Оскорбительные замечания, презрительные клички, злые насмешки, которые позволяют себе иные родители, надолго ранят и калечат детскую душу, зачастую являются причиной, побуждающей к резким срывам поведения школьника.
Таким образом, общая тенденция в воспитании сознательной дисциплины состоит в постоянном возрастании роли морального стимулирования и в переходе внешних стимулов во внутренние, что происходит по нескольким направлениям. В школе это проявляется прежде всего в некотором сокращении сферы административного регулирования поведения ребят: все более широкий круг вопросов обсуждается и решается самими обучающимися, значительная часть решений, принимаемых администрацией, учителями и классными руководителями, опирается на общественное мнение ученического коллектива. Возрастает и моральный уровень требований к поведению ребят. Критерием оценки поведения ребят становится уже не просто послушание, а инициатива, умение вовремя помочь товарищу, потребовать дисциплинированного поведения от себя и других. Этот процесс будет проходить тем успешнее, чем энергичнее он будет поддерживаться семьей.
Особенно ценными в нравственно-воспитательном отношении по укреплению сознательной дисциплины являются такие побудители, как просьба, совет, намек, выражение доверия ребенку, одобрение его действий и т.п., что предоставляет ему известную свободу выбора той или иной линии поведения, возможность самому решать, как следует поступить в данной конкретной ситуации. А это как раз и означает, что происходит переход внешнего стимула, идущего от требований школы и семьи, в стимул внутренний, в действие по собственной инициативе, по убеждению.
В заключение нужно подчеркнуть, что только тесное взаимодействие школы и семьи обеспечивает целенаправленное формирование дисциплинированности обучающихся в течение всей их школьной жизни. Школа, естественно, берет на себя ведущую роль в организации такого взаимодействия. Выступая в нем активным началом, она ведет среди родителей широкую разъяснительную работу и постепенно повышает их педагогическое образование. Тем самым обеспечивается возрастающее единство педагогических требований школы и семьи. А это главный залог успеха в воспитании вообще и в воспитании дисциплинированности обучающихся, в частности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вышинская Елизавета Марковна
→ 0055 17.02.2011 5 7297 905 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.