Тематическое планирование курса «Алгоритмизация и программирование» по информатике и ИКТ; 9 класс



Деева Мария Олеговна - учитель информатики ГОУ СОШ № 878

Тематическое планирование

курса «Алгоритмизация и программирование» для 9 класса основной школы.

Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312). В Федеральном базисном учебном плане допускается выделение не более 14 учебных часов на изучение модуля «Алгоритмизация и программирование» в 9 классе основной школы.

Составленное мной тематическое планирование уроков для данного модуля предусматривает 12 уроков и выполнение 7 практических работ, 3 проверочные работы и 1 итоговую контрольную работу (45 минут).

урока

Тема

Практическая работа или контроль знаний

1-2

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Самостоятельная работа «Блок-схема»

Цель - проверить умение учащихся записывать алгоритм в виде блок-схемы. (20мин)

3

Языки программирования, их классификация. Паскаль. Правила представления данных. Основные типы данных. Имена в Паскале. Синтаксические диаграммы.

Тест «Имена в Паскале. Синтаксические диаграммы. Основные типы данных» (15 мин)

4

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Самостоятельная работа «Синтаксис основных операторов»

(15 минут)

5

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

Практическая работа №1

6

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

Практическая работа №2

7

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. Цикл с предусловием и постусловием, цикл со счетчиком.

Практическая работа №3

8

Разработка алгоритма (программы), содержащей вложенный цикл.

Практическая работа №4

9

Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

Практическая работа №5

10

Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Практическая работа №6

11

Разработка алгоритма (программы) по обработке двумерного массива.

Практическая работа №7

12

Итоговый контроль знаний (45 минут)

Контрольная работа

Далее рассмотрим один из вариантов заданий для каждого урока плана.

Самостоятельная работа «Блок-схема»

Цель - проверить умение учащихся записывать алгоритм в виде блок-схемы.

1.Нарисовать блок-схему эффективного алгоритма, подсчитывающего количество цифр в положительном целом n-значном числе, которые больше 4.

2. Нарисовать блок-схему вычисления по известным a и n следующего выражения 1-a+a2-a3+a4-….+(-1)n an с использованием арифметических действий.

Тест «Имена в Паскале. Синтаксические диаграммы. Основные типы данных»

  1. Отметить идентификаторы, которые нельзя использовать в Паскале в качестве имен:

a, a_1a, aaaaa1,123, _1, _a_, if, a-d-c, KTO, CША, sin, do

ответ: 123,if, a-d-c,США, sin, do; KTO – если это кириллица

  1. К какому типу относится описание: переменные логического типа, занимают в памяти 1 байт, могут принимать значения true или false.

Char, Integer, Byte, Word, Real, Boolean

Ответ: Boolean.

  1. Какой ответ получим в результате выполнения программы?

var m, k: byte;

begin

m:=1;

k:=0;

while (m<5) do m:=m+1; k:=k+m;

writeln (k)

end.

а) 4 б) 5 в) 6 ответ: 5

Самостоятельная работа «Синтаксис основных операторов»

Цель – проверить знания учащимися основных операторов, способность выявлять синтаксические ошибки в уже написанных программах.

  1. описать структуру цикла while и особенности его выполнения.

  2. Найдите ошибку во фрагменте программы:

var i,k,s: integer;

begin

i:=1

k:=0

s:=5;

for i:=1 to k s:=s-1;

writeln (s)

end.

Ответ: в заголовке цикла допущена ошибка – пропущено служебное слово do

Практическая работа №1 Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

Вычислите значение следующего выражения |39*54-842|

Var

A,B,C,D: integer;

begin

A:=39;

B:= 54;

C:=84;

D:= Abs(A*B-sgr (C));

writeln (D)

end.

Практическая работа №2 Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

Составить БСА и написать программу для задачи нахождения корней квадратного уравнения.

Практическая работа №3 Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

Задача нахождения факториала заданного числа. Вычисление суммы ряда.

Практическая работа №4 Разработка алгоритма (программы), содержащей вложенный цикл.

Создание числовой матрицы с помощью датчика случайных чисел.

Практическая работа №5 Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

Поиск максимального элемента массива.

Практическая работа №6 Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Считывание координаты точки и определение принадлежности этой точки заданной области.

Практическая работа №7 Разработка алгоритма (программы) по обработке двумерного массива.

Заполнить двумерный массив согласно правилу: каждый элемент принимает значение суммы своего номера строки и номера столбца, в получившимся массиве подсчитать количество четных чисел.

Контрольная работа

Цель работы: проверить усвоение материала темы.

1.Вычислить значения выражений:

1) (х*y<>0) and (y>x) при x=2, Y=1;

2) not a and b при а=true, b=false.

2. Cколько раз выполняется оператор while в следующем фрагменте программы?

S:=0; k:=1;

while S<=7 do

begin

k:=k+1;

S:=S+k;

end;

  1. Найдите значения y,p.

нач

x:=1;n:=2; p:=x*x*x;

пока p<n

нц

y:=p; p:= p+1;

кц

кон

Ответы:

1.1) false, 2) false 2. 3 раза 3) y=1,p=2

4. Используя каждый раз разные виды операторов цикла, написать три фрагмента программы вывода на печать всех целых чисел от М до N.

Используемые материалы:

Курс лекций Андреевой Е.В. Методика обучения основам программирования на уроках информатики, изд-во Педагогический университет 1 сентября, 2010-11гг.


Полный текст материала Тематическое планирование курса «Алгоритмизация и программирование» по информатике и ИКТ; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Деева Мария Олеговна  Marya66
14.10.2011 1 8003 1062

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК