Классный час "Правда и ложь"; 2 класс
«Правда и ложь»
Цель: сформировать у детей понятие о правде и лжи.
Оборудование: карточки со словами, высказывания на листочках, пословицы на листочках, две куклы, разноцветные ленточки и лоскутки.
Ход занятия
Дети входят в класс под веселую музыку и становятся в круг.
Учитель: Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и посмотрим друг другу в глаза.
Учитель: Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными и конечно улыбнёмся друг другу. Займите свои места.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры». Как, вы, думаете, почему сказка так называется? Что может произойти в этой сказке?
Чтение учителем сказки «Две сестры»
«За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали - Правда, другую (Как вы, думаете, ее звали?) – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудится. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: (Что ложь могла сказать им?) «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: (Что сделает ленивый человек?) ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. (А можно избавиться ото лжи? И как это сделать?) Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».
Учитель: Понравилась вам сказка? Почему? О ком шла речь в сказке?
Учитель: Оправдались ваши предположения, о которых вы говорили перед прослушиванием сказки?
Учитель: Что-то новое узнали о правде и лжи?
Учитель: Ребята, а можно уберечь себя ото лжи? (ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
Учитель: Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос я предлагаю вам одеть двух кукол. (Показывает двух кукол)
Игра «Одень кукол – сестренок Правду и Ложь»
(Предлагается одежда темных и светлых цветов, различные ленточки и тряпочки)
(Дети по очереди выходят и подбирают одежду для кукол, комментируют свой выбор.)
Учитель: Правда и ложь у нас две сестры. Как вы думаете, почему? Почему у одних и тех же родителей вырастают разные по характеру дети? От кого это зависит?
Значение слов «правда» и «ложь» из толкового словаря.
Учитель: Ребята, как вы считаете, что такое «правда»? (Ответы детей)
Правда – это высказывание соответствующее действительности.
Она включает в себя, силу и превосходство. Этими качествами обладают те люди которые никогда не обманывают. Ведь не всегда просто и легко сказать правду.
Учитель: А как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины, с определённой целью и намерениями.)
Учитель: Давайте обсудим и выберем из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.
правда ложь
истина неправда
действительность обман
откровенность враньё
Игра «Правда или ложь?»
Учитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Правда или ложь».
Учитель: Дети по очереди выходят к доске и читают высказывания, написанные на листочках.
-
ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
-
ЧА-ЩА пиши с буквой Я.
-
Если у слона хорошее настроение, то он летает.
-
Завтра будет суббота.
-
На березе растут яблоки.
-
Наша Земля круглая.
-
Летом идет дождь.
-
Если я получу двойку, мама обрадуется.
-
Собака ловит мышей.
-
Писатели пишут книги.
Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.
Учитель: О чем этот рассказ?
- Чего боятся мальчики?
-Как поступили мальчики?
- Почему первые два мальчика соврали и чем все это закончилось?
- Как поступил третий мальчик? Правильно ли он сделал?
- Как бы вы поступили на его месте? Почему?
Учитель: Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.
Обсуждение ситуаций.
Учитель: Как бы вы поступили, если:
- получили двойку;
-опоздали на урок;
-не успели убраться дома до прихода с работы мамы;
- не выполнили домашнее задание.
Работа над пословицами.
Учитель: О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы их знаете.
Учитель: Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.
(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Учитель: Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.
Учитель: А вы знаете пословицы о правде и лжи? (Ответы детей)
Подведение итога.
Учитель: Теперь вы знаете, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.
Итог работы.
Составление правил честного поведения.
1) Сказал – сделай.
2) Не уверен – не обещай.
3) Ошибся – признайся.
4) Говори только то, что думаешь.
5) Не можешь сказать правду – объясни почему.
6) Поступай только честно.
Учитель: Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен.
Напоследок поиграем в игру «От сердца к сердцу»
По кругу, начиная с учителя, дети заканчивают предложение: «Я стараюсь быть честным и правдивым, потому что …»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клецко Мария Васильевна
→ nat-motina 30.11.2018 0 14228 1040 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы