Разработка проблемно-поискового урока по теме «Абсолютная и относительная адресация» для 9 класса



Ивачева Надежда Николаевна

МБОУ «Самусьский лицей»

учитель информатики













































Разработка проблемно-поискового урока по теме «Абсолютная и относительная адресация»

Цели урока:


Обучающие:

  • Сформулировать алгоритм изменения абсолютных и смешанных ссылок при копировании формулы из активной ячейки в любую другую.

  • Систематизировать знания учащихся по данной теме.


Развивающие:

  • Научить использовать знания, полученные на уроках информатики, в жизненных ситуациях.

  • Развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике.

  • Развивать познавательную деятельность учащихся, развивать умение анализировать происходящие изменения в решении задач.

  • Развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект.

  • Развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.


Воспитательные:

  • Развивать культуру общения, воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти, умение работать в группе.

Тип урока: Комбинированный.

Метод: Проблемно – поисковый.

Возраст учащихся: 9 класс.

Ход урока:

  1. Оргмомент, приветствие.


  1. Повторение материала предыдущих уроков.

Учитель: На предыдущем уроке мы выполняли с вами расчеты в электронных таблицах, используя ссылки на относительные адреса ячеек. Давайте вспомним этот материал (фронтально):

    1. Данные каких типов могут находиться в ЭТ?

    2. Что такое ссылка?

    3. Какие бывают ссылки?

    4. Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вниз, вверх (что изменяется, а что остается неизменным)?

    5. Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вправо, влево (что изменяется, а что остается неизменным)?

    6. Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вправо и вниз (вверх), влево и вниз(вверх)( что изменяется, а что остается неизменным)?

    7. Вспоминаем правило, выведенное на прошлом уроке:

Номер столбца (строки) изменяется на столько, на сколько отличается номер столбца (строки), где оказалась скопированная формула, от номера столбца (строки) исходной ячейки.

    1. Посмотрим, какие получатся формулы при копировании формулы из ячейки С1 в ячейки С2, С3, D4,H1?(решаем задания и подтверждение находим в ЭТ, таблица заранее заготовлена и через проектор выводим для обозрения учащимся).












  1. Создание проблемной ситуации:

Давайте рассмотрим следующий пример:

Жильцы вашего дома потребляют электроэнергию. Нужно рассчитать, сколько им придется заплатить за прошедший месяц, если даны показания предыдущего месяца и прошедшего, стоимость 1 Квт составляет 1,6 руб. Данные представлены в следующей таблице (с помощью проектора показываю таблицу, представленную в Excel).











Учитель: Что предварительно нужно найти, чтобы рассчитать, сколько нужно заплатить каждому жильцу?

Учащиеся: Потребление электроэнергии каждым жильцом.

Учитель: Каким образом это сделать?

Учащиеся: Найти разницу между показаниями декабря и ноября, составить формулу в ячейке D5: =C5-B5, затем эту формулу скопировать на диапазон ячеек D6:D13 .













Учитель: А правильно ли произведен расчет? Результаты каких ячеек легко помогут нам в этом убедиться?

Учащиеся: Результаты ячеек D7 и D10, получилось 100 и 200 соответственно и это правильный ответ, можно просто пощелкать по формулам и проверить, верные ли формулы там стоят.

Учитель: А как найти стоимость потребленных услуг?

Учащиеся: Потребленную энергию умножить на стоимость 1 Квт.

Для этого составим формулу: =D5*B3 , а затем ее скопируем в диапазон ячеек Е6:Е13. Учитель выполняет эти действия на компьютере, и учащиеся видят на демонстрационном экране следующую картину: 











Учитель: Скопировали и что же получили? Почему- то стоит #ЗНАЧ (и не один раз)? Давайте проверим, а расчет в других ячейках идет верно? Для контроля возьмем ячейку Е10. Сколько в ней должно было получиться?

Учащиеся: 320 руб.

4. Поиски пути выхода из проблемной ситуации:

Почему это произошло? Попробуйте на своих компьютерах ( файл находится на рабочем столе), может быть мы ошиблись или что-то не учли, проверьте правильно ли написаны формулы в ячейках столбца Е?

Учащиеся, щелкая по ячейкам, смотрят, как изменились ссылки на относительные адреса ячеек. Затем ученикам предлагается подумать над тем, какие формулы должны быть записаны в ячейках Е5-Е13, причем эти формулы учитель записывает на доске =D5*B3, =D6*B3,… =D133. Обращаем внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения.

Учитель: Как этого добиться? Для того, чтобы адрес не изменялся при копировании, применяется значок $. Его можно поставить либо перед строкой, либо перед столбцом, например: В$3,$B3. В первом случае не будет меняться при копировании строка, а во втором – столбец. Это есть смешанные ссылки, у них есть абсолютная (неизменяемая, обозначаемая знаком $) часть и относительная (изменяемая) часть. Запишем в тетрадь: «При копировании формул со смешанными ссылками, эти ссылки преобразуются таким образом, что абсолютная часть остается без изменений, а для относительной части действует правило изменения относительных ссылок при копировании».

А если этот знак поставить перед строкой и перед столбцом? Например: $B$3. Что в этой формуле не будет меняться при копировании?

Учащиеся: И строка, и столбец.

Учитель: Это и есть абсолютная ссылка. Запишем в тетрадь: «Абсолютная ссылка – это ссылка, которая не изменяется при копировании формулы в другую ячейку». Запишите домашнее задание: повторить всю теорию по теме «ЭТ»

Физкультминутка (выполняем упражнения для снятия усталости с глаз и физической усталости под руководством учителя)

Учитель: А теперь скажите, какой из этих трех вариантов нам подходит, чтобы ответ получился правильным, учитывая, что мы копируем вниз(меняются номера строк, а название столбцов остается неизменным)?

Учащиеся: В$3, $B$3.

Учитель: Давайте попробуем и проверим правильность ответов. (Учащиеся выполняют задание).

Задание 2. (готовая таблица в том же файле на рабочем столе, на листе 2)

Учитель: Теперь попробуйте, поэкспериментируйте, проверьте правильность высказанных нами предположений относительно всех видов ссылок при выполнении следующих заданий, напечатанных на листочках:

Определить, какой вид приобретет формула после того, как ее скопируют в ячейку, выделенную желтым цветом.

Первое задание выполняем вместе: высказываем предположение, записываем его в тетрадь и проверяем с помощью компьютера, а затем – самостоятельно, можно использовать консультации учителя, взаимопомощь.















Учитель: Ребята, кто успешно справился с предыдущим заданием и кому не нужна консультация, проверьте себя (задания находятся на листочках):

  1. Д ан фрагмент электронной таблицы:







Чему станет равным значение ячейки D3, если в нее скопировать формулу из ячейки С1?

1) 450 2) 0 3)600 4) 165

  1. В ячейке C1 записана формула =$B1-3. Какой вид приобретет формула, после того как формулу из ячейки C1 скопируют в ячейку D2?

1) =$B2-3 2) =$B1-3 3) =$B1-3 4) =$B3-3

  1. В ячейке В1 записана формула =$А$1+$А3. Какой вид приобретет формула, после того как формулу из ячейки B1 скопируют в ячейку D2?

1) =$А$1+$А2 2) =$А$1+$А3 3) =$А$1+$А4 4) =$C$2+$C4

  1. В ячейке C1 электронной таблицы записана формула =B1-$A2. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку C1 скопируют в ячейку D4?

1) =C4-$A5 2) = C4-$A2 3) = B4-$A5 4) = D4-$A5

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:





В ячейку C1 введена формула: =$А$2+3*B$1, а затем скопирована в ячейку D2. Какое значение в результате появится в ячейке D2?

1) 11 2) 35 3) 16 4) 24

  1. В ячейке В1 записана формула =D$2-2*C2. Какой вид будет иметь формула, если ячейку В1 скопировать в ячейку А2?

1) =D$3-2*C3. 2) =D$3-2*C3. 3) =B$2-2*D3. 4) =C$2-2*B3.

Проверку правильности выполнения заданий можно осуществить индивидуально, отмечая учащихся, которые справились успешно. Их можно оценить, учитывая работу на уроке в целом. Необходимо отметить и тех учащихся (для себя), которые не справились с целью доработки на следующих занятиях.

Задание 3. Примените полученные знания при решении следующей задачи: (готовая таблица находится в том же файле на рабочем столе, лист 3)

Семья из 4 человек заказала в кафе мороженое, пирожное и напитки, заказ можно представить в виде следующей таблицы:












Вычислить, сколько было оплачено за каждого члена семьи и сколько за весь заказ в целом?

5. Подведение итогов урока, объявление оценок.



















Ссылок я не указываю, потому что, все, что здесь написано, разработано мной самой. Единственная идея, которая мной была использована, взята из тестов ГИА и ЕГЭ по информатике (тестовая самостоятельная работа).

















Полный текст материала Разработка проблемно-поискового урока по теме «Абсолютная и относительная адресация» для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ивачева Надежда Николаевна  INN2013
28.01.2013 0 3920 798

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0