Тематическое планирование курса «Алгоритмизация и программирование» по информатике и ИКТ; 9 класс
Деева Мария Олеговна - учитель информатики ГОУ СОШ № 878
Тематическое планирование
курса «Алгоритмизация и программирование» для 9 класса основной школы.
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312). В Федеральном базисном учебном плане допускается выделение не более 14 учебных часов на изучение модуля «Алгоритмизация и программирование» в 9 классе основной школы.
Составленное мной тематическое планирование уроков для данного модуля предусматривает 12 уроков и выполнение 7 практических работ, 3 проверочные работы и 1 итоговую контрольную работу (45 минут).
№ урока |
Тема |
Практическая работа или контроль знаний |
1-2 |
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. |
Самостоятельная работа «Блок-схема» Цель - проверить умение учащихся записывать алгоритм в виде блок-схемы. (20мин) |
3 |
Языки программирования, их классификация. Паскаль. Правила представления данных. Основные типы данных. Имена в Паскале. Синтаксические диаграммы. |
Тест «Имена в Паскале. Синтаксические диаграммы. Основные типы данных» (15 мин) |
4 |
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. |
Самостоятельная работа «Синтаксис основных операторов» (15 минут) |
5 |
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. |
Практическая работа №1 |
6 |
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. |
Практическая работа №2 |
7 |
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. Цикл с предусловием и постусловием, цикл со счетчиком. |
Практическая работа №3 |
8 |
Разработка алгоритма (программы), содержащей вложенный цикл. |
Практическая работа №4 |
9 |
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. |
Практическая работа №5 |
10 |
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. |
Практическая работа №6 |
11 |
Разработка алгоритма (программы) по обработке двумерного массива. |
Практическая работа №7 |
12 |
Итоговый контроль знаний (45 минут) |
Контрольная работа |
Далее рассмотрим один из вариантов заданий для каждого урока плана.
|
Самостоятельная работа «Блок-схема» Цель - проверить умение учащихся записывать алгоритм в виде блок-схемы. 1.Нарисовать блок-схему эффективного алгоритма, подсчитывающего количество цифр в положительном целом n-значном числе, которые больше 4. 2. Нарисовать блок-схему вычисления по известным a и n следующего выражения 1-a+a2-a3+a4-….+(-1)n an с использованием арифметических действий. |
|
|
|
Тест «Имена в Паскале. Синтаксические диаграммы. Основные типы данных» Отметить идентификаторы, которые нельзя использовать в Паскале в качестве имен: a, a_1a, aaaaa1,123, _1, _a_, if, a-d-c, KTO, CША, sin, do ответ: 123,if, a-d-c,США, sin, do; KTO – если это кириллица К какому типу относится описание: переменные логического типа, занимают в памяти 1 байт, могут принимать значения true или false. Char, Integer, Byte, Word, Real, Boolean Ответ: Boolean. Какой ответ получим в результате выполнения программы? var m, k: byte; begin m:=1; k:=0; while (m<5) do m:=m+1; k:=k+m; writeln (k) end. а) 4 б) 5 в) 6 ответ: 5 |
|
Самостоятельная работа «Синтаксис основных операторов» Цель – проверить знания учащимися основных операторов, способность выявлять синтаксические ошибки в уже написанных программах. описать структуру цикла while и особенности его выполнения. Найдите ошибку во фрагменте программы: var i,k,s: integer; begin i:=1 k:=0 s:=5; for i:=1 to k s:=s-1; writeln (s) end. Ответ: в заголовке цикла допущена ошибка – пропущено служебное слово do |
|
Практическая работа №1 Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Вычислите значение следующего выражения |39*54-842| Var A,B,C,D: integer; begin A:=39; B:= 54; C:=84; D:= Abs(A*B-sgr (C)); writeln (D) end. |
|
Практическая работа №2 Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. Составить БСА и написать программу для задачи нахождения корней квадратного уравнения. |
|
Практическая работа №3 Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. Задача нахождения факториала заданного числа. Вычисление суммы ряда. |
|
Практическая работа №4 Разработка алгоритма (программы), содержащей вложенный цикл. Создание числовой матрицы с помощью датчика случайных чисел. |
|
Практическая работа №5 Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. Поиск максимального элемента массива. |
|
Практическая работа №6 Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. Считывание координаты точки и определение принадлежности этой точки заданной области. |
|
Практическая работа №7 Разработка алгоритма (программы) по обработке двумерного массива. Заполнить двумерный массив согласно правилу: каждый элемент принимает значение суммы своего номера строки и номера столбца, в получившимся массиве подсчитать количество четных чисел. |
|
Контрольная работа Цель работы: проверить усвоение материала темы. 1.Вычислить значения выражений: 1) (х*y<>0) and (y>x) при x=2, Y=1; 2) not a and b при а=true, b=false. 2. Cколько раз выполняется оператор while в следующем фрагменте программы? S:=0; k:=1; while S<=7 do begin k:=k+1; S:=S+k; end; Найдите значения y,p. нач x:=1;n:=2; p:=x*x*x; пока p<n нц y:=p; p:= p+1; кц кон Ответы: 1.1) false, 2) false 2. 3 раза 3) y=1,p=2 4. Используя каждый раз разные виды операторов цикла, написать три фрагмента программы вывода на печать всех целых чисел от М до N. |
Используемые материалы:
Курс лекций Андреевой Е.В. Методика обучения основам программирования на уроках информатики, изд-во Педагогический университет 1 сентября, 2010-11гг.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Деева Мария Олеговна
→ Marya66 14.10.2011 1 8003 1062 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.