Статья "Совершенствование техники чтения" + презентация
Навык чтения включает в себя 2 компонента: техническую сторону чтения и смысловую. К технической стороне относится: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения и правильность чтения. К смысловой стороне – выразительность чтения и понимание прочитанного. Главное понимать прочитанное, ведь ребёнок учиться читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Техническая же сторона подчиняется и обслуживает смысловую.
Рассмотрим способ чтения. Образно его можно представить в виде лесенки, по которой поднимаются дети. Кто-то шагает быстро, кто-то медленно, но ни один из них не может перескочить через ступеньку, все проходят эти уровни.
Я взяла 1 класс в середине 3 четверти, а на март приходится окончание букварного периода. На какой же ступеньке находятся дети, с которыми я начала работать? На конец 1 полугодия темп чтения должен составлять 20-25 слов в минуту, а на конец 1 класса – 45 слов. Я столкнулась с тем, что показатели техники чтения у детей неоднородны, причём примерно у половины класса цифровой показатель был ниже 20 слов в минуту (у 6 человек – от 10 до 15 слов). Кроме того, приблизительно у 40% учащихся класса логопедом было выявлено общее недоразвитие речи, в частности нечёткое произношение звуков.
Детям, которые находятся на этапе послогового способа чтения, трудно справиться с текстами, включенными в учебники 1 класса. Задания в учебниках по чтению и остальным предметам содержат тексты, включающие слова со сложной слоговой структурой и грамматической конструкцией, они рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. В наших учебниках недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык синтетического способа чтения у слабочитающих детей. Как же помочь моим ученикам преодолеть эти трудности?
Мной были изучены работы психологов Костроминой С. Н. и Нагаевой Л. Г., профессора Федоренко И. Т., статьи в журнале «Начальная школа» Зайцева В. Н. и других учителей, работающих над этой темой, так же познакомилась с работами Мисаренко Г. Г.
В своей практике я использовала систему занятий Костроминой и Нагаевой для индивидуальной работы со слабочитающим ребёнком. Эти занятия дали хорошие результаты: значительно увеличилась скорость чтения, повысилось качество чтения (сократилось количество ошибок, чтение стало более выразительным), а самое главное ребёнок полюбил книгу. Но осуществить индивидуальную работу с каждым учащимся класса в рамках урока практически невозможно, поэтому я решила привлечь к данной работе родителей.
Задачи, которые я перед собой поставила:
1.Определить уровень сформированности навыка чтения, на котором находится каждый ребёнок.
2. Выявить ошибки, которые допускают дети при чтении.
3.Провести тестирование для определения возможных причин, тормозящих совершенствование техники чтения.
4. На основе выше перечисленного подобрать систему индивидуальных занятий родителей с детьми. За основу взять занятия, разработанные психологами Костроминой С. Н. и Нагаевой Л. Г.
Первая и вторая задачи были решены путём проведения проверки техники чтения, наблюдения учителем за чтением детей на уроках, а так же наблюдения родителей за домашним чтением.
Прежде чем говорить о результатах работы, хочу остановиться на причинах, тормозящих совершенствование техники чтения, и на упражнениях, направленных на преодоление трудностей при чтении.
Причины и помехи тормозящие скорость чтения.
Психологи выделяют 7 основных причин:
1.Природный темп деятельности.
2. Регрессии.
3. Отсутствие антиципации.
4. Артикуляция.
5. Малое поле зрения.
6. Уровень организации внимания.
7.Уровень развития памяти.
Теперь подробнее остановлюсь на каждой из причин, расскажу о тестах, которые я провела в своём классе, и их результатах.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Эктова Наталья Алексеевна
→ nata1968 18.09.2011 1 12436 2556 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.