Программа «Культура речи и стилистика», 9 класс
Календарно-тематическое планирование курса
«Культура речи и стилистика», 9 класс
Автор: Панкина Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7, г.Сургут, ХМАО-Югры
Пояснительная записка
Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения. Важно сформировать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных условиях речевого общения.
Программа «Культура речи и стилистика» предусматривает не только теоретическую, но и практическую направленность на формирование речевых умений учащихся: речеведческих понятий стиля, типа речи, текста, его строения и анализа. Необходимо научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Выявление стилистических возможностей и особенностей функционирования того или иного речевого средства в условиях образцового контекста поможет учащимся постепенно накопить многообразный материал о закономерностях употребления средств языка. Расширяя и уточняя свои познания в области стилистики, учащиеся на практике убеждаются в необходимости продуманно соотносить выбор речевых средств с идейно- художественными задачами высказывания. С этой целью в программу включен раздел «Развивайте дар слова», где учащиеся будут создавать свои творческие работы, используя различные художественные средства русскогоязыка.
Для совершенствования культуры речи учащихся в программу также включены темы: «Правильность русской речи», «Типы норм литературного языка», «О качествах хорошей речи», «Совершенствование написанного» .
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку для данной программы подобраны тексты разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
Навыки, которые предполагается продолжать развивать в процессе работы данной программы, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других видов письменных работ.
Цель курса:
Содействие в обучении школьников умелому и сознательному использованию художественных средств русского языка и культуре речи.
В связи с этой целью программа призвана решить следующие задачи:
Овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
Расширение круга знаний учащихся о родном языке;
Применение знаний на практике.
П рограмма рассчитана на 34 часа. Количество в неделю: 1 ч.
Углубленное изучение русского языка предполагает развитие языковой личности обучаемых, что поможет старшеклассникам быть грамотными, востребованными членами нашего общества.
№ |
Дата |
Тема |
|
1 |
|
Русский язык в современном мире (конспект). |
Лекция. Введение. |
2 |
|
Русские писатели и ученые о языке (конспект) |
Лекция |
3 |
|
Типы норм литературного языка (конспект). |
Лекция. |
4 |
|
О качествах хорошей речи. Знакомство с работой одного из основоположников науки о культуре речи в советском языкознании Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи». Основные положения его статьи (конспект). |
Практическое занятие. |
5 |
|
Правильность русской речи и речевое мастерство. Знакомство с фрагментами из работ известных российских ученых и мыслителей XIX — XX вв. М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия», А.Ф. Кони «Советы лекторам», А.В. Миртов «Умение говорить публично». Выделить то общее, что является характерным для хорошей речи во все времена (конспект). |
Практическое занятие. |
6 |
|
Типы речи в очерках, их особенности. |
Практическое занятие |
7 |
|
Стили речи, их особенности. Признаки разговорного стиля в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», научно- популярного в отрывке из книги Н. П. Матвеевой «Свидетели истории народа», публицистического в очерке историка В.И. Бугановой «Емельян Пугачев» и художественного в романе В.Я. Шишкова «Емельян Пугачев». |
Практическое занятие |
|
|
|
|
|
|
Изобразительно- выразительные средства языка. |
|
|
|
Тропы. |
|
8 |
|
Гипербола, литота, гротеск в русских былинах. |
Практическое занятие |
9 |
|
Метафора, олицетворение, ирония в баснях И.А. Крылова |
Практическое занятие |
10 |
|
Метонимия, синекдоха, перифраз в поэме В.В. Маяковского «Хорошо» |
Практическое занятие |
11 |
|
Сравнения, эпитеты в рассказе А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка». |
Практическое занятие |
|
|
Фигуры речи. |
|
12 |
|
Анафора, эпифора, антитеза, градация в ранней поэзии М.Ю. Лермонтова. |
Практическое занятие |
13 |
|
Инверсия, лексический повтор, оксюморон в поэзии С.Есенина |
Практическое занятие |
14 |
|
Риторический вопрос, восклицание, обращение; синтаксический параллелизм в поэзии А.Блока. |
Практическое занятие |
15 |
|
Умолчание, эллипсис в любовной лирике М.И. Цветаевой. |
Практическое занятие |
|
|
Звуковые средства выразительности. |
|
16 |
|
Аллитерация, ассонанс, звукопись. звукоподражание в стихотворении Н.Гумилева «Жираф» |
Практическое занятие |
|
|
Изобразительные возможности лексики |
|
17 |
|
Антонимы, контекстные антонимы; синонимы, контекстные синонимы; омонимы, контекстные омонимы в рассказах А.П. Чехова. |
Практическое занятие |
18 |
|
Паронимы. Слова в переносном значении. Термины. Книжная лексика. |
Практическое занятие |
19 |
|
Диалектизмы. Жаргонизмы. Профессионализмы. |
Практическое занятие |
20 |
|
Неологизмы (новые слова). Устаревшие слова (архаизмы). Заимствованные слова. |
Практическое занятие |
21 |
|
Просторечная лексика, экспрессивно- эмоциональная лексика, фразеологизмы в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». |
Практическое занятие |
22 |
|
Изобразительные возможности морфологии. |
Практическое занятие |
23 |
|
Изобразительные возможности синтаксиса. |
Практическое занятие |
|
|
Развивайте дар слова. |
|
24 |
|
Тема и основная мысль сочинения. Работа над воспоминаниями П.В. Нащокина с поправками А.С. Пушкина. Анализ сочинения «Вундеркинд», написанного учеником. |
Практическое занятие |
25 |
|
Совершенствование написанного. Работа с памяткой «О работе над совершенствованием рукописи». Работа А.С. Пушкина над эпизодом «Троекуров и рыжий мальчишка». Редактирование неудачных сочинений товарищей. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
26 |
|
Тезисы и конспект. Составление плана, тезиса, конспекта по книге Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Составление тезиса краткого устного высказывания на тему «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать». |
Практическое занятие. Творческая работа. |
27 |
|
Доклад. Особенности устной речи. Работа над главой из книги А. Андронникова «Я хочу рассказать вам...». Подготовка доклада на тему «Что такое хорошее устное выступление». |
Практическое занятие. Творческая работа. |
28 |
|
Литературные заготовки. Записные книжки писателей и журналистов. Работа над заметками из записной книжки И.А. Ильфа, использованными в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Запись устного рассказа с соблюдением особенностей речи рассказчика. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
29 |
|
Репортаж. Особенности «текстового» репортажа. Фоторепортаж. Работа над газетными и журнальными репортажами, их тематикой. Составление репортажа. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
30 |
|
Интервью. Порядок работы над интервью. Особенности интервью. Интервью у ветерана Великой Отечественной войны, у чемпиона города, у лучшего ученика школы и др. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
31 |
|
Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
32 |
|
Рассказ с необычным построением. Завязка, кульминация, развязка; их место в рассказе. Особенности построения рассказов В. Шукшина. Устный рассказ с обрамлением на свободную тему. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
33 |
|
Юмористический рассказ. Юмор. Комическая ситуация, смешное недоразумение. Работа над юмористическим рассказом М Зощенко «Светлый гений». Юмористический рассказ о самом смешном случае в вашей жизни. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
34 |
|
Фельетон. Художественные особенности фельетона. Анализ фельетона «Если в голове сквозняк», написанного учеником. Фельетон на основе данных сюжетов. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Литература:
Максимова И.В. Русский язык и культура речи. - Москва.: Гардарики, 2005
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М,: Высшая школа, 2004
Капинос В. И.,.Сергеева В.И., Соловейчик Н.Н., Новоселова Л.Л. Лингвистический анализ текста. - М.: Просвещение, 2003
Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова.- М.: Просвещение, 2000
Никитина Е. И. Русская речь. Пособие для старшеклассников. - Москва.: Дрофа, 2004
Греков В.Ф., Крючков С.Ю., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2007
Голубева Н.М., Громова Н.М., Тарасюк О.Н. Успенский М. Б. . Современный русский язык. – М.: Просвещение, 2000
На странице приведен фрагмент.
Автор: Панкина Надежда Николаевна
→ Июньская 19.09.2011 1 6734 1050 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.