Программа факультатива "Мифология русского народа"


 

Бюджетное профессиональное образовательноеучреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский колледж русской культуры им А.С.Знаменского»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

Предметно-цикловой комиссии филолгических дисциплин

и рекомендовано

к утверждению

Протокол

от «18» июня 2019 г. № 10

Утверждено

на педагогическом совете

Протокол

от «20» июня 2019 г.

№ 09/04-ППС-4

Введено в действие

приказом

от «26» июня 2019 г.

№ 09-04-ОД-207

 

 

 

 

МИФОЛОГИЯ РУССКОГО НАРОДА

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО

53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение (сольное народное пение)»

 

 

 

 

Разработчик:

 

БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

Преподаватель русского

языка и литературы

Подгорбунских Н.А.

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2019

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

История изучения традиционной русской культуры насчитывает не одно столетие. Одной из первых попыток осмыслить и классифицировать явления русского народного мировоззрения явился словарь М.Д. Чулкова «Абевега русских суеверий», выпущенный в 1786 г. Это издание имело существенный недостаток, который заключался в свойственном для ХУІІ предубеждении, - народная культура воспринималась просвещенными людьми как нечто низменное, грубое, переполненное нелепыми суевериями.

В первой половине XIX в. передовые умы своего времени обратились к национальным корням, фольклору, народной жизни в русле изучения «физиогномии» русского народа. Среди историко-этнографических работ выделяются «Сказания русского народа» И.П. Сахарова (1814 - 1849), «Русские предания» М.Н. Маркова (1838 - 1840) и «Быт русского народа» А.В. Терещенко (1848). Общей "бедой" вышеперечисленных изданий было стремление унифицировать русскую народную культуру, привести ее к единому праславянскому источнику. Многие "темные" места в историческом прошлом русской культуры порой домысливались, что вело не только к искажениям, но и прямым подтасовкам фактов. Мифологическая школа изучения народной культуры и фольклора представлена именами Ф.И. Буслаева, О.Ф. Миллера, А.Н. Афанасьева. При всем несовершенстве методологических изысканий это направление составило золотой фонд исследований в области филологической фольклористики. В рамках сравнительно-исторической школы начинал свою деятельность А.Н. Веселовский, впоследствии ставший приверженцем антропологической школы, его "Историческая поэтика" до сего дня представляет интерес для исследователей-фольклористов.

Представители исторической школы искали объяснение фольклорных текстов в глубинах русской истории и произведениях древнерусской литературы (Вс. Ф. Миллер, А.В. Марков, Н.С. Тихонравов, А.Н. Пыпин и др.). Безусловную ценность для широкого круга научных направлений представляют исследования о быте и нравах русского народа В.И. Даля, Н.И. Костомарова, М. Забылина, М.И. Пыляева, И.Е. Забелина.

Большое значение для народознания во второй половине ХІХ века имела деятельность различных научных обществ, объединивших и направивших усилия огромного числа представителей «низовой фольклористики и этнографии», в числе которых нельзя не вспомнить собирателей Западной Сибири: Н. Абрамова, А. Худякова, А. Кокосова, А. Зырянова, Т. Успенского, Гр. Олесова, Н. Лыткина, Ф. Бузолина, В. Адрианова, Ф. Зобнина и др. Большая часть этих собраний ждет своих исследователей.

Одной из признанных высот исследования традиционной народной культуры стали этнографические труды Д.К. Зеленина, вышедшие в начале XX века. В этот период важнейшей формой работы фольклористов и исследователей народной культуры становится организация фольклорных экспедиций. Активную работу в этой области проводили Ю.М. И Б.М. Соколовы, Т.М. Акимова, М.Н. Азадовский, Э.В. Померанцева, Н.И. Савушкина, В.П. Аникин, Я.Р. Кошелев, Б.Н. Путилов А.М. Новикова и др.

Во второй половине XX века под влиянием трудов ВЛ. Проппа, П.Г. Богатырева, О.М. Фрейденберг значительное развитие получило структур­но-семиотическое направление в лице Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, Б.А.

Успенского, чьи труды органично соединили в себе литературоведческий, фольклористический и лингвистический методы исследования духовной культуры.

Следует также упомянуть еще один важный источник сведений по народной культуре и мифологии - издание словарей и энциклопедий, среди которых выделяются энциклопедия «Мифы народов мира» и монументаль­ный словарь «Славянские древности» под редакцией Н.И. Толстого.

В последние десятилетия в преподавании гуманитарных наук, объек­том изучения которых является народная культура, наметился поворот от узкоспециализированного подхода к синтетическому пути изучения, к ком­плексному использованию методик этнографии, фольклористики, народной психологии, этнолингвистики, мифологии для решения проблем, требую­щих всестороннего рассмотрения. Именно этот пути анализа является наи­более плодотворным при изучении курса «Мифология русского народа», включающего, помимо историко-религиозных тем, затрагивающих пробле­мы эволюции русского мировоззрения, вопросы о генезисе народно-бытовой культуры и происхождении традиционных форм поведения.

Методологическую основу курса составили современные исследования в области этнографии и фольклористики. Анализ отдельных произведений фольклора проводится с учетом конкретно-исторического принципа, который предполагает исследование исторически детерминированных явлений культуры. При помощи сравнительно-исторического метода выявляются общие черты, мотивы, свойственные разным формам русской народной культуры. В преподавании используется и сравнительно-типологический метод, предполагающий обнаружение общих закономерностей в поэтике мифов народов мира.

Цель курса заключается в том, чтобы сформировать у учащихся це­лостное представление о мифологии как о специфической форме мышления человека традиционной культуры, а также как культурно-историческом фе­номене, определившем специфику этико-эстетических взглядов русского народа.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

- познакомить учащихся с наиболее распространенными определениями мифа в современной отечественной и зарубежной науке;

- раскрыть механизм мифологического мышления и проанализировать основные черты поэтики мифа, связанные с характе­ри­стикой мифологической модели мира;

- вскрыть мифологические истоки традиционных жанров русского фольклора и реконструировать фолъклорно-мифологическую модель мира русского народа;

- выявить скрытый, глубинный пласт мифологической сим­волики в ритуализованных формах этикета русского народа;

- научить учащихся правильному употреблению основных понятий и терминов: космос, хаос, модель мира, профанный, са­кральный, первочеловек, первопредок, демиург, культурный герой и т.п.

Курс «Мифология русского народа» помогает уточнить многие про­блемные аспекты фольклорного творчества, выйти на проблему типологиче­ского сходства и различия, генетической преемственности мифа и героиче­ского эпоса, мифа и сказки, мифа и легенды, мифа и предания, мифа и ри­туала. Курс является связующим звеном между учебными дисциплинами: «Народные традиции», «История» и «Русская литература». При изучении курса учащиеся опираются на знания, полученные на занятиях по истории, этнографии, русскому и иностранному языкам, русской литературе.

Программа курса предусматривает цикл лекций, охватывающий наи­более важные вопросы, связанные с анализом поэтики фольклора и мифоло­гических представлений русского народа. Объем курса составляет 34 часа лекционных и практических занятий.

В результате освоения курса у учащихся формируются знания, расширяющие круг представлений о мифологическом содержании русской народной культуры, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, увидеть истоки формирования русской народной традиции.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

теор занятия

В том числе

пр. занятия

1.

Традиционная духовная культура и и мифологическое мышление

4

2

2

2.

Классификация мифов

2

2

-

3.

Феномен мифического времени: линейная и цикличная модели в народной русской культуре

4

2

2

4.

Мифологическая модель мира древних славян

4

2

2

5.

Историческое развитие славянской мифологии

4

2

2

6.

Поколения мифологических героев в

русском фольклоре

4

2

2

7.

Демонология и колдовство в русской

народной культуре

4

2

2

8.

Русское народное снотолкование

2

1

1

9.

Ритуально-мифологические истоки

этикета русского народа

4

2

2

10.

Миф и русская литература

2

1

1

 

Итого

34

18

16

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ТРАДИЦИОННАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Многообразие определений культуры (уровень развития общества; способ деятельности общества; форма взаимоотношений с окружающим миром; совокупность материальных и духовных ценностей, зависящих от способности человека к символизации; знаковая система, имеющая ценно­стный смысл).

Традиция как средство сохранения духовных оснований, на которых базируется народная культура, основополагающих знаний о происхожде­нии, устройстве и судьбах мира и человека и инструмент, позволяющий воплощать эти универсальные принципы во всех сферах общественной и частной жизни людей. Значение мифологической традиции для сохране­ния мира. Миф как высшая реальность и ценность традиционной культуры. Категории культуры как «символические основы» самосознания и смыслополагания человека и общества, выводимые из состава ценностей данной культуры.

Мифология в многоаспектности понятий: совокупность мифов, наука о мифах, система сакральных знаний о мире, способ миропонимания- Осо­бенности мифологической логики.

Миф как архаическая форма духовной деятельности человека тради­ционной культуры. Механизмы мифологического мышления;

- отождествление частного и общего; «растворение» человека в при­родной и социальной среде;

- эмоциональное, ценностно-чувственное освоение действительности, антропоморфизм природы, уподобление общественного устройства органическому миру, персонификация природных явлений, зооморф­ные рудименты мифологических персонажей;

- неразделение предмета и знака, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, вещи и слова;

- подмена сходства тождеством. Символическое и метафорическое описание действительности;

- отождествление генезиса и сущности, замена причинно-следственных связей связями ассоциативными (рассказ о событии, явлении, вещи как прием описания их структуры, способ моделиро­вания мира);

- разграничение, взаимопроникновение, дискретность сакрального и профанного. Единство этиологического и эсхатологического начал в объяснении мира;

- генетическая общность мифа и ритуала, социальная и природообразующая функции ритуала? Ритуал как средство сохранения коллек­тивного опыта, нравственных ценностей, моральной практики, об­разцов поведения;

- принцип бинарных оппозиций как основа архаического мышления;

- амбивалентная природа мифологического образа. Мифологические стереотипы, комплексы, архетипы сознания. Мифемы, мифологемы как элементарные частицы мифологии. Соотношение символа, ми­фологического образа и художественной мифологической метафоры.

ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МИФОВ

1. Этиологические мифы, их основное содержание. Этиологические мифы, имеющие в своей основе тотемистические представления. Отраже­ние этиологических представлений в славянских сказках о животных. Этио­логическое начало в древнерусской апокрифической литературе, христи­анских легендах и духовных стихах.

2. Космогонические мифы. Космические модели возникновения мира и их основное содержание. Космогоническое мировоззрение и совокупность операционных приемов, лежащих в основе космической модели мирозда­ния. |

Космогония и ритуал. Эволюция развития мира от хаоса к космосу. Модель космогонического процесса в христианской религии. Антропологи­ческая модель вселенной, воссоздание мира из тела убитого первочеловека, первопредка, связь мифа об умирающем и воскресающем божестве с аграр­ными ритуалами. Теогоническая генеалогия.

Развитие мира из космического яйца и отражение мифологических представлений о создании мира из яйца в сказке «Курочка Ряба». Сущность мифологического образа яйца, его связь с обрядами. Роль тотемных живот­ных в сотворении мира. Образы мыши и лягушки в сказочном эпосе, их ми­фологическое значение.

3. Астральные мифы. Охотничьи культы и зооморфная зодиакальная мифология. Созвездие как воплощение души тотемного животного: собака, медведь, конь, олень в астральных легендах. Культы божеств, олицетворе­ние небесных светил. Герои астральных мифов - существа «верхнего мира».

Звезды - глаза ночных божеств. Брачные отношения между богами и людьми как отражение обряда инициации. Мотив «небесного супруга» в русских сказках. Образ чудесной супруги. Близнечные мифы и дуальная ор­ганизация первобытных племен. Мифологическое обоснование экзогамии. Мифологизированная интерпретация небесных светил, комет. Представле­ние о воздействии небесных светил как на судьбу мира, так и на судьбы от­дельных людей. .

4. Антропогонические мифы. Эволюция мифологических представ­лений о происхождении человека. Явление зоолатрии в мифологии и ее от­ражение в сказках. Культ священных животных и его роль в оборотничест-ве. Зооморфные рудименты в образах мифологических героев. Мистерии и тайна ликантропии. Формирование представлений об антропоморфных предках человека. Роль родоначальника с точки зрения матриархата и пат­риархата. Представление о людях - потомках богов. Мифы о героях и тита­нах в составе Ветхого Завета. Рудименты мифологических верований в рус­ских легендах и преданиях о родоначальниках и первопредках.

5. Эзотерические мифы. Элевсинские мистерии Деметры, освобо­ждение от страха смерти через осознание идеи «вечного возвращения». Дионисийские оргии и бесчинства. Орфические мистерии. Мистерии в хри­стианской религии. Тайные культы древних славян и их реминисценции в родильном, похоронном и свадебном обрядах. Мистерии и календарная об­рядность восточных славян. Ритуальные бесчинства святок.

6. Эсхатологические мифы. Представление о зарождении, разви­тии и смерти в мифах о «золотом», «серебряном», «медном», «железном» веках человеческой истории. Мифы о вселенской катастрофе, отделяющей мифическое время от настоящего. Ритуальные жертвоприношения, при­званные отсрочить очередную катастрофу. Этическая оценка мировой ката­строфы в эсхатологической мифологии. Мифология мирового пожара и всемирного потопа. Мифы о страшном суде и спасителе человеческого ро­да. Христианский эсхатологизм в традициях русского старообрядчества.

ТЕМА 3. ФЕНОМЕН МИФИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ:

ЛИНЕЙНАЯ И ЦИКЛИЧНАЯ МОДЕЛИ В НАРОДНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

«Начальное», «ранее», «первое», «правремя», предшествующее «профанному» времени. Неоднородность времени. «Доброе» и «злое» время. Эпоха первотворения как прецедент настоящего и залог будущего. Время первопредметов, перводействий и первотворения в эсхатологических сюже­тах. Соотношение сакрального и исторического времени в сказках, былинах, легендах.

Связь представлений о мифологическом временном цикле с при­родным календарным циклом. Антропоморфное переживание времени в ка­лендарной обрядности. Архаичная календарная модель древних славян. Археологические свидетельства языческого славянского летоисчисления. От­ражение в календарной обрядности суточных и годовых природных циклов.

Единицы мифического времени, этимология славянского месяце­слова, дней недели. Мифологическое значение календарной обрядности русского народа. «Обыденные», сакральные работы и предметы. Границы между сакральным и профанным временами. Ритуальное антиповедение, деструктивная и защитная функции ритуальных действий.

Оживление мифических предков путем возвращения к «времени сновидений». Идея «вечного возвращения» в обрядах инициации. Реинкар­нация как залог будущего рождения. Мифологема потерянного рая в хри­стианской религии и разработка этого мотива в легендах и мифах. Вселен­ная как арена борьбы хаоса и космоса. Бога и Сатаны. Мотив «второго пришествия Христа» как реализация архетипа «конечного времени».

Праздник как сакральное время, противопоставленное повседнев­ному времени будней. Систематизация праздников, временные границы, поведение взрослых, стариков, молодежи. Периодизация жизненного цикла, термины возрастных категорий. Праздничные игры. Трудовые роли и обря­довые функции.

ТЕМА 4. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Модель мира как упрощенное отражение всей суммы представлений о мире, как система универсальных знаковых воплощений сакрального ха­рактера. Понятие хронотопа и его реализация в мифологии. Мифологема пути, связывающего профанную территорию с сакральным центром. Гори­зонтальная модель мира. Четвертичная система пространственной ориента­ции. Сакральные оппозиции Юг - Север, Восток - Запад.

Три этажа мифологической вселенной. Сакральная оппозиция Небо - Земля, ее реализация в представлениях древних славян. Влияние мифоло­гической традиции на изображение вселенной в сказке и эпосе. Священный брак земли и неба. Трактовка земли как среднего мира. Верхний мир как символ сакральной чистоты. Связь верхнего мира с мировым океаном. Связьнижнего мира со стихией хтонического плодородия. Образ богини - ма­тери. Культ богов плодородия.

Культ предков в погребальных обрядах. Вера в «живых мертвецов». Народный обычай «греть покойников». Эволюция представлений древних славян о мире в различных способах погребения. Культ покойников, умер­ших неестественной смертью. Упыри, вампиры, вурдалаки. Представление о смерти как переходе в иной мир, иное состояние. Символическое значение домовины, могилы, ритуального горшка. Отражение культа мертвых в вол­шебных сказках. Генетическая связь чудесных предметов с погребальным обрядом. Обрядовые ремининсценции в похоронных плачах. Загробные путешествия в рассказах об обмираниях, вещих снах. Местонахождение загробного мира. Варианты представлений о Беловодье, «островах блажен­ных», «богоспаспасаемом граде», праведной земле. Языческая основа хри­стианских представлений об аде и рае.

Формирование представлений о недоступности для людей «третьего этажа» космической модели мира. Характеристика верхнего мира как ме­стопребывания небесных божеств. Небесный пантеон богов как мифологи­ческое олицетворение патриархальной общины. Культ бога-громовержца. Мужские олицетворения небесных природных стихий. Место солярных и лунарных мифов в славянской мифологии. Причины неразработанности по­добных сюжетов и отсутствие сакрализации образов Солнца и Луны на ар­хаическом этапе развития мифологических представлений о мире. Причины возникновения солярного культа князя - жреца. Эпический Владимир Красно-Солнышко и культ солнца в Древней Руси. Отождествление верхнего мира с раем. Понимание рая как чудесного сада, небесного города, небес­ных сфер. Мифологема небесной лестницы, мирового древа как отражение троичных единств: прошлое - настоящее - будущее; предки - современники - потомки; голова - туловище - ноги; огонь - земля - вода. Понятие об оси, центре мира. Мировая гора и культ священных гор. Сакральный центр в ал­таре, храме. Космическая символика христианских храмов. Дом как модель мира. Мифологическая семантика домашнего пространства. Обряды и по­верья, связанные с постройкой дома.

 

ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Культ тотемных животных (медведь, бык, лось, конь, олень, корова, мышь, лягушка, рыба и т.д.) в системе охотничьих верований индоевропей­цев и его трансформация в русских народных сказках. Перерастание охот­ничьих культов медведя, оленя, лося в культ женских божеств.

Первые скульптурные изображения «неолитической Венеры» в ка­менном веке. Образы Богини с животными и Богини со змеями. Культ рожаниц в славянской мифологии. Переосмысление положительных функций Великой Матери -Богини через их демонологизапию. Демоническое содер­жание женских божеств, связанных с культом земли. Ремининсдендии язы­ческих культов в прикладном искусстве русского народа.

Обожествление тотемных растений и деревьев в первобытной куль­туре. Роль злаковых растений в формировании земледельческих культов, мифологические представления о зерне, семени. Поклонение древних сла­вян земле, воде, огню, солнцу. Языческие ритуалы и культовые сооружения.

Персонификация стихий и олицетворение сил природы в сказочном эпосе: Горыня, Дубыня, Вертигор, Елиня, Лесиня, Дугиня, Верни-Вода, По­ток-богатырь, Морозко.

Древнерусский пантеон языческих божеств: Сварог, Хоре, Дажбог, Перун, Белее, Мокошь, Яровит, Святовит, Род, Дедилия, Зизя, Семаргл, Белбог, Чернобог и т.д., сферы, их влияние на жизнь человека. Языческие персонажи народных обрядов: Коляда, Овсень, Масленица, Лада, Лель, (Полель), Ярило, Купала, Морена, Кострома.

Развитие мифологических представлений в народном православии, своеобразие русского двоеверия. Восприятие пророка Ильи как громоверж­ца, святого Георгия - змееборца, святого Василия(Власия) как покровителя . скота, святого Николая - Чудотворца и т.д. Слияние народного и церковного календарей. Покровительство Богородицы женским работам и родам. Функ­циональная и художественная близость языческих заговоров и христиан­ских молитв. Своеобразие воплощения мифологических мотивов в духов­ных стихах.

 

ТЕМА 6. ПОКОЛЕНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Общее понятие о первочеловеке. Антропоморфная модель мира. Роль первобытных великанов в создании мира. Боги и титаны славянской мифологии. Близость великанов природной стихии. Титанические черты в образах Горыни, Дубыни, Усыни, Святогора. Предначертанность гибели ве­ликанов.

Специфика образа первопредка в архаических мифологических сис­темах. Первопредок, обладающий чертами демиурга и культурного героя. Эволюция образа культурного героя от героя-первопредка до бога-деми­урга. Борьба богатырей с хтоническими чудовищами (Змеем Горынычем, Тугарином - Змеевичем, Соловьем - Разбойником). Мифологические «биографии» Ильи Муромыа, Добрыни Никитича, Адепт Поповича, Волха Всеславича, Волы-и Святославича.

Мифологический герой - демиург, принимающий вид чудесного кузнеца, гусляра, кожемяки. Чудесное умение как отражение представлений о культурном герое. Борьба сказочного героя за продолжение рода, сочета­ние матриархальных и патриархальных родовых отношений в образе ска­зочного героя.

Мифологизированный герой преданий и легенд о князьях - основа­телях городов, князьях - воеводах (Кий, Щек, Хорив, Радим, Вятко, Рюрик).

Образ царя - батюшки в русском фольклоре. Архетипическая основа вождя - предводителя родового коллектива в образах князя Владимира, Ивана Грозного, Петра Первого. Комплекс «первого монарха» в русском эпосе. Взаимодействие различных типов мифологических героев и их ва­риативность в мифологических структурах.

ТЕМА 7. ДЕМОНОЛОГИЯ И КОЛДОВСТВО В РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Время и причины возникновения мифологического класса демонов. Демоны - олицетворение враждебных человеку природных стихий; демоны — персонификация болезней, демоны - воплощение негативных человече­ских качеств. Образ владыки зла - противника и антагониста Бога. Мифо­логические корни образа Сатаны, его сущность.

Христианская версия появления бесов. Персонификация нечистой силы: падший ангел; бес - искуситель; бестелесный дух; оборотень. «Потусторонние» приметы в образе нечистой силы: отсутствие определенно­го облика, имени, наличие этнически «чужих» деталей в костюме; зооморф­ные анатомические рудименты; отсутствие спины или пустотелость; многоголовость; остроконечность головы; необычность цвета лица и глаз; де-формированность лиц; косоглазие; картавость; вислоухость; косолапость. Бесовская музыка. Сладострастие бесов.

Языческие истоки образа колдуна в русском фольклоре. Генетиче­ская связь с волхвами, прорицателями, скоморохами. Мифологическая пер­вооснова образа ведьмы. Отражение в функции ведьм традиций контагиозной и гомеопатической магии. «Ведьминские» предметы и их мифологиче­ский смысл. Возжигание огня как средство борьбы с вредносным влиянием ведьм. Преследование ведьм в Средневековье и религиозная сущность этих явлений. Шабаш ведьм и его религиозная интерпретация.

Представители нечистой силы, служащие сатане: колдун, ведьма, проклятый, еретик, мертвец, упырь, волкодлак, самоубийца. Средства защи­ты и борьбы с нечистой силой. Белая и черная магии.

Чародейство, знахарство, ведовство. Русские народные заговоры. Отношение магии к народным верованиям. Современный спиритизм и ок­культизм. Физические, технические и психологические средства магии.

 

ТЕМА 8. РУССКОЕ НАРОДНОЕ СНОТОЛКОВАНИЕ

Связь сновидения с мифотворчеством (роль сновидения в сюжете мифа и отражение мифа в материале снов). Мифологическая трактовка сна как временной смерти. Странствия дулю в потустороннем мире. Мотив* «возвращающегося мертвеца» в вещих снах. Роль сновидений в ритуале инициации. Отражение мифологических представлений древних славян о вещих снах в волшебных сказках, героическом эпосе, народной лирике. Практическая ценность сновидений в народных гаданиях.

Принципы мотивации значения образов сновидения. Принцип зер­кального образного толкования. Принцип отождествления. Принцип лексико-фонетического уподобления, построенный на народной этимологии, лексике. Принцип семантического уподобления, связанный с фразеологией и скрытым значением языковых стереотипов, со стертыми и явными мета­форами. Принцип метонимии, синекдохи, основанный на объяснении об­раза, являющегося частью или атрибутом явлений реального мира.

Структура текстов, повествующих о вещих снах. Жанровые признаки рассказов о вещих снах. Типология снов: сны - наказы, просьбы и благо­дарности; сны - предсказания и истолкования. Традиционные символы и приметы в русском народном снотолковании.

ТЕМА 9. РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЭТИКЕТА РУССКОГО НАРОДА

Этикет как совокупность знаков и правил ритуального поведения, отражающая существенные социальные критерии, отношения и связи. Гене­тическая связь ритуала (восстановление структуры коллектива по сакраль­ному образу) и этикета (выражение нормы обыденных отношений).

Мифологическая семантика жестов ритуала и их десакрализация в этикетном поведении (прикосновение, рукопожатие, битье в ладони, поце­луй, омовение, поклоны, коленопреклонение, сидение, стояние). Мифологи­ческий атлас человеческого организма; интеллектуальная автономия и зна­чимость частей тела в зависимости от соотнесенности с основными бинар­ными оппозициями: «верх» - «низ», «правое» - «левое», «чистое» -«грязное».

Традиционные формы русского гостеприимства как проявление эт­нического стереотипа поведения. Приветствия, приглашения, одаривание, знаки внимания и благодарности, проводы. «Свой» - «чужой» - «гость».

Отношение к гостю как к Божьему посланнику. Сакральный смысл колядования и нищенства.

Русское застолье - воплощение идеального образа родового коллек­тива, переведенное на язык домашнего пространства. Трапеза и застольный этикет. Стол как сакральный центр русского дома. Преломление хлеба. Вкушение пищи. Употребление спиртного. Здравица и тосты. Пьянство и обжорство. Хоровое пение и пляска. Этика семейного застолья.

Этикет семейного и общественного поведения. Семья как идеальная модель родового коллектива, экстраполяция родовых отношений на жизнь крестьянской общины и русского государства. Бытовое поведение крестьян, помещиков, царского двора. Сакрализация главы семьи, черты поведения и атрибутов царя, выражающие его сакральную природу. Этнический стерео­тип мужского и женского поведения. Права и обязанности членов семьи. Ритуальный смысл телесных наказаний.

Святость и греховность повседневного быта. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии. Отражение ритуального комплекса в «заветных сказках» А.Н. Афанасьева. Обрядовые корни русского эротиче­ского фольклора. Легализация обсцентной лексики и ее культурные послед­ствия.

ТЕМА 10. МИФ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифопоэтика литературы как совокупность принципов и средств создания художественного мира, генетически и типологически связанная с мифологическим способом отражения действительности. Двуединый процесс художественного творчества (мифологизация - творческое начало, созидаю­щее наиболее семантически богатые, энергетичные и имеющие силу примера образы действительности; демифоло газация - разрушение стереотипов мифопоэтического мышления, утративших свою «подъемную силу» для усиле­ния связи человека с миром).

Мифореставрапия как метод анализа художественного текста, вклю­чающий в себя выявление элементов мифологического сознания, установле­ние степени мифологичности текста, определение художественной роли ми­фологических мотивов в сюжете произведения. Соотношение мифологизма и фольклоризма художественного текста в зависимости от развития националь­ной литературной традиции.

Теория метафоричности мифа в применении к фольклору и художест­венной литературе ( М. Мюллер, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, П. Маранда). Мифологическая теория о роли ритуальных моделей в композиции сюжета литературных произведений (А.Н. Веселовский, Н. Фрай, В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, М. Элиаде, В.Н. Топоров, М. Евзлин). Роль теории вторичных знаковых систем в изучении языка и мифологии (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон, Р. Барт). Тартуско-московская семиотическая школа о символичности, знако­вом содержании мифологии и литературы (Ю.М. Лотман, А.М. Пятигорский, С.Ю. Неклюдов и др.). Скрытый символизм мифа и литературы как принцип художественного творчества в интерпретации А.Ф.Лосева. Значение теории аналитической психологии об индивидуальном подсознательном и коллек­тивном бессознательном для изучения мифопоэтики художественного твор­чества (З.Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм).

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

К ТЕМЕ № 1

1. Какие антропоморфные черты присущи героям русских народных сказок о животных? Как это подтверждает генетиче­скую связь сказок и мифов?

2. Как реализуются представления об имени как идеальном воплощении души и наделении судьбой человека в традиции рус­ского именования?

3. Как проявляется амбивалентность (двойственность) ми­фологических образов в русских народных суевериях?

 

К ТЕМЕ № 3

 

1. Какие аграрные культы древних славян отразились в семейной и календарной обрядности русского народа?

2. Как в названии месяцев народного календаря воплоти­лась связь времени с развитием растительных сил природы?

3. Какое значение имеют ритуальные бесчинства в обнов­лении мира с точки зрения мифологического сознания?

К ТЕМЕ № 4

1. Как отражаются мифологические представления древних славян о трех этажах вселенной в русской народной сказке «Три царства»?

2. В чем заключается общность социально-утопических ле­генд о Беловодье с христианскими представлениями о рае?

3. Какие мифологически значимые зоны выделяются в про­странстве русского дома?

 

К ТЕМЕ № 5

1. Как проявляется влияние мертвых родственников на жизнь рода и поддержание стабильного существования мира в русских народных демонологических рассказах?

2. В чем вы видите проявление культа Солнца в образе бы­линного князя Владимира и в образах князей в «Слове о полку Игореве...»?

3. Какие языческие реминисценции вы видите в русских на­родных религиозных легендах и духовных стихах?

К ТЕМЕ № 6

1. Какие героические деяния русских богатырей указывают на генетическую связь былин с мифами?

2. Какие черты указывают на мифологическое содержание образов князей в исторических преданиях и легендах, отразив­шихся в «Повести временных лет»?

3. Как реализуется архетип «Первого монарха» в фольклорных образах Ивана Грозного и Петра Первого?

 

К ТЕМЕ № 7

 

1. Какие языческие традиции отразились в объяснении хри­стианской церковью появления героев низшей мифологии и Сата­ны?

2. В чем вы видите языческую основу образа ведьмы в рус­ских быличках?

3. Как современные увлечения метафизикой, спиритизмом и оккультизмом продолжают мифологическую традицию народной культуры?

К ТЕМЕ № 8

 

1. Как в сказке «Спящая царевна» отразились представления о сне как временной смерти?

2. Чем объясняется живучесть верований в прогностическую ценность сновидений в современной народной культуре?

3. Какие принципы построения образов можно обнаружить при анализе современных сборников, «объясняющих» вещий смысл сновидений?

К ТЕМЕ № 9

 

1. Чем объясняется сходство этикетного поведения фольклорного царя-батюшки и отца семейства в повседневном быту русского народа?

2. Какие традиционные формы поведения русского народа соблюдаются в вашей семье?

3. Почему в народной русской культуре сквернословие приравнивалось к бо­гохульству?

 

К ТЕМЕ №10

 

1. Какие архетипические образы и мотивы, свойственные русскому самосоз­нанию, отразились в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»?

2. Какие традиционные христианские мотивы и образы нашли отражение в индивидуальной мифопоэтике Ф.М. Достоевского (романы «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»)?

3. Какое значение имеют конструктивные архетипы для формирования по­этической образности (на примере лирики А. Блока, С. Есенина, А. Ах­матовой)?

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Роль традиции в сохранении духовных ценностей, выработанных русским народом.

2. Миф как особая форма сознания, способ художественного мышления.

3. Отражение этиологических представлений древних славян в русских на­родных сказках, христианских легендах и духовных стихах.

4. Генетическая связь мифологической космогонии с архаичными ритуала­ми.

5. Мифологическая роль тотемных животных в сотворении мира (на примере русского фольклора).

6. Генетическая связь русских народных преданий и легенд о родоначальниках и предках с антропогоническими мифами.

7. Этическая оценка мировой катастрофы в эсхатологических христианских » легендах и мифах.

8. Понятие мифологического времени. Соотношение сакрального и профанного времени в традиционной культуре русского народа.

9. Связь представлений о мифологическом временном цикле с линейным восприятием времени в русской календарной обрядности.

10.Реализация мифемы потерянного рая в христианской религии и русских народных легендах.

11 .Актуализация мифологемы «второго пришествия» на стыке тысячелетий в современной культуре.

12. Сакральное время праздника Ритуальное антиповедение. Обрядовые роли молодежи и стариков в крестьянской общине.

13.Понятие «мифологической модели мира». Пространственная модель мира древних славян и ее проявления в русских народных сказках.

14.Реализация мифологемы мирового древа в русском фольклоре.

15. Жилище восточных славян как космическая модель мира (на материале обрядов и верований русского народа).

16. Трансформация культа тотемных животных в русских народных сказках.

17. Отражение культа Матери - Богини, рожаниц. Матери - Сырой Земли, Мокоши в почитании Параскевы Пятницы и Богородицы.

18.Языческие реминисценции в почитании христианских святых.

19.Отражение антропоморфной модели мира в русском фольклоре. Титани­ческие черты в образах сказочных героев.

20.Связь хтонических чудовищ русского фольклора с землей.

21.Генетическая связь чудесных умений героев волшебных сказок с пред­ставлениями о культурном герое.

22-Проявление борьбы сказочных и былинных героев за продолжение рода. . Отражение матриархата и патриархата в русских народных сказках.

23.Архетипическая основа образа царя-батюшки в русском фольклоре .

24.Комплекс «первого монарха» в русском- эпосе (образы Ивана Грозного и Петра Великого).

25.Христианская версия происхождения персонажей низшей мифологии. Мифологические корни образа Сатаны.

26. Потусторонние приметы в образе нечистой силы. Средства защиты от бесовщины.

27 .Языческие истоки образа колдуна в русском фольклоре. Чародейство,

знахарство, ведовство в русской деревне.

28. Связь мифотворчества с представлениями о сне как временном посеще­нии «того» света. Отражение верований в прогностическую ценность сно­видений в русском фольклоре.

29.Реализуется культа мертвых в рассказах о вещих снах и волшебных сказ­ках.

30.Мифологическое значение традиционных символов в русском народном снотолковании.

31. Мифологическая семантика жестов ритуала и этикетного поведения.

32.Традиционные формы русского гостеприимства и этнический стереотип поведения. Мифологический смысл русского застолья.

33.Генетическая связь ритуала инициации и телесных наказаний.

34.Мифологический смысл русской экспрессивной фразеологии. Обрядовые корни эротического фольклора.

35.Проблема соотношения мифологизма и фольклоризма литературы. Поня­тие «мифологизации», «демифологизации», «ремифологизации» литера­туры.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

К ТЕМЕ № 1

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Иванов В.В. Ранние формы искусства. М., 1973.

Леви- Строе К. Структурная антропология. М., 1983.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М., 1991.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1992.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1988.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Уайт Л.А. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т. 1: Ин­терпретации культуры. СПб., 1997.

Элиаде М. Структура мифов // Аспекты мифа. М., 1996.

Элиаде М. Современные верования // Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1991.

Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

Юнг К.Г- Душа и миф; шесть архетипов, Киев, 1996.

Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.

 

К ТЕМЕ №2

 

Иванов В.В. Астральные мифы // Мифы народов мира. Т. 1 М., 1991. Иванов В.В. Антропогонические мифы // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991;

Леви - Строе К. Первобытное мышление. М.,1994.

Мелетинский Е.М. Космологические циклы и эсхатологические мифы // По­этика мифа. М.,1995-

Токарев С.А. Тотемизм // Ранние формы религии. М., 1998.

Фрейд 3. Тотем итабу // «Я» и «Оно». Т.1. Тбилиси, 1991.

Штейнер Р. Мистерии древности и христианства. М., 1990.

Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

Элиаде М. Эсхатология и космогония // Аспекты мифа. М., 1996.

Эсхатологические мифы // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992.

 

К ТЕМЕ № 3

 

Берштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общину XIX - начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1976.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М-, 1996.

Мелетинский Е.М. Время мифическое // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Морозов Ю.Н. Замкнуто ли эпическое время былин? // Русский фольклор. Т.28. Л., 1995.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Толстая С.М. Время // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под редакцией Н.И. Толстого. Т. 1; А- Г. М.. 1995.

Шуклин В.В. Мифическое время // Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995.

Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

 

К ТЕМЕ № 4

 

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Брагинская Н.В. Небо //Мифы народов мира. Т.2. М., 1992.

Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 - 1913. М.,1994.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотиче­ские системы. М., 1965.

Мелетинский Е.М. Космическая модель // Поэтика мифа. М., 1995.

Петрухин В.Я. Загробный мир // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991.

РыбаковБ.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

Топоров В.Н. Древо мировое. Древо жизни // Мифы народов мира. Т.1.М., 1991.

Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

 

К ТЕМЕ № 5

 

Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7,8.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1965-

1969.

Белякова Г.С, Славянская мифология: Кн. для учащихся; М., 1995г. Велесова книга. Саратов, 1993.

Гломозда К.Е. Крещение Руси в концепциях современной буржуазной ис­ториографии. Киев,1988.

Дулуман Е.К., Глушак А.С. Введение христианства на Руси: легенды, собы­тия, факты. Симферополь, 1988.

Духовные стихи. Канты. Сборник духовных стихов Нижегородской области / Сост. и комментарии И.А. Бучилиной. М., 1999.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М., 1988.

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, поверья и поэзия. Собрано М. Забылиным. М., 1992.

Рыбаков Б.А. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1980.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1994. Сказания древних славян. СПб, 1998.

Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX века. М.,1988. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древно­стей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982. \Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1995.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980.

Фроянов Н.Я. Исторические условия крещения Руси. Л., 1983.

Чмыхов Н.А. Истоки язычества Руси. Киев, 1990.

Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., 1997.

Шуклин В.В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995г.

 

К ТЕМЕ № 6

 

Азбелев С.Н. Хроникат в древнерусском фольклоре // Русский фольклор; Ис­торическая жизнь народной поэзии. Л., 1976. Т. 16.

Бараг Л.Г. «Асiлкi» белорусских сказок и преданий // Русский фольклор. М.-Л., 1962, Т.8.

Бессмертная О.Ю., Рябинин А.Л. Предки // Мифы народов мира. Т.2. М., 1982.

Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

Криничная Н.А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л.,1991.

Мелетинский Е.М. Герой // Мифы народов мира. Т. 1 .М., 1980.

Мелетинский Е.М. Демиург // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

Мелетин­ский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира. Т.2. М., 1982. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и ар­хаический памятник. М.,1963.

Панченко А.М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: Концепции первого монарха // Труды отдела древнерусской литературы. М. - Л., 1983. Т. 37. .

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988.

Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб.: Азбука, 1999.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

Скафтынов А.П. Поэтика и генезис былин: Очерки. М., 1924.

Соколова В К. Русские исторические предания. М., 1870.

Тахо - Годи А. Гиганты // Мифы народов мира. Т.2. М., 1980.

Топоров В.Н. Первочеловек // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Шталь И.В. Четыре поколения героев «Одиссеи» Гомера // Типология народ­ного эпоса. М., 1975.

К ТЕМЕ № 7

 

Аверинцев С.С. Бесы // Мифы народов мира. М., Т.1. 1980.

Аверинцев С.С. Сатана//Мифы народов мира. М., Т. 1. 1980.

Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988.

Афанасьев А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. М., 1986.

Белова О.В. Бесы, демоны, гициеры... // Живая старина. -1997. -№ 4.

Виноградова Л.Н. Облик черта в полесских поверьях // Живая старина. -1997. -№2.

Власова М. Новая Абевега русских суеверий: Иллюстрированный словарь?» СПб., 1995. Зиновьев В.П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.,1974.

Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. К., 1993.

Лосев А.Ф. Демон // Мифы народов мира. Т. 1. 1980.

Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.

Марков Е.Л. Колдун и знахарь в деревне // Исторический вестник. -1887. -№4.

Орлов М.А. История сношений человека с Дьяволом. М., 1995. Поменранпева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Русское колдовство, ведовство, знахарство. СПб., 1997.

Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1979.

Токарев С.А. Дьявол // Мифы народов мира. Т.1. М., 1991.

Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX - на­чала XX в. М.,1957.

Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнологии. М., 1995.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989.

Хромов О.Р. «Безличные злодеи» и «чертята» русского лубка // Живая стари­на. -1997.-№4. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

 

К ТЕМЕ № 8

Адрианова - Перетц В. Символика сновидений Фрейда в свете русских зага­док // Академия Наук академику Н-Я. Марру: Сб. науч. трудов. М.-Л.Д935.

Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях // Живая старина. -1891.

Грицевская Н.М., Пегин А.В. К изучению народных легенд об «обмираниях» (Видение девицы Пелагеи) // Фольклористика Карелии: Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1993.

Гуревич А.-Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Джагаддева. Волшебное сокровище сновидений. СПб., 1994.

Левкиевская Е.Е. Польский народный сонник//Живая старина. -1997.- № 4.

Лурье НА., Тарабукина А.В. Странствия души по тому свету в русских об­мираниях // Живая старина. -1994. -№2.

Небжегловска С. Сонник как жанр польского фольклора // Славяноведение. -1994. -№5.

Подгорбунских Н.А. Мир мертвых в рассказах о вещих снах,// Земля Кур­ганская: прошлое и настоящее. Вып. 7. Курган, 1994.

Сновидение//Энциклопедия суеверий . М., 1995.

Семенова О. П. Смерть и душа // Живая старина. -1894.- № 4.

Толстые Н.И. и С.М. «О жанре» обмирания (посещение того света) // Вторич­ные моделирующие системы. Тарту, 1979.

Фрейд 3. Толкование сновидений. Киев, 1991.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М. 1996.

Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

Юнг. К.Г. Человек и его символы. СПб., 1996.

 

К ТЕМЕ № 9

Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л.,1990.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетики. М., 1989.

Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.

Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

Громыко М.М. Традиционные формы общения русских крестьян XIX века. М.,1986.

Дридзо А.Д. Люди и обычаи. Этнографические очерки для школьников. М., 1976.

Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян: Этно­графические и этнолингвистические очерки. М., 1996.

Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях: В 3 кни­гах. Кн. 1.М., 1990.

Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном про­шлом/Вып. 1. СПб., 1905.

Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.

Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1993.

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.

Подгорбунских НА. Мифологическая семантика телесных наказаний //Наука и образование Зауралья. -2000. -№ 2.

Пыляев М.И. Старое житье: очерки и рассказы о бывших в отошедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни. М.,1990.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Л., 1966.

Русский эротический фольклор. Песни. Обряды и обрядовый фольклор. На­родный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. М., 1995.

Терещенко А.В. Быт русского народа. Л.-М., 1997.

Фроянов И.Я. Исторические черты в былинах о Чуриле Пленковиче // Рус­ский фольклор. Т. 5. Л., 1995.

Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.

Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

 

К ТЕМЕ № 10

 

Архетипические структуры художественного сознания: Сборник статей. Ека­теринбург, 1998.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья. М.,1990.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв: Трактаты, статьи, эс­се. Под ред. Г.К. Косикова. М., 1987.

Лазарев А.И. Типология литературного фольклоризма. Челябинск, 1991.

Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л., 1981.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

Миф, фольклор, литература. М., 1976.

Панченко А.М. Лихачев Д.С. «Смеховой» мир Древней Руси. Л., 1976.

Телегин С.М. Жизнь мифа в творчестве Лескова и Достоевского. М., 1996.

Топоров В.И. Миф, ритуал, символ, образ. М., 1995.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1996.

Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

Юнг К.Г. Душа и миф; шесть архетипов. Киев, 1996.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе:

Подгорбунских Николай Александрович,

преподаватель БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»,

кандидат филологических наук.

 


Полный текст материала Программа факультатива "Мифология русского народа" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подгорбунских Николай Александрович  Публикатор
02.05.2020 0 258 12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0