Разработка урока информатики по теме "Изменения ссылок при копировании в ячейки" для 9 класса
Ивачева Надежда Николаевна
МБОУ «Самусьский лицей»
учитель информатики
«Исследование закономерности изменения абсолютных и смешанных ссылок при копировании формул»
Цели урока:
Обучающие:
Исследовать закономерность изменения абсолютных и смешанных ссылок при копировании формулы.
Сформулировать правило изменения абсолютных и смешанных ссылок при копировании формулы из активной ячейки в любую другую.
Систематизировать знания учащихся по данной теме.
Развивающие:
Научить использовать знания, полученные на уроках информатики, в жизненных ситуациях.
Развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике.
Развивать познавательную деятельность учащихся, развивать умение анализировать происходящие изменения в решении задач.
Развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект.
Развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.
Воспитательные:
Развивать культуру общения, воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти, умение работать в группе.
Тип урока: Комбинированный.
Метод: Проблемно – поисковый.
Возраст учащихся: 9 класс.
Ход урока:
Оргмомент, приветствие.
Повторение материала предыдущих уроков.
Учитель: На предыдущем уроке мы выполняли с вами расчеты в электронных таблицах, используя ссылки на относительные адреса ячеек. Давайте вспомним этот материал (фронтально):
Данные каких типов могут находиться в ЭТ?
Что такое ссылка?
Какие бывают ссылки?
Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вниз, вверх (что изменяется, а что остается неизменным)?
Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вправо, влево (что изменяется, а что остается неизменным)?
Как изменяются ссылки на относительные адреса при копировании формулы вправо и вниз (вверх), влево и вниз(вверх)( что изменяется, а что остается неизменным)?
Вспоминаем правило, выведенное на прошлом уроке:
Номер столбца (строки) изменяется на столько, на сколько отличается номер столбца (строки), где оказалась скопированная формула, от номера столбца (строки) исходной ячейки.
Посмотрим, какие получатся формулы при копировании формулы из ячейки С1 в ячейки С2, С3, D4, H1?(решаем задания и подтверждение находим в ЭТ, таблица заранее заготовлена и через проектор выводим для обозрения учащимся).
Создание проблемной ситуации:
Давайте рассмотрим следующий пример:
Жильцы вашего дома потребляют электроэнергию. Нужно рассчитать, сколько им придется заплатить за прошедший месяц, если даны показания предыдущего месяца и прошедшего, стоимость 1 Квт составляет 1,6 руб. Данные представлены в следующей таблице (с помощью проектора показываю таблицу, представленную в Excel).
Учитель: Что предварительно нужно найти, чтобы рассчитать, сколько нужно заплатить каждому жильцу?
Учащиеся: Потребление электроэнергии каждым жильцом.
Учитель: Каким образом это сделать?
Учащиеся: Найти разницу между показаниями декабря и ноября, составить формулу в ячейке D5: =C5-B5, затем эту формулу скопировать на диапазон ячеек D6:D13 .
Учитель: А правильно ли произведен расчет? Значения каких ячеек помогут нам в этом убедиться?
Учащиеся: Результаты ячеек D7 и D10, получилось 100 и 200 соответственно и это правильный ответ, можно просто пощелкать по формулам и проверить, верные ли формулы там стоят.
Учитель: А как найти стоимость потребленных услуг?
Учащиеся: Потребленную энергию умножить на стоимость 1 Квт.
Для этого составим формулу: =D5*B2 , а затем ее скопируем в диапазон ячеек Е6:Е13. Учитель выполняет эти действия на компьютере, и учащиеся видят на демонстрационном экране следующую картину:
Учитель: Скопировали и что же получили? Почему- то стоит #ЗНАЧ (и не один раз)? Давайте проверим, а расчет в других ячейках идет верно? Для контроля возьмем ячейку Е10. Сколько в ней должно было получиться?
Учащиеся: 320 руб.
Учитель: Как вы думаете, почему это произошло?
Выдвижение гипотез учащимися, учитель их записывает на доске:
Неправильно написали формулу;
Что-то не учли;
Программа работает неправильно;
…
Учитель: Хорошо, а теперь давайте подтвердим или опровергнем эти предположения. Садитесь за компьютеры, эта таблица находится у вас на рабочем столе, файл «Абсолютная и относительная адресация», лист 1, может быть мы ошиблись или что-то не учли, проверьте правильно ли написаны формулы в ячейках столбца Е? Экспериментируйте, пробуйте, но не забывайте, что формулу в ячейке Е5 нужно написать так, чтобы после копирования ее в диапазон Е6:Е13 расчеты получились верными.
Учащиеся, щелкая по ячейкам, смотрят, как изменились ссылки на относительные адреса ячеек, кто-то из них начинает писать формулы в каждую ячейку столбца Е, понимая, что адрес В6 не должен меняться, кто-то просто пытается многократно написать формулы и скопировать их. Иногда, 1 или 2 ученика, вспомнив теорию, после некоторых мучений делают это задание правильно. Этих учащихся нужно обязательно отметить и попросить их объяснить, на основании чего они сделали эти действия. Если ни один из учащихся так и не догадался, то им предлагается подумать над тем, какие формулы должны быть записаны в ячейках Е5-Е13, причем эти формулы учитель записывает на доске =D5*B2, =D6*B2,… =D13*В2. Обращаем внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения.
Учитель: Как этого добиться? Вспомните теорию: «Для того, чтобы адрес не изменялся при копировании…».
Для того, чтобы адрес не изменялся при копировании, применяется значок $. Его можно поставить либо перед строкой, либо перед столбцом, например: В$2,$B2. В первом случае не будет меняться при копировании строка, а во втором – столбец. Это есть смешанные ссылки, у них есть абсолютная (неизменяемая, обозначаемая знаком $) часть и относительная (изменяемая) часть.
А если этот знак поставить перед строкой и перед столбцом? Например: $B$2. Что в этой формуле не будет меняться при копировании?
Учащиеся: И строка, и столбец.
Учитель: Это и есть абсолютная ссылка.
Учитель: А теперь скажите, какой из этих трех вариантов нам подходит, чтобы ответ получился правильным, учитывая, что мы копируем вниз (меняются номера строк, а название столбцов остается неизменным)?
Учащиеся: В$2, $B$2.
В формуле адрес В2 не может изменяться, поэтому формула в ячейке D5 может выглядеть следующим образом: = D5*B$2 или =D5*$B$2.
Учитель: Давайте попробуем и проверим правильность наших рассуждений. (Учащиеся выполняют задание, проверяют правильность ответов).
Физкультминутка (выполняем упражнения для снятия усталости с глаз и физической усталости под руководством учителя).
Запишите домашнее задание: повторить всю теорию по теме «ЭТ»
Задание 2. (готовая таблица в том же файле на рабочем столе, на листе 2).
Учитель: Теперь попробуйте, поэкспериментируйте, проверьте правильность высказанных нами предположений относительно всех видов ссылок. Попытайтесь найти закономерность изменения абсолютных и смешанных ссылок при копировании их в другие ячейки (акцентируя внимание на то, какая часть ссылки меняется, а какая нет) и грамотно ее сформулировать.
На столах у ребят находятся листочки с заданиями:
Определить, какой вид приобретет формула после того, как ее скопируют в ячейку, выделенную желтым цветом.
П ервое задание выполняем вместе: высказываем предположение, записываем его в тетрадь и проверяем с помощью компьютера, а затем – самостоятельно, можно использовать консультации учителя, взаимопомощь.
После выполнения практической работы формулируем выводы и записываем их в тетрадь:
При копировании формул со смешанными ссылками, эти ссылки преобразуются таким образом, что абсолютная часть остается без изменений, а для относительной части действует правило изменения относительных ссылок при копировании.
Абсолютные ссылки при копировании формулы в другую ячейку не изменяются.
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы поняли этот материал (задания находятся на листочках, без использования компьютеров):
В ячейке C1 записана формула =$B1-3. Какой вид приобретет формула, после того как формулу из ячейки C1 скопируют в ячейку D2?
1) =$B2-3 2) =$B1-3 3) =$B1-3 4) =$B3-3
В ячейке В1 записана формула =$А$1+$А3. Какой вид приобретет формула, после того как формулу из ячейки B1 скопируют в ячейку D2?
1) =$А$1+$А2 2) =$А$1+$А3 3) =$А$1+$А4 4) =$C$2+$C4
В ячейке C1 электронной таблицы записана формула =B1-$A2. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку C1 скопируют в ячейку D4?
1) =C4-$A5 2) = C4-$A2 3) = B4-$A5 4) = D4-$A5
Дан фрагмент электронной таблицы:
В ячейку C1 введена формула: =$А$2+3*B$1, а затем скопирована в ячейку D2. Какое значение в результате появится в ячейке D2?
1) 11 2) 35 3) 16 4) 24
В ячейке В1 записана формула =D$2-2*C2. Какой вид будет иметь формула, если ячейку В1 скопировать в ячейку А2?
1) =D$3-2*C3. 2) =D$3-2*C3. 3) =B$2-2*D3. 4) =C$2-2*B3.
Д ан фрагмент электронной таблицы:
Чему станет равным значение ячейки D3, если в нее скопировать формулу из ячейки С1?
1) 450 2) 0 3)600 4) 165
Проверку правильности выполнения заданий можно осуществить индивидуально, отмечая учащихся, которые справились успешно. Их можно оценить, учитывая работу на уроке в целом. Необходимо отметить и тех учащихся (для себя), которые не справились с целью доработки на следующих занятиях.
Задание 3. Примените полученные знания при решении следующей задачи: (готовая таблица находится в том же файле на рабочем столе, лист 3)
Семья из 4 человек заказала в кафе мороженое, пирожное и напитки, заказ можно представить в виде следующей таблицы:
Вычислить, сколько заплатили за каждого члена семьи и сколько за весь заказ в целом?
5. Подведение итогов урока, объявление оценок.
Ссылок я не указываю, потому что, все, что здесь написано, разработано мной самостоятельно. Единственная идея, которая мной была использована, взята из тестов ГИА и ЕГЭ по информатике (тестовая самостоятельная работа).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ивачева Надежда Николаевна
→ INN2013 28.01.2013 0 3404 630 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.