Авторская программа факультативного курса "Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина в 5-9 классах"
Цель данного курса – приобщение учащихся к пушкинскому наследию; развитие и совершенствование творческих способностей; воспитание и поддержка у учащихся интереса к личности и творчеству поэта; повышение культуры общения учащихся; приобщение каждого ученика к непосредственному активному участию во всех мероприятиях, связанных с жизнью и творчеством великого поэта.
Программа занятий имеет познавательно – воспитательную направленность и призвана решать следующие задачи:
• познавательные: расширить и углубить знания учащихся о жизни А. С. Пушкина;
• развивающие: совершенствовать умения и навыки учащихся, связанные с анализом художественного текста, выразительным чтением, монологической речью; развить умение работать с дополнительной литературой; привлечь учащихся к научно – исследовательской работе; выявить и развить у учащихся творческие способности, эстетический вкус;
• воспитательные: вызвать у учащихся устойчивый интерес к личности и творчеству А. С. Пушкина; сформировать навыки общения (через совместную творческую деятельность); сделать досуг учащихся интересным, познавательным.
При изучении курса работа ведется по трем направлениям:
1.Изучение биографического, литературного материала.
Оно осуществляется на заседаниях клуба через различные формы работы: сообщения учащихся, беседы, выразительное чтение произведений А. С. Пушкина и о Пушкине, инсценирование и др. Заседания могут быть открытыми (приглашаются все желающие, интересующиеся жизнью и творчеством поэта) и закрытые (присутствуют только члены клуба). Открытые заседания проводятся три раза в год и приурочены к пушкинским праздникам: 19 Октября (Дню Лицея), 10 февраля (Дню памяти Пушкина) и в мае «Пушкинский бал», посвященный Дню рождения поэта. Это могут быть литературно – музыкальные вечера, гостиные, читательские конференции и др. Готовясь к открытым заседаниям, выступая, учащиеся имеют возможность творчески реализовать себя.
2. Привлечение учащихся к научно – исследовательской работе.
Учащиеся, проявляющие особый интерес к творчеству поэта, готовят рефераты исследовательского характера пушкинской тематики, с которыми выступают на различных школьных, районных и областных ежегодных научно – практических конференциях, в различных творческих конкурсах.
3. Организация культурно – познавательного досуга учащихся.
Программой предусмотрены часы для экскурсий, встреч с интересными людьми, посещений спектаклей, выставок, встреч с местными поэтами, художниками.
Требования к уровню знаний и умений учащихся:
• учащиеся должны иметь представление о биографическом, литературном материале, обозначенном в рамках курса, что связано с расширением сведений, получаемых на уроках литературы;
• учащиеся должны овладеть навыками научно – исследовательской деятельности; навыками общения и совместной творческой деятельности;
• учащиеся должны осознать уникальность личности Пушкина, его произведений.
Факультативный курс предлагается для проведения в 5 – 9 классах и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Пушкинское «Лукоморье» (5 класс).
№ п/п |
Кол – во часов |
Тема занятия |
1. |
1. |
|
2 – 3. |
2. |
Биографические сведения. Детство А. С. Пушкина, его семья. Поэтическая атмосфера в доме. Летние месяцы, проведённые в Захарове.
|
4. |
1. |
Чтение и обсуждение книги А. Слонимского «Детство». |
5. |
1. |
Чтение и обсуждение книги В. Воеводина «Повесть о Пушкине». |
6. |
1. |
«Ах! Умолчу ль о мамушке моей…» Няня в жизни Пушкина. Стихотворения, посвящённые няне. |
7. |
1. |
Народность сказок Пушкина. |
8 – 9. |
2. |
Первые сказочные опыты. Чтение и анализ «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Зависть и великодушие в сказке. Просмотр мультфильма. |
10. |
1. |
Урок – семинар. Иллюстраторы пушкинской сказки. Выставка рисунков учащихся. |
11. |
1. |
Прослушивание и обсуждение отрывков из «Сказки…» из опер В. Цыбина, А. Емельянова, Л. Вессиля.
|
12. |
1. |
Знакомство со «Сказкой о царе Салтане». Просмотр и обсуждение мультфильма. |
13. |
1. |
Иллюстраторы пушкинской сказки. Выставка работ учащихся. |
14. |
1. |
Прослушивание и обсуждение оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». |
15. |
1. |
Работа со «Сказкой о попе и о работнике его Балде». |
16. |
1. |
Иллюстраторы пушкинской сказки. Выставка работ учащихся. |
17. |
1. |
Прослушивание и обсуждение отрывков из «Сказки о попе и о работнике его Балде» из опер Л.О. Бакалова, Б.В. Карагичева. |
18. |
1. |
«Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина и новелла В. Ирвинга. Что их сближает? |
19. |
1. |
«Сказка о золотом петушке» в музыкальном и художественном оформлении. |
20 – 21. |
2. |
«Сказка о рыбаке и рыбке». Осуждение зависти и покорности в сказке. Её предшественники. Тема справедливого возмездия в сказке. Просмотр мультфильма. |
22. |
1 |
«Сказка о рыбаке и рыбке» в художественном и музыкальном оформлении. |
23. |
1. |
Чтение и обсуждение «Сказки о Медведихе»: верная интонация, ритм. |
24. |
1. |
Р. р. Собственное сочинение продолжения «Сказки о Медведихе». |
25. |
1. |
Пушкинское «Лукоморье». «Вещи прошлого в сказках А. С. Пушкина». Экскурсия в Краеведческий музей.
|
26. |
1. |
Р.р. Стихи как особая форма речи. Сочинение собственной стихотворной сказки. |
27. |
1. |
Игра – путешествие «В гостях у Пушкина». |
28. |
1. |
. «Что за прелесть эти сказки!» Выставка и защита детских рисунков, вышивок, поделок к сказкам Пушкина. |
29 – 30. |
2. |
Пушкинские «Времена года». «Путешествие» по календарю природы с чтением стихотворений А. С. Пушкина с использованием музыки П. И. Чайковского «Времена года».
|
31. |
1. |
Р.р. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений и отрывков из сказок А. С. Пушкина.
|
32 – 33. |
2. |
Подготовка спектакля по сказкам А. С. Пушкина.
|
34. |
1. |
Оформление материалов для школьного пушкинского музея.
|
«Пушкинский Лицей» (6 класс).
№ п/п |
Кол – во часов |
Тема занятия. |
1. |
1. |
Вводная экскурсия по школьному пушкинскому музею. |
2. |
1. |
«В начале жизни помню школу я…» Создание лицея – учебного заведения нового типа. Открытие. Герб и Устав лицея. |
3. |
1. |
Пушкин в Лицее. Просмотр и обсуждение видеофильма.
|
4. |
1. |
Система обучения в Лицее. |
5. |
1. |
Традиции Лицея. Знакомство с произведением Я. К. Грота «Празднование лицейской годовщины при Пушкине и после него».
|
6. |
1. |
Будни Лицея.
|
7 – 8. |
2. |
Семинар. Наставники лицеистов. Представление докладов учащимися.
|
9. |
1. |
19 октября – Лицейский день. Праздник для средних школьников «Пушкин – лицеист».
|
10 – 11. |
2. |
Семинар. Лицейские товарищи Пушкина. (По книге Руденской «Они учились с Пушкиным»). Оформление выставки.
|
12. |
1. |
Чтение и обсуждение книги Н. Я. Эйдельмана «Прекрасен наш союз». |
13. |
1. |
Презентация книги Л. Рубинштейна «В садах Лицея».
|
14. |
1. |
Викторина по лицейской тематике. Составление кроссвордов. |
15 – 16. |
2. |
Чтение и обсуждение повести М. Басиной «Город поэта».
|
17. |
1. |
Оформление презентации «Лицейские товарищи Пушкина» для школьного музея.
|
18. |
1. |
Р. р. Сочинения, эссе, отклики на стихотворение А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям» и финал повести Ю. Нагибина «Царскосельское утро».
|
19. |
1. |
Образ Пушкина – лицеиста в живописи Н. В. Кузьмина, В. А. Фаворского, Н. П. Ульянова. Выступление учащихся с докладами.
|
20. |
1. |
«Дар поэта». Рождение Пушкина как поэта. |
21. |
1. |
Лицейская лирика А. С. Пушкина. Чтение и обсуждение стихотворений поэта.
|
22. |
1. |
Р. р. Проба пера! Сочинение стихотворений на лицейскую тематику |
23. |
1. |
Подготовка к литературному вечеру.
|
24. |
1. |
Конкурс на лучшее стихотворение, посвящённое Пушкину, Лицею. |
25. |
1. |
Р. р. Конкурс сочинений «Один день из жизни Пушкина – лицеиста».
|
26. |
1. |
Оформление литературных газет и устных журналов на лицейскую тематику.
|
27 – 28. |
2. |
Оформление литературных газет и устных журналов на лицейскую тематику.
|
29 – 30. |
2. |
Р. р. Составление книги о Пушкине – лицеисте (обложка, вступительная статья, стихотворения, наблюдения, сочинения, иллюстрации). Представление и защита своих проектов. |
31 – 32. |
2. |
Подготовка и проведение экскурсий для ребят детских садов №20 и №51, учащихся начальной школы, посвящённых дню рождения А. С. Пушкина.
|
33 – 34. |
2. |
Оформление выставки творческих работ учащихся (классные и домашние сочинения, альбомы, картотеки, отзывы учащихся о мероприятиях, поделки, иллюстрации. |
«Куда влечёт тебя свободный ум…»
Заочные путешествия по пушкинским местам (7 класс).
№ п/п
|
Кол – во часов
|
Тема занятия
|
1. |
1. |
Обзорная экскурсия «Тропами Пушкина» в школьном музее.
|
2. |
1. |
Москва – место рождения А. С. Пушкина. Быт пушкинской поры. |
3. |
1. |
«Края Москвы, края родные!» Образ Москвы в творчестве А. С. Пушкина.
|
4. |
1. |
Семинар «Пушкинские места Подмосковья». Село Захарово – источник формирования любви к народу, к русской природе.
|
5. |
1. |
Пушкинские места Подмосковья: Большие Вязёмы, Остафьево, Ярополец, Архангельское, Чёрная грязь.
|
6. |
1. |
Царское Село в жизни поэта. |
7. |
1. |
Война 1812 года, её значение для Пушкина и лицеистов. |
8. |
1. |
«Люблю тебя, Петра творенье…» Петербург в жизни и творчестве поэта.
|
9. |
1. |
Южная ссылка А. С. Пушкина. Путешествие по Кавказу с семьёй Раевских |
10. |
1. |
Урок – семинар. Южные города, в которых бывал Пушкин.
|
11. |
1. |
Знакомство с романтическими поэмами А. С. Пушкина: «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан».
|
12. |
1. |
А. С. Пушкин в Михайловском. Заочная экскурсия в Михайловское. Просмотрвидеофильма.
|
13. |
1. |
Возвращение из ссылки в Москву. |
14. |
1. |
Поездка на Кавказ в действующую армию. |
15. |
1. |
«На Орловской земле». Орёл – родина предков и друзей поэта.
|
16. |
1. |
Встреча с генералом Ермоловым в Орле. Знакомство с произведением «Путешествие в Арзрум». Чтение и анализ отрывков.
|
17. |
1. |
Места Орловщины, где увековечена память поэта. |
18. |
1. |
«Обитель дальняя трудов…» Болдино в жизни поэта. Просмотр видеофильма.
|
19. |
1. |
«Повести Белкина». Знакомство с повестями.
|
20 – 21. |
2. |
«Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама». Знакомство с произведениями.
|
22. |
1. |
1833 год – начало путешествия Пушкина в Казанскую, Симбирскую и Оренбургскую губернии по местам восстания Пугачёва.
|
23. |
1. |
Оренбургский край и «Капитанская дочка».
|
24. |
1. |
«Был и я среди донцов…» Пушкин на Дону |
25. |
1. |
Образ дороги в творчестве Пушкина. «Зимняя дорога» (1826), «Дорожные жалобы» (1830). |
26. |
1. |
Полотняный завод – имение Гончаровых, посещение его Пушкиным в 1834 году. |
27 – 28. |
2. |
Последние годы жизни в Петербурге.
|
29 – 30. |
2. |
Семинарское занятие «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу».
|
31. |
1. |
Наше творчество. |
32. |
1. |
Викторина «Пушкинская азбука».
|
33 – 34. |
2. |
Оформление материалов для школьного музея.
|
«Пушкина свет над землёю Орловской» (8 класс).
№ п/п |
Кол – во часов |
Тема занятия |
1. |
1. |
Экскурсия «Пушкин и Орловский край» в школьном музее. |
2. |
1. |
Пушкину посвящается… Поэты Орловского края – Пушкину. Р. р. Выразительное чтение стихотворений.
|
3. |
1. |
Орловщина – родина предков и друзей А. С. Пушкина.
|
4. |
1. |
В. А. Жуковский – учитель и близкий друг А. С. Пушкина.
|
5. |
1. |
Д. В. Давыдов – поэт, писатель, историк, герой Отечественной войны 1812 года. Стихотворения Пушкина, посвящённые Д. Давыдову.
|
6. |
1. |
Пушкин и Тургенев. Встречи, их значение для Тургенева. Экскурсия в музей И. С. Тургенева.
|
7. |
1. |
Открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 году. Речь Тургенева на открытии памятника.
|
8. |
1. |
А. П. Ермолов – генерал, герой Отечественной войны 1812 года.
|
9. |
1. |
А. С. Пушкин на Орловской земле. Анализ глав из произведения «Путешествие в Арзрум», посвящённых генералу Ермолову. |
10. |
1. |
А. С. Пушкин и Н. С. Лесков: что сближает их творчество? Экскурсия в музей Н. С. Лескова.
|
11. |
1. |
Пушкин в Малоархангельске. В. Ерёмин «Ревизор». И, А. Семеновский – автор памятника Пушкину в Малоархангельске. |
12. |
1. |
Н. П. Голицына – прототип графини в «Пиковой даме». |
13. |
1. |
П. В. Киреевский – фольклорист. |
14. |
1. |
«Я помню чудное мгновенье». Страничка одного романа: А. П. Керн и А. С. Пушкин. |
15. |
1. |
А. П. Керн «Воспоминания». Образ поэта. |
16. |
1. |
«Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным…» И. А. Новиков и его Пушкин. Экскурсия в музей писателей – орловцев. |
17 – 18. |
2. |
Семинарское занятие по романам И. А. Новикова «Пушкин в изгнании» и «Пушкин на юге». |
19. |
1. |
Г. Г. Пушкин – правнук поэта, автор публикаций о потомках Пушкина. В. Рассохин «Правнук поэта». Чтение и анализ стихотворения. |
20 – 21. |
2. |
В. А. Громов «Под сенью Пушкина». Литературные очерки об И. С. Тургеневе и А. С. Пушкине. |
22. |
1. |
В. М. Катанов – поэт, краевед, автор публикаций на тему «Пушкин и Орловский край". |
23. |
1. |
Встречи с В. М. Катановым. |
24 – 25. |
2. |
Юбилейные торжества на Орловщине (Празднование 100 – летия и 200 – летия). |
26. |
1. |
В. Рассохин. Знакомство с его книгой «Последняя дуэль». |
27 – 28. |
2. |
Знакомство с публицистическими статьями, рассказывающими о связи Пушкина с Орловским краем. |
29 – 30. |
2. |
Написание докладов, рефератов, сочинений, исследовательских работ по теме «Пушкин и Орловский край». |
31 – 32. |
2. |
Защита и представление работ на школьной конференции. |
33 – 34. |
2. |
Оформление материалов для школьного музея. |
«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…»
Пушкин в памяти потомков. (9 класс).
№ п/п |
Кол – во часов |
Тема занятия. |
1. |
1. |
Лекция. Имя Пушкина в творчестве поэтов, писателей разных эпох. Выставка книг.
|
2. |
1. |
Русские писатели и поэты о Пушкине. Выразительное чтение стихотворений. |
3. |
1. |
Пушкинская тема в творчестве поэтов серебряного века А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой и др. |
4. |
1. |
Презентация книги И. Беликова «Посвящается Пушкину». |
5 – 6. |
2. |
Приобщение к большой истории через семейную. Предки А. С. Пушкина в истории России. |
7. |
1. |
«Моя родословная», «Начало биографии», «Арап Петра Великого», «Два чувства дивно близки нам…» |
8 -9. |
2. |
Семинар по книге В. Н. Русанова «Рассказы о потомках Пушкина». |
10 – 11. |
2. |
П. С. Соколов «Рядом с Пушкиным». Пушкин и его современники. Написание исследовательских работ. |
12 – 13. |
2. |
Знакомство с книгой Г. С. Бертенёва «О Пушкине». Страницы жизни поэта. Воспоминания современников. |
14 – 15. |
2. |
Семинар по книге В. В. Кунина «России первая любовь». Повести и рассказы о Пушкине. |
16 – 17. |
2. |
Презентация книги Г. Волкова «Тебя, как первую любовь…» |
18. |
1. |
М. И. Цветаева «Мой Пушкин». Что значил Пушкин для Цветаевой. |
19 – 20. |
2. |
Р. р. Написания сочинения «Пушкин в моей жизни». |
21. |
1. |
С. Гейченко «Пушкиногорье». Чтение и анализ глав книги. |
22. |
1. |
Н. Доризо «Всё в нём Россия обрела». Р. р. Выразительное чтение стихотворений |
23. |
1. |
По страницам книги Л. Волиной «Образ, бережно хранимый». |
24. |
1. |
«Участие» Пушкина в Великой Отечественной войне. Литературно – музыкальная композиция. |
25. |
1. |
Поэты «огненной поры» об А. С. Пушкине. Чтение стихов. Выставка книг. |
26 – 27. |
2. |
Современная художественная Пушкиниана. Чтение и обсуждение докладов. |
28. |
1. |
Пушкиниана Надежды Рушевой. |
29 -30. |
2. |
Произведения Пушкина на современной сцене, в кино, в музыке, в живописи. Просмотр фильмов, прослушивание романсов. Обсуждение. |
31 – 32. |
2. |
Заочные путешествия по пушкинским музеям. Представление учащимися мультимедийных проектов.
|
33. |
1. |
Р. р. Сочинение – размышление «Что дало мне изучение жизни и творчества А. С. Пушкина?» |
34. |
1. |
Оформление материалов для школьного музея.
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Серегина Тамара Николаевна
→ МАМОЧКАААА 04.09.2011 2 11464 929 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.