Образовательная программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов
города Набережные Челны Республики Татарстан
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от ____ ____________ 200__ г. № ____
Директор школы № 27
_____________________ Ионова Г.М.
подпись
Введено приказом № _______
от _____ _____________ 200__ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТ
ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ
(VIII класс – 1 час в неделю, 35 часов в год; IX класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Егорова М.В., учитель информатики, I кв. категория
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора _______________ Пиглицына Н.И.
подпись
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ____ _____________ 200__ г. № ____
Руководитель МО _____________ Елакова О.А.
подпись
Набережные Челны
2008
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос¬сии от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Про-грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес-сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ-ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы-ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион¬ная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис-пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы-вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро-вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 клас-сах направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор-мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помо¬щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре¬зультаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо-собностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор-мации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при вы-полнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль¬нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получе-нием, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных техноло-гий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представле-ния о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча¬щихся с совре-менными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ¬ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива¬ется изучени-ем и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли¬цами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника¬ций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно-го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон-трольной работы.
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Вос-приятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества ин-фор¬мации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода инфор¬мации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интер¬фейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 10 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 5 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
9 класс
6. Передача информации в компьютерных сетях – 11 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архи¬вы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпь-ю¬терных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
7. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информа¬ционные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Ин¬формационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
8. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
9. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
10. Управление и алгоритмы - 9 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
11. Программное управление работой компьютера – 11 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вы¬вода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки програм¬мы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
12. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Итоговое повторение и контроль - 4 часа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 27
___________ Ионова Г.М.
подпись
Календарно-тематический план
Егоровой Марины Викторовны
учителя информатики на 2008/2009 учебный год
План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по инфор-мати¬ке и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312).
Предмет Класс Всего кол-во часов Кол-во часов в неделю Количество
контрольных работ зачетов тестовых заданий лабораторных, прак-тических работ демонстрация Автор учебника, год издания
Информатика
и ИКТ 8а, б, в, г 35 1 2 - 2 8 - И.Г. Семакин, 2008
Информатика
и ИКТ 9а, б, в 68 2 2 - 7 2 - И.Г. Семакин, 2004
Методическая тема на 2008/2009 учебный год
Городская Школьная Учителя
Развитие творческой активности работников образования города через совершенствование информационно-образовательной среды как условие успешного управления качеством образования и воспитания. Совершенствование методической службы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в развитии ведущих учебных умений и формирования положительных поведенческих навыков учащихся. Индивидуализация обучения при изучении компьютерных технологий.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО заместитель директора
протокол от ___ __________ 200__ г. № ____ ___________ Пиглицына Н.И.
Руководитель МО ___________ Елакова О.А. подпись
подпись
Дата ______________
8 класс
№ Изучаемый раздел,
тема учебного материала Количество часов Календарные сроки
планируемые /фактические Планируемые результаты Контрольно-
измерительные материалы
8А 8Б 8В 8Г знания умения ОУУН
и способы деятельности
1. Человек и информация. 5
1 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. 1 назначение информа-тики; понятие ин-формации и инфор-мационного процес-са; основные свойст-ва информации; ос-новные виды инфор-мационной деятель-ности человека; ос-новные составляю-щие схемы передачи информации; основ-ные единицы измере-ния объема информа-ции; приводить примеры информационной деятельности челове-ка;
приводить примеры использования техни-ческих устройств, при работе с информаци-ей;
определять информа-ционный объем тек-стового сообщения; организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;
владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, ре-шать познавательные зада-чи;
умение осуществлять само-контроль в учебной дея-тельности;
2 Информация и знания. 1
3 Информационные процессы. 1
4 Измерение информации. Еди-ницы измерения информации. 1
5 Практическая работа «Изме-рение информации». 1
2. Первое знакомство с ком-пьютером. 7
6 Назначение и устройство компьютера. 1 базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитекту-ры компьютера;
назначение и основ-ные характеристики основных устройств компьютера; класси-фикация видов объяснять отличие одного вида памяти от другого;
ориентироваться в характеристиках уст-ройств ввода-вывода;
соблюдать правила ТБ при работе с ком-пьютером; умение готовить доклады, рефераты;
владение устной речью;
работа с учебником;
создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной мо-дернизации ПК;
7 Характеристики основных устройств компьютера. 1
8 Контрольная работа «Чело-век и информация». 1 «Человек и ин-формация»
тестирование
9 Программное обеспечение и его типы. 1 памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, при-кладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные дей-ствия с ними; назна-чение Рабочего стола, Панели задач; свободно работать на клавиатуре компью-тера; классифициро-вать программы; про-сматривать информа-цию о параметрах файла и папки; вы-полнять разными способами стандарт-ные действия с окна-ми; изменять пара-метры Рабочего сто-ла; планирование собственного информационного про-странства;
сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;
анализ, обобщение и систе-матизация информации;
применение ранее получен-ных ЗУН в новой ситуации;
10 Пользовательский интерфейс. 1
11 Файлы и файловые структу-ры. 1
12 Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС». 1
3. Обработка текстовой ин-формации. 10
13 Представление текстов в па-мяти компьютера. 1 понятие кодировоч-ной таблицы; виды кодировок русских букв;
основные объекты текстовых докумен-тов и их параметры;
технология создания, редактирования и форматирования тек-стового документа;
технология копиро-вания, перемещения и удаления фрагмен-тов текста через бу-фер обмена; нахождение инфор-мационного объема текста;
кодировать и декоди-ровать текстовые со-общения;
создание и редакти-рование текстового документа;
владение операциями редактирования и форматирования тек-ста;
использование справочной литературы;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
выполнение основных опе-раций над текстом в среде текстового редактора;
составление на основе тек-ста таблицы, схемы, графи-ка;
подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;
14 Текстовые редакторы и тек-стовые процессоры. 1
15 Практическая работа «Основ-ные приемы ввода и редакти-рования». 1
16 Контрольная работа «Файло-вая система. Представление текста». 1 КР
тестирование
17 Практическая работа «Форматирование текста». 1
18 Работа с фрагментами текста. 1
19 Практическая работа «Работа с таблицами». 1
20 Дополнительные возможно-сти текстового редактора. 1
21 Практическая работа «Воз-можности текстового редак-тора». 1 применение ранее получен-ных ЗУН в новой ситуации;
22 Контрольная работа «Обра-ботка текстовой информа-ции». 1 анализ, обобщение и систе-матизация информации;
КР
практическая форма
4. Технология обработки графической информации. 5
23 Компьютерная графика и об-ласти ее применения. 1 возможности графи-ческого редактора и назначение управ-ляющих элементов;
особенности растро-вой графики;
технология создания и редактирования графических объек-тов; создание и редакти-рование графических объектов;
осуществлять дейст-вия с фрагментом и с рисунком в целом;
умение самостоятельно вы-полнять упражнения;
создание информационных объектов для оформления учебной работы;
действовать по инструкции, алгоритму;
24 Графические редакторы рас-трового типа. 1
25 Кодирование изображения. 1
26 Практическая работа «Работа с векторным ГР». 1
27 Технические средства компь-ютерной графики. 1
5. Технология мультимедиа. 5
28 Понятие мультимедиа. Ком-пьютерные презентации. 1 понятие мультиме-диа; принципы пред-ставления звука в памяти компьютера;
режимы создания и просмотра слайдов:
использование спе-цэффектов;
способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;
настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; соз-давать новую презен-тацию без помощи мастера и примене-ния шаблонов;
изменять порядок слайдов;
настраивать анима-цию;
применять спецэф-фекты; создание информационных объектов для оформления учебной работы;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характе-ра;
умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;
владение культурой речи;
29 Практическая работа «Созда-ние презентации». 1
30 Представление звука в памяти компьютера. 1
31 Использование гиперссылок. 1
32 Контрольная работа «Графика и мультимедиа». 1 основные моменты демонстрации слай-дов; применение ранее получен-ных ЗУН в новой ситуации; «Графика и мультимедиа»
традиционная
Повторение. 3
33 Решение задач по теме «Из-мерение информации». 1 умение самостоятельно вы-полнять упражнения, ре-шать познавательные зада-чи;
умение осуществлять само-контроль в учебной дея-тельности;
анализ, обобщение и систе-матизация информации;
34 Повторение темы «Обработка текстовой информации». 1
35 Повторение темы «Обработка графической информации». 1
9 класс
№ Изучаемый раздел,
тема учебного мате-риала Количество часов Календарные сроки
планируемые /фактические Планируемые результаты Контрольно-
измерительные материалы
9А
(1) 9А
(2) 9Б
(1) 9Б
(2) 9В
(1) 9В
(2) знания умения ОУУН
и способы деятельности
Повторение и входящий контроль. 3
1 Вводное занятие. Прави-ла техники безопасности. 1 назначение ин-форматики; поня-тие информации и информационного процесса; измере-ние информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов выполнение тре-бований ТБ, ги-гиены, эргономики и ресурсосбе-режения при рабо-те со средствами ИКТ; определение информационного объема текса; организация рабочего места; выполнение пра-вил гигиены труда; уме-ние самостоятельно вы-полнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осущест-влять самоконтроль в учебной деятельности;
2 Повторение темы «Из-мерение и обработка текстовой информации». 1
3 Входная контрольная работа. 1 входная КР
тестирование
6. Передача информации в компьютерных сетях. 11 9А 9Б 9В
4 Компьютерные сети. 1 понятие компью-терной сети;
назначение и принципы функ-ционирования локальных и гло-бальных компью-терных сетей;
назначение и принципы работы электронной поч-ты; работа в локаль-ной сети кабинета информатики и ИКТ;
работа в браузере;
осуществлять по-иск информации в сети Интернет; пользоваться электронной по-чтой и файловыми архивами; поиск информации в ли-тературе и Интернете;
самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач;
5 Практическая работа «Работа в локальной сети». 1
6 Электронная почта, те-леконференции, обмен файлами. 1
7 Практическая работа «Работа с электронной почтой». 1
8 Интернет. Поиск инфор-мации в Интернет. 1 основные прото-колы передачи данных;
назначение про-граммы-браузера и её управляющих элементов;
технология поиска информации в сети Интернет; создание про-стейших Web-страниц; сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различ-ных источников, в том числе СМИ;
преобразование инфор-мации одного вида в другой;
представление информа-ции в оптимальной фор-ме в зависимости от ад-ресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке; КР «Компью-терные сети» тестирование
9 Практическая работа «Работа с WWW». 1
10 Практическая работа «Поиск информации в Интернет». 1
11 Создание Web-страницы с использованием Word. 1
12 Оформление web-страницы. 1
13 Практическая работа «Создание простейшей Web-страницы». 1
14 Контрольная работа «Интернет». 1 применение ранее полу-ченных ЗУН в новой си-туации КР «Интернет»
практическая форма
7. Информационное мо-делирование. 5 9А 9Б 9В
15 Понятие модели. Графи-ческие информационные модели. 1 основные виды классификации моделей;
основные типы информационных моделей;
основные этапы моделирования и последователь-ность их выполне-ния; разработка схемы моделирования для любой задачи;
построение и ис-следование ин-формационной модели, в том числе на компью-тере;
выделение объек-та управления и управляющего воздействия; умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравни-вать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количе-ственное описание изу-чаемого объекта;
проведение эксперимен-та; использование раз-ных видов моделирова-ния; выявление сущест-венных признаков объ-екта;
16 Табличные модели. 1
17 Информационное моде-лирование на компьюте-ре. 1
18 Практическая работа «Проведение компью-терных экспериментов». 1
19 Контрольная работа «Информационное моде-лирование». 1 КР «Информа-ционное моде-лирование» тест
8. Хранение и обработка информации в базах данных. 11 9А 9Б 9В
20 Базы данных и информа-ционные системы. 1 понятие базы дан-ных и ее основных элементов;
технология созда-ние и редактиро-вания баз данных;
технология поиска и замены данных, сортировки, груп-пировки, фильт-рации;
назначение и тех-нология создания форм, отчетов, запросов; создание и редак-тирование базы данных;
заполнение дан-ными созданной структуры и про-ведение редакти-рования данных;
создание и редак-тирование формы;
осуществление выборки, сорти-ровки и просмотра данных в режиме списка и формы;
реализация про-стых запросов на выборку данных в конструкторе за-просов;
реализация запро-сов со сложными условиями выбор-ки; оперирование понятия-ми, суждениями;
установление причинно-следственных связей;
классификация инфор-мации;
умение составлять таб-лицы, схемы, графики;
умение анализировать, сравнивать, классифици-ровать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количе-ственное описание изу-чаемого объекта;
21 Назначение СУБД. 1
22 Проектирование одно-табличной базы данных. 1
23 Практическая работа «Создание базы дан-ных». 1
24 Условия поиска инфор-мации, логические вы-ражения. 1
25 Практическая работа «Формирование простых запросов к БД». 1
26 Логические операции. Сложные условия поис-ка. 1
27 Практическая работа «Формирование слож-ных запросов к БД». 1
28 Сортировка записей, ключи сортировки. 1
29 Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение». 1
30 Контрольная работа «Обработка информации в БД». 1 КР «Обработка информации в БД»
тестирование
9. Табличные вычисле-ния на компьютере. 11 9А 9Б 9В
31 Двоичная система счис-ления. 1 типы систем счис-ления;
системы счисле-ния, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной систе-мы счисления в системы счисле-ния используемые в компьютере, и наоборот; назна-чение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таб-лицы и их харак-теристики, типы данных электрон-ной таблицы; пра-вила записи, ис-пользования и копирования фор-мул и функций; технология созда-ния, редактирова-ния и форматиро-вания табличного документа; поня-тия относительной и абсолютной ссылки; техноло-гия создания и редактирования диаграмм; перевод десятич-ных чисел в дво-ичную, восьме-ричную и шестна-дцатеричную сис-темы счисления;
перевод в двоич-ную систему счисления из де-сятичной, восьме-ричной, шестна-дцатеричной сис-тем счисления;
создание структу-ры ЭТ и заполне-ние её данными;
редактирование электронной таб-лицы;
использование шрифтового оформления и других операций форматирования;
запись формул и использование в них встроенных функций;
создание и редак-тирование диа-граммы; умение составлять таб-лицы, схемы, графики;
умение читать таблицу, диаграмму;
анализ и синтез, обобще-ние и классификация, сравнение информации;
составление на основе текста таблицы, графика;
определение проблем собственной учебной деятельности и установ-ление их причины;
32 Представление чисел в памяти компьютера. 1
33 Электронные таблицы. 1
34 Практическая работа «Работа с готовой ЭТ». 1
35 Абсолютная и относи-тельная адресация. Встроенные функции. 1
36 Использование функций. Сортировка таблиц. 1
37 Логические функции. 1
38 Деловая графика. 1
39 Практическая работа «Построение диаграмм». 1
40 Математическое моде-лирование с использова-нием ЭТ. 1
41 Контрольная работа «Табличные вычисле-ния». 1 КР «Табличные вычисления»
тестирование
10. Управление и алго-ритмы. 9 9А 9Б 9В
42 Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгорит-мов. 1 понятия объекта управления, управляющего воздействия, об-ратной связи;
структура замкну-той и разомкнутой систем управле-ния;
назначение алго-ритма и его опре-деление;
структура основ-ных алгоритмиче-ских конструкций;
представление алгоритма в виде блок-схемы;
основные стадии разработки алго-ритма; использование основных алго-ритмических кон-струкций для по-строения алгорит-мов;
работа в среде учебного испол-нителя; действовать по инструк-ции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобще-ние и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестан-дартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в кол-лективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование про-блемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установ-ление их причины;
43 Практическая работа «Построение линейных алгоритмов». 1
44 Управление с обратной связью. Использование циклов. 1
45 Практическая работа «Работа с циклами». 1
46 Ветвления. 1
47 Практическая работа «Использование ветвле-ний». 1
48 Контрольная работа «Алгоритмизация». 1 КР «Алгоритми-зация»
практическая форма
49 Вспомогательные алго-ритмы. 1
50 Практическая работа «Использование вспомо-гательных алгоритмов». 1
11. Программное управ-ление работой компью-тера. 11 9А 9Б 9В
51 Алгоритмы работы с величинами. 1 назначение языков программирова-ния;
алфавит языка программирова-ния Pascal; разработка и за-пись на языке про-граммирования Pascal типовых алгоритмов; выполнение действий по инструкции, алгоритму;
составление алгоритмов;
анализ и синтез, обобще-ние и классификация,
сравнение информации;
52 Язык Паскаль. Основные операторы. 1
53 Практическая работа «Разработка линейных программ». 1 объекты, с кото-рыми работает программа (кон-станты, перемен-ные, функции, выражения, опера-торы и т.д.);
основные типы данных и операто-ры языка Паскаль;
определение мас-сива, правила опи-сания массивов, способы хранения и доступа к от-дельным элемен-там массива; владение основ-ными приемами работы с массива-ми: создание, за-полнение, сорти-ровка массива, вывод элементов массива в требуе-мом виде;
использование знаний в стандартной и нестан-дартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в кол-лективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование про-блемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установ-ление их причины;
54 Оператор ветвления. 1
55 Практическая работа «Разработка программ с ветвлением». 1
56 Логические операции. 1
57 Циклы на языке Паскаль. 1
58 Практическая работа «Циклы в Паскале». 1
59 Одномерные массивы в Паскале. 1
60 Практическая работа «Обработка одномерных массивов». 1
61 Контрольная работа «Программное управле-ние работой компьюте-ра». 1 КР «Программ-ное управление работой компь-ютера»
тестирование
12. Информационные технологии в обществе. 4 9А 9Б 9В
62 Предыстория информа-ционных технологий. 1 характерные чер-ты информацион-ного общества и информационной культуры челове-ка; умение различать лицензионные, условно бесплат-ные и бесплатные программы; умение применять ком-муникационные техно-логии в своей повсе-дневной деятельности;
63 История ЭВМ и ИКТ. 1
64 Основы социальной ин-форматики. 1 проблемы инфор-мационной безо-пасности;
правовые аспекты охраны программ и данных; умение опреде-лять основные компоненты ин-формационной культуры челове-ка;
65 Контрольная работа «Информационные тех-нологии в обществе». 1 КР
«Информацион-ные технологии в обществе»
тестирование
Итоговое повторение. 3 9А 9Б 9В
66 Повторение темы «Ком-пьютерные сети». 1 определение проблем собственной учебной деятельности и установ-ление их причины;
67 Решение задач по теме «Алгоритмизация и про-граммирование». 1
68 Повторение темы «Базы данных». 1
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
• сущность понятия «информация», ее основные виды;
• вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации:
• программный принцип работы компьютера;
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техноло-гий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: откры-вать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не¬обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить про-верку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про¬цессе проектирования с использованием основных операций графических редакто-ров; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принте-ром, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседнев-ной жизни для:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных кол-лек¬ций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать
• сущность понятия «информация», её основные виды:
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации;
• программный принцип работы компьютера:
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техноло-гий;
• назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техноло-гий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и дос-тупа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользовать-ся меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасно-сти;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку пра-вописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы гра-фики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принте-ром, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев-ной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, ди-намических (электронных) таблиц, программ (в том чи
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Марина Викторовна
→ egma 27.05.2009 0 16369 3826 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.