Рабочая программа "Информатика" 7 кл., базовый уровень
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 2»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Информатика»
7 класс, базовый уровень третий год обучения
г. Радужный
2008
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 2
_________ Л.А.Качалов
«____»_______2008 г.
Разработчик: Е.П. Ропот, учитель информатики и математики МОУ СОШ № 2.
Рецензент: заместитель директора МОУ СОШ № 2 по УРИКТ. А.Р. Гималетдинов
Рассмотрено на заседании школьного МО протокол № от «___»________2008 года
Рекомендовано к реализации методическим советом МОУ СОШ № 2 протокол №
от «___» _______2008 года
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005). Она существенно дополняет содержание учебника «Информатика» для 7 класса. Программа составлена с учётом изучения учащимися информатики в 5 и 6 классах. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
контрольная работа;
практикум.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
Рабочая программа курса «Информатика» для 7-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Учащиеся должны знать/понимать:
знать функциональную схему компьютера;
знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
состав и назначение программного обеспечения компьютера;
знать назначение и основные функции операционной системы;
правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
различия растрового и векторного способа представления графической информации;
назначение и возможность систем компьютерного черчения;
уметь:
выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
создавать мультимедийные компьютерные презентации;
уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
Содержание
курса информатики
и информационных
технологий
для
7 класса
Содержание курса информатики и информационных технологий для 6 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Теоретическая информатика:
История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.
Данные и программы.
Файлы и файловая система.
Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы
Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.
Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.
Системы компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС. Построение основных чертежных объектов.
Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.
Средства информатизации:
– Аппаратное обеспечение компьютера.
– Файл, основные операции с файлами.
– Программное обеспечение компьютера.
– Назначение операционной системы.
– Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
Информационные технологии:
– Графический редактор: назначение и основные функции.
– Мультимедийные технологии.
Социальная информатика:
– Предыстория информатики.
– Основные этапы развития вычислительной техники.
– Роль информации в жизни общества.
– Информационная этика.
Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Учебно-тематический план
«Информатика в 6 классе» (34 часа)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе: |
|
Практические работы |
Контр. работы |
|||
Компьютер и программное обеспечение (14 часов) |
||||
1 |
Информация. Информатика Техника безопасности |
1 |
|
|
2 |
История развития вычислительной техники
|
1 |
Практическая работа № 1: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» |
|
3 |
Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера
|
1 |
Практическая работа № 1: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» |
|
4
|
Процессор
|
1 |
Практическая работа № 1: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» |
|
5 |
Устройства ввода информации.
|
1 |
Практическая работа № 1: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» |
|
6 |
Устройства вывода информации
|
1 |
Практическая работа № 2: «Разрешающая способность экрана монитора и мыши»
|
|
7 |
Внутренняя и долговременная память компьютера |
1 |
|
|
8
|
Носители информации Работа с дискетой |
1 |
Практическая работа № 3: «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты» |
|
9 |
Носители информации |
1 |
|
|
10 |
Типы персональных компьютеров
|
1 |
Практическая работа № 4: «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти» |
|
11 |
Растровая и векторная графика |
1 |
Практическая работа № 5: «Знакомство с графическим интерфейсом Windows» |
|
12 |
Файлы и папки Инструменты графического редактора |
1 |
Практическая работа № 6: «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» |
|
13
|
Файловая система. Операции над файлами
|
1 |
Практическая работа № 7: «Редактирование изобра-жений в растровом редак-торе Paint» |
|
14 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Компьютер и программное обеспечение» |
1 |
|
1 |
15
|
Растровые и векторные редакторы Инструменты векторного графического редактора |
1 |
Практическая работа № 8: «Инструменты векторного графического редактора
|
|
16 |
Растровые и векторные редакторы
|
1 |
Практическая работа № 9: «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word» |
|
17
|
Программмное обеспечение компью-тера. Операционная система
|
1 |
Практическая работа № 10: «Рисование трех-мерных объектов в век-торном редакторе StarOffice Draw» |
|
18 |
Прикладное программное обеспечение
|
1 |
Практическая работа № 11: «Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw» |
|
19 |
Правовые основы распространения программмного обеспечения
|
1 |
Практическая работа № 12: «Сохранение изображения в различных графических форматах» |
|
20 |
Графический интерфейс операционных систем и приложений |
1 |
|
|
21 |
Знакомство с графическим интерфейсом Windows |
1 |
|
|
22 |
Компьютерные вирусы и антивирус-ные программы Защита от вирусов: обнаружение и лечение |
1 |
|
|
23 |
Системы компьютерного черчения Построение основных чертежных объектов |
1 |
|
|
24 |
Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения |
1 |
Практическая работа № 13: «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения» |
|
25 |
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения |
1 |
Практическая работа № 14: «Выполнение геометрических построе-ний в системе компьютер-ного черчения» |
|
26 |
Ввод дополнительных цветов в палитру. Проект на свободную тему |
1 |
Практическая работа № 15: «Ввод дополнитель-ных цветов в палитру»
|
|
27 |
Проект на свободную тему |
1 |
|
|
28 |
Компьютерные презентации |
1 |
|
|
29 |
Дизайн презентации и макеты слайдов |
1 |
|
|
30 |
Использование анимации и звука в презентации
|
1 |
Практическая работа № 16: «Создание анима-ции, встроенной в презентацию» |
|
31 |
Мультимедийные интерактивные презентации |
1 |
Практическая работа № 17: «Разработка мультимедийной интерак-тивной презентации. Устройство компьютера» (начало работы) |
|
32 |
Демонстрация презентации Разработка мультимедийной интер-активной презентации «Устройство компьютера» (завершение работы) |
1 |
Практическая работа № 17: «Разработка мультимедийной интерак-тивной презентации. Устройство компьютера» (окончание работы) |
|
33 |
Контрольная работа № 2 по теме: Разработка презентации «История развития ВТ» |
1 |
|
1 |
34 |
Подведение итогов за год |
1 |
|
|
Основное содержание курса «Информатика 7».
Тема 1 Компьютер и программное обеспечение (14 часов)
История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы.
Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум:
№ п/п |
Тема практической работы |
1 |
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры |
2 |
Разрешающая способность экрана монитора и мыши
|
3 |
Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты |
4 |
Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти |
5 |
Знакомство с графическим интерфейсом Windows |
6 |
Работа с файлами с использованием файлового менеджера |
7 |
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint» |
Тема 2. Технология обработки графической информации (20 часов)
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.
Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.
Системы компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС. Построение основных чертежных объектов.
Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.
Компьютерный практикум:
№ п/п |
Тема практической работы |
8 |
Инструменты векторного графического редактора
|
9 |
Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word |
10 |
Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw |
11 |
Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw |
12 |
Сохранение изображения в различных графических форматах |
13 |
Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения |
14 |
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения |
15 |
Ввод дополнительных цветов в палитру
|
16 |
Создание анимации, встроенной в презентацию |
17 |
Разработка мультимедийной интерактивной презентации. Устройство компьютера |
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
способность к самосовершенствованию;
коммуникативная, социально – трудовая компетенция;
информационно – технологическая компетенция;
ценностно – смысловая компетенция;
ценностно-рефлексивная компетенция;
информационно-технологическая компетенция;
коммуникативная компетенция;
учебно-познавательная компетенция;
общекультурная компетенция.
Контроль уровня обученности:
Тема |
Формы контроля |
Компьютер и программное обеспечение |
Наблюдение, практическая работа, контрольная работа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, карточки |
Технология обработки графической информации |
Беседа, практическая работа, контрольная работа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, карточки |
Литература и средства обучения.
Преподавание нового курса «Информатика 7» основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2003.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ, 2003. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2003.
Боосова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5—7 классах: Методическое пособие.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V—VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование».
2007, № 6.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиапроектро;
принтер;
сканер.
Программные средства:
операционная система Windows;
полный пакт офисных приложений Microsoft Office;
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор Winrar.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Елена Ропот
→ elenaropot1 23.10.2008 0 7752 3348 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.