Программа «Культура речи и стилистика», 9 класс



Календарно-тематическое планирование курса

«Культура речи и стилистика», 9 класс


Автор: Панкина Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, г.Сургут, ХМАО-Югры



Пояснительная записка


Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения. Важно сформировать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных условиях речевого общения.

Программа «Культура речи и стилистика» предусматривает не только теоретическую, но и практическую направленность на формирование речевых умений учащихся: речеведческих понятий стиля, типа речи, текста, его строения и анализа. Необходимо научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Выявление стилистических возможностей и особенностей функционирования того или иного речевого средства в условиях образцового контекста поможет учащимся постепенно накопить многообразный материал о закономерностях употребления средств языка. Расширяя и уточняя свои познания в области стилистики, учащиеся на практике убеждаются в необходимости продуманно соотносить выбор речевых средств с идейно- художественными задачами высказывания. С этой целью в программу включен раздел «Развивайте дар слова», где учащиеся будут создавать свои творческие работы, используя различные художественные средства русскогоязыка.

Для совершенствования культуры речи учащихся в программу также включены темы: «Правильность русской речи», «Типы норм литературного языка», «О качествах хорошей речи», «Совершенствование написанного» .

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку для данной программы подобраны тексты разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.

Навыки, которые предполагается продолжать развивать в процессе работы данной программы, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других видов письменных работ.



Цель курса:


Содействие в обучении школьников умелому и сознательному использованию художественных средств русского языка и культуре речи.



В связи с этой целью программа призвана решить следующие задачи:



  • Овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;


  • Расширение круга знаний учащихся о родном языке;


  • Применение знаний на практике.


П рограмма рассчитана на 34 часа. Количество в неделю: 1 ч.


Углубленное изучение русского языка предполагает развитие языковой личности обучаемых, что поможет старшеклассникам быть грамотными, востребованными членами нашего общества.



Дата

Тема


1


Русский язык в современном мире (конспект).

Лекция. Введение.

2


Русские писатели и ученые о языке (конспект)

Лекция

3


Типы норм литературного языка (конспект).

Лекция.

4


О качествах хорошей речи.

Знакомство с работой одного из основоположников науки о культуре речи в советском языкознании Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи».

Основные положения его статьи (конспект).

Практическое занятие.

5


Правильность русской речи и речевое мастерство.

Знакомство с фрагментами из работ известных российских ученых и мыслителей XIX — XX вв. М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия», А.Ф. Кони «Советы лекторам», А.В. Миртов «Умение говорить публично».

Выделить то общее, что является характерным для хорошей речи во все времена (конспект).

Практическое занятие.

6


Типы речи в очерках, их особенности.

Практическое занятие

7


Стили речи, их особенности.

Признаки разговорного стиля в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», научно- популярного в отрывке из книги Н. П. Матвеевой «Свидетели истории народа», публицистического в очерке историка В.И. Бугановой «Емельян Пугачев» и художественного в романе В.Я. Шишкова «Емельян Пугачев».

Практическое занятие







Изобразительно- выразительные средства языка.




Тропы.


8


Гипербола, литота, гротеск в русских былинах.

Практическое занятие

9


Метафора, олицетворение, ирония в баснях И.А. Крылова

Практическое занятие

10


Метонимия, синекдоха, перифраз в поэме В.В. Маяковского «Хорошо»

Практическое занятие

11


Сравнения, эпитеты в рассказе А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

Практическое занятие



Фигуры речи.


12


Анафора, эпифора, антитеза, градация в ранней поэзии М.Ю. Лермонтова.

Практическое занятие

13


Инверсия, лексический повтор, оксюморон в поэзии С.Есенина

Практическое занятие

14


Риторический вопрос, восклицание, обращение; синтаксический параллелизм в поэзии А.Блока.

Практическое занятие

15


Умолчание, эллипсис в любовной лирике М.И. Цветаевой.

Практическое занятие



Звуковые средства выразительности.


16


Аллитерация, ассонанс, звукопись. звукоподражание в стихотворении Н.Гумилева «Жираф»

Практическое занятие



Изобразительные возможности лексики


17


Антонимы, контекстные антонимы;

синонимы, контекстные синонимы;

омонимы, контекстные омонимы в рассказах А.П. Чехова.

Практическое занятие

18


Паронимы. Слова в переносном значении.

Термины. Книжная лексика.

Практическое занятие

19


Диалектизмы. Жаргонизмы. Профессионализмы.

Практическое занятие

20


Неологизмы (новые слова).

Устаревшие слова (архаизмы).

Заимствованные слова.

Практическое занятие

21


Просторечная лексика, экспрессивно- эмоциональная лексика, фразеологизмы в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Практическое занятие

22


Изобразительные возможности морфологии.

Практическое занятие

23


Изобразительные возможности синтаксиса.

Практическое занятие



Развивайте дар слова.


24


Тема и основная мысль сочинения.

Работа над воспоминаниями П.В. Нащокина с поправками А.С. Пушкина.

Анализ сочинения «Вундеркинд», написанного учеником.

Практическое занятие

25


Совершенствование написанного.

Работа с памяткой «О работе над совершенствованием рукописи».

Работа А.С. Пушкина над эпизодом «Троекуров и рыжий мальчишка».

Редактирование неудачных сочинений товарищей.

Практическое занятие.

Творческая работа.

26


Тезисы и конспект.

Составление плана, тезиса, конспекта по книге Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».

Составление тезиса краткого устного высказывания на тему «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать».

Практическое занятие.

Творческая работа.

27


Доклад. Особенности устной речи.

Работа над главой из книги А. Андронникова «Я хочу рассказать вам...».

Подготовка доклада на тему «Что такое хорошее устное выступление».

Практическое занятие.

Творческая работа.

28


Литературные заготовки. Записные книжки писателей и журналистов.

Работа над заметками из записной книжки И.А. Ильфа, использованными в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Запись устного рассказа с соблюдением особенностей речи рассказчика.

Практическое занятие.

Творческая работа.

29


Репортаж. Особенности «текстового» репортажа. Фоторепортаж.

Работа над газетными и журнальными репортажами, их тематикой.

Составление репортажа.

Практическое занятие.

Творческая работа.

30


Интервью. Порядок работы над интервью. Особенности интервью.

Интервью у ветерана Великой Отечественной войны, у чемпиона города, у лучшего ученика школы и др.

Практическое занятие.

Творческая работа.

31


Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка.

Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев».

Портретный очерк нашего современника.

Практическое занятие.

Творческая работа.

32


Рассказ с необычным построением. Завязка, кульминация, развязка; их место в рассказе.

Особенности построения рассказов В. Шукшина.

Устный рассказ с обрамлением на свободную тему.

Практическое занятие.

Творческая работа.

33


Юмористический рассказ. Юмор. Комическая ситуация, смешное недоразумение.

Работа над юмористическим рассказом М Зощенко «Светлый гений».

Юмористический рассказ о самом смешном случае в вашей жизни.

Практическое занятие.

Творческая работа.

34


Фельетон. Художественные особенности фельетона. Анализ фельетона «Если в голове сквозняк», написанного учеником.

Фельетон на основе данных сюжетов.

Практическое занятие.

Творческая работа.




Литература:


  1. Максимова И.В. Русский язык и культура речи. - Москва.: Гардарики, 2005

  2. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М,: Высшая школа, 2004

  3. Капинос В. И.,.Сергеева В.И., Соловейчик Н.Н., Новоселова Л.Л. Лингвистический анализ текста. - М.: Просвещение, 2003

  4. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова.- М.: Просвещение, 2000

  5. Никитина Е. И. Русская речь. Пособие для старшеклассников. - Москва.: Дрофа, 2004

  6. Греков В.Ф., Крючков С.Ю., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2007

  7. Голубева Н.М., Громова Н.М., Тарасюк О.Н. Успенский М. Б. . Современный русский язык. – М.: Просвещение, 2000







Полный текст материала Программа «Культура речи и стилистика», 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Панкина Надежда Николаевна  Июньская
19.09.2011 1 6734 1050

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК