Конспект классного часа "Твой выбор. Правильный выбор"


Сценарий классного часа

На тему «Твой выбор. Правильный выбор.»


 

Каждый человек, сделав свой выбор,

сам определяет свою судьбу.

Пояснительная записка

         В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в обществе относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

    Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

                             Особенность классного часа состоит в том, что, размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, обучающиеся постигают это через собственное развитие.

                   Смыслообразующие идеи классного часа:

-        наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом –        сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

-         умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если каждый стремиться понять себя и другого и в, то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

-        умение принимать достойное решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

-         осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

 

Ход классного часа.

Цели:

Формирование нравственных понятий: доброта, вежливость, человечность. 
• Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 
• Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. 
• Работать над выработкой положительных черт характера. 

Задачи:

  1. Определить степень нравственных норм учащихся.

  2. Выявить наличие нравственных потребностей учащихся.

  3. Оказать посильную помощь в приобретении навыков общения.

В начале классного часа обучающиеся делятся на 2-3 группы.

Очень легко говорить о нравственности, но постоянно принимать нравственные решения очень трудно. Иногда поступки и решения приносят пользу одним людям за счет других. Поэтому человек, принимающий решение, должен уметь обдумывать вопросы и видеть возможные последствия того или иного выбора.

Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека.

В разные времена люди пытались найти такие нравственные нормы взаимоотношений, которые бы объединяли (а не разъединяли) человеческое сообщество, делали его возможным.

Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт. 
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно. Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным, уметь анализировать свои поступки.

 

Давайте разберём с вами ситуацию, которая произошла недавно в нашем городе.

«Славик, Андрей и Николай учились в 11 – ом классе. Нельзя сказать, что у них были общие интересы, но жили в одном доме, поэтому часто бывали вместе. Андрей и Николай учились неплохо. Славик похуже. Он еще с 13 лет дружил в основном со старшими мальчиками. В 9-ом классе вместе с друзьями ограбили магазин. Их поймали, судили, и мальчик получил условный срок.

Однажды вечером, когда все уроки были сделаны, Слава, Андрей и Николай сидели у подъезда. Вдруг они увидели, что Олю, их одноклассницу, провожает какой – то парень, явно не из их района. Славик предложил ребятам проучить незнакомца. Мальчики колебались, им было непонятно-зачем это? Но «опытный» Славик объяснил, что «они мужчины, что это их двор и они не должны позволять кому попало приходить сюда без их разрешения». Потом он заявил, что Андрей и Николай слюнтяи, и он без их помощи разберется с незнакомцем, отстоит честь двора».

Далее классный руководитель предлагает в группах обсудить следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, что испытали ребята в этой ситуации?

  2. То, о чем просил Славик, - это товарищеская услуга?

  3. Не помочь Славику – это предательство?

  4. Какой вы видите выход для Андрея и Николая из этой ситуации?

После этого обучающиеся, работая в группах, заполняют следующие таблицы:

 

1 –я группа: «Мой выбор – надо помочь Славе»

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

2- я группа: «Мой выбор – Славе помогать не надо».

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

3 – я группа: «мой выбор – Славу нужно отговорить»

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Один вариант таблицы могут заполнять 2-3 группы. В ходе обсуждения они могут дополнять друг друга. Классному руководителю желательно систематизировать высказывания учеников, показав все возможные последствия тог или иного выбора.

После обсуждения ребятам надо постараться найти несколько способов решения проблемы.

 

 

 

Продолжение истории.

«Ребятам после слов Славы стало стыдно, и они согласились помочь товарищу. Когда незнакомец возвращался, мальчишки затеяли с ним ссору, началась драка. Точнее, это была не драка, а избиение, ведь численный и физический перевес был на стороне «хозяев» двора. Когда мальчишка упал и перестал защищаться, ребята пошли домой.

Через два дня Славик сообщил своим друзьям, что незнакомец лежит в больнице, у него сотрясение мозга и милиция ищет тех, кто его избил. Андрей и Николай испугались. Слава их успокоил, сказав, что надо все отрицать и в случае чего говорить, что незнакомец сам затеял ссору. А если даже их поймают, то им ничего не будет, он то знает. А авторитет ребят во дворе и в школе после этого только возрастет. Андрея это успокоило, но Николай переживал. На следующий день в школу пришел сотрудник полиции. Он беседовал и со Славой, и с Николаем, и с Андреем. Однако мальчишки отрицали свою вину в случившемся».

 

Вопросы для обсуждения в группах.

  1. Как бы вы поступили на месте Николая и Андрея?

  2. Есть ли у ребят выход из этой ситуации?

Работа в группах.

 

1 – ая группа: «Мой выбор – надо помочь правоохранительным органам в раскрытии этого преступления»

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

2 – ая группа: «Мой выбор – не помогать правоохранительным органам в раскрытии этого преступления».

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Как и в первом случае, один вариант таблицы могут заполнять 2-3 группы. В ходе обсуждения они могут дополнять друг друга. Классному руководителю желательно систематизировать высказывания учеников, показав все возможные последствия того или иного выбора.

Продолжение истории.

«Николай стал переживать еще сильнее после прихода в школу полиции. Он не удержался и все рассказал родителям. В тот же вечер мальчик с мамой и папой сходили в больницу к избитому мальчишке. Коля с ним поговорил и извинился за свои действия. Родители пообещали возместить все расходы, связанные с пребыванием в лечебном учреждении. После разговора с родителями и похода в больницу на душе мальчика стало легче. Утром с мамой он отправился к Славе и Андрею. Те вновь отказались признавать свою вину и извиняться перед пострадавшим. В полиции Николай честно все рассказал и раскаялся в совершенном. Андрей и Слава бравировали, заявляя, что лучше пусть будет суд, но унижать себя извинениями они не станут».

 

Задание для работы в группах: предложите варианты окончания истории.

 

Окончание истории.

 

«Андрей и Слава были осуждены по ст.112 УК РФ за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью». Андрей получил 2 года условно с испытательным сроком 1,5 года. Славу отправили в воспитательную колонию общего режима на 3 года. Суд признал, что исправление Николая может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия и освободил его от уголовной ответственности».

 

Вопросы для работы в группе:

  1. Как вы думаете, на чем было основано решение суда в отношении Николая?

  2. Почему, на ваш взгляд, принудительные меры воспитательного воздействия не были применены к Андрею и Славе?

 

В конце обучающимся предлагается написать пять слов о своем отношении к проблеме занятия.

 

 

 

Информация для классного руководителя.

 

Гуманный подход проявляется к несовершеннолетним, виновным в совершении преступления, и в тех случаях, когда им назначается уголовное наказание. Из тринадцати видов наказания, предусмотренных ст.44 УК, к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, могут применяться лишь шесть (ст.88 УК):

  1. Штраф;

  2. Лишение прав заниматься определенной деятельностью;

  3. Обязательные работы;

  4. Исправительные работы;

  5. Арест;

  6. Лишение свободы на определенный срок (при этом он может превышать 10 лет)

Подростки могут быть освобождены от уголовной ответственности и подвергнуты принудительным мерам воспитательного воздействия. Применение принудительных мерам воспитательного воздействия. Применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно при соблюдении ряда условий:

  1. Преступление должно быть совершено впервые.

  2. Преступление не должно быть более тяжким, чем преступление средней тяжести.

  3. Суд должен признавать возможным исправление несовершеннолетнего мерами воспитательного воздействия.

Только наличие каждого из этих условий в отдельности и всех их в совокупности дает суду законные основания для применения к несовершеннолетним принудительным мерам воспитательного воздействия и освобождения его от уголовной ответственности.

Освобождённом от уголовной ответственности несовершеннолетнему могу быть назначены судом принудительные меры воспитательного воздействия четырех видов:

  1. Предупреждение.

  2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.

  3. Возложение обязанностей загладить причинённый вред.

  4. Ограничение досуга и установление особых требований к досугу несовершеннолетнего.

При этом подростку может быть назначено одновременно несколько из перечисленных мер воспитательного воздействия.

 

Задача классного руководителя – показать, что введенный для несовершеннолетних впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, особый вид освобождения от уголовной ответственности, соединенный с назначением принудительных мер воспитательного воздействия, не является актом всепрощения таких преступников. Он дает им шанс исправиться. Если же эти лица будут систематически уклоняться от исполнения указанных мер, последние могут быть отменены, а сами несовершеннолетние – подвергнуты уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательного учреждения, авт.- составитель Е.Ю.Ляпина,/- Волгоград: Учитель, 2008г.

2. Социальная педагогика: курс лекций: учебные пособия для высш.учебн. заведений, под общ.ред. М.А.Галагузовой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

3. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)/О.В.Хухлаева.- 2-изд. Испр. И доп.- М.; Генезис, 2008.

4. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковцев.-М.: ВАКО, 2005.

5.Тематические плакаты «Профилактика правонарушений среди школьников»/ изд «Учитель» 2014 г.

 

ИНТЕРЕТ –РЕСУРСЫ:

http//nsportal.ru/shkola/obshestvoznanie/library/2013/09/03/pravonarusheniya-i-yuridicheskaya-otvetstvennost

http//nsportal.ru/shkola/sotsialnaja-pedagogika/library/2011/10/25/pravonarusheniya-sredi-podrostkov

 


Полный текст материала Конспект классного часа "Твой выбор. Правильный выбор" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коклин Николай Петрович  Публикатор
03.12.2020 0 5227 275

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК