Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"; 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №46» ГОРОДА КАЛУГИ
Принято на заседании педагогического Совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Калуги Протокол № ___ от ______________ 20__ г.
|
Утверждено директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Калуги Приказ № ___________ от _____20___ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Литературный калейдоскоп»
в 5 классе
в 2019-2020 учебном году.
Количество часов – 35 (в неделю -1)
Направление: общекультурное.
Учитель русского языка и литературы А.В. Сидоренко
Квалификационная категория:
учитель первой квалификационной категории
Согласовано на заседании методического
объединения учителей филологических наук МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №46» г. Калуги
Протокол № ____ от _______________2019г.
Руководитель МО _________(Е.Ю. Анохина)
Согласовано
заместитель директора по ВР
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №46» г. Калуги
________(В. Ю. Мазина)__________2019 г.
Калуга 2019
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Литературный калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и рассчитана для учащихся 5 класса в количестве часов - 35 (1 час в неделю).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Данная программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети смогут получить возможность расширить свое представление о писателях, понятии и передачи разных способов художественного образа, а педагог - глубже изучить литературные интересы каждого учащегося, понять его наклонности, увлечения, характер, которые влияют на формирование мировоззрения.
Цель программы: приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта; расширение читательского пространства и развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка; воспитание художественного и эстетического вкуса.
Задачи:
-
развивать эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей;
-
формировать коммуникативную и общекультурную компетенции;
-
воспитывать умение эмоционально сопереживать;
-
обучать выразительному чтению;
-
расширять знания учащихся о жизни и творчестве русских и зарубежных писателей и поэтов.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание программы создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик–читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа направлена на развитие у учащихся творческих способностей, раскрытие их природных талантов, повышение общекультурного уровня, а также на развитие коммуникативных качеств и организацию досуга детей.
Для учащихся «Литературный калейдоскоп» - это возможность проявить себя как личность, утвердиться в коллективе сверстников, развивать свои творческие способности.
В программе данного курса внеурочной деятельности поднята важнейшая проблема духовно–нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы, – всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Формы проведения занятий:
-
беседы;
-
практические занятия «Творение слова»;
-
конкурсы;
-
викторины;
-
игры;
-
библиотечные занятия;
-
защита проектов.
Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Методы и приёмы:
-
активные: работа с книгой, с интернет - ресурсами, научной литературой, компьютером;
-
пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация;
-
объяснительно-иллюстративный;
-
репродуктивный;
-
эвристический.
Итогом работы является театрализация сказочных сюжетов, мини – спектакль, защита мини-проектов.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе занятий учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
-
уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой;
-
уметь находить необходимые сведения в Интернете;
-
уметь создавать кроссворд, тест.
Личностные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы художественной литературы.
Метапредметные результаты:
-
занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие термины, анализировать литературное произведение (развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).
-
создавать и совершенствовать собственные творческие работы.
Положительные результаты сформированности УУД на занятиях проявляются:
-
в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-
в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
-
в формировании критического мышления;
-
в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Содержание курса внеурочной деятельности
-
Вводное занятие. Задачи работы кружка.
-
История книги. Библиотечное занятие.
-
Литература как вид искусства. Связь с другими видами искусства.
-
Художественная литература. Ее особенности и задачи. Конструирование кроссворда.
-
Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лироэпосе , лирике и драме.
-
Эпос. Основные особенности. Жанры. Создание опорной таблицы.
-
И снова о сказке… Виды сказок, вариативность сказок. Понятие о бродячих сюжетах.
-
Библиотечное занятие (по сказкам). Презентация народной и литературной сказки.
-
Сказочная повесть. Отличие от сказки. Сопоставление, умение находить сходство и различия.
-
Практическое занятие. Сочиняем сами. Чтение и обсуждение работ учащихся.
-
Рассказ. Особенности жанра. Закрепление литературоведческих терминов.
-
Практическое занятие. Сочиняем сами.
-
Библиотечное занятие. Викторина. Работа по группам.
-
Басня как жанр. Особенности жанра. Подбор иллюстративного материала, декламация.
-
Практическое занятие. Сочиняем сами.
-
Конкурс проектов. Презентация. Создание кроссвордов.
-
Понятие о балладе. Лироэпос. Работа со словарем.
-
Практическое занятие. Работа над балладой «Кубок» В.А.Жуковского.
-
Лирика. Жанровые особенности. Беседа о рифме, ритме, размере стихотворения. Понятие о звукописи.
-
Обучение анализу стихотворения. Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Работа над выразительным чтением стихотворения.
-
Практическая работа. Конкурс «Лучший чтец».
-
Что такое стихотворчество. Работа со словарем.
-
Практическая работа. Конкурс «Мое стихотворение».
-
Библиотечное занятие. Викторина.
-
Драма. Особенности жанра. Закрепление понятий (монолог, диалог, авторская ремарка)
-
Понятие о комедии, трагедии, собственно драме. Чтение по ролям.
-
Практическое занятие. Подготовка к спектаклю по пьесе С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Разработка сценария. Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения: полонез, звучание фанфар, завывание вьюги и др.
-
Подготовка к спектаклю. Декламация. Репетиции.
-
Подготовка к спектаклю. Декламация. Репетиции.
-
Спектакль. Подготовка сцены, декораций.
-
Библиотечное занятие. Викторина «Своя игра».
-
Итоговое занятие. Творческий отчет.
-
- 35. Резервные занятия.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся
№ п/п |
Дата |
Тема
|
Виды и формы работы, деятельность обучающихся. |
УУД |
1 |
8.09 |
Вводное занятие Задачи работы кружка. |
Подготовка к библиотечному уроку. |
Регулятивные УУД •Проговаривать последовательность действий на занятии. •Учиться работать по предложенному учителем плану. •Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД •Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации. •Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке. •Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. •Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД •Уметь пользоваться навыками литературного языка: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме. • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. •Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками; в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
2 |
15.09 |
История книги. Библиотечное занятие. |
Презентация. |
|
3 |
22.09 |
Литература как вид искусства. Связь с другими видами искусства |
Создание и демонстрация иллюстративного материала |
|
4 |
29.09 |
Художественная литература. Ее особенности и задачи. |
Конструирование кроссворда . |
|
5 |
6.10 |
Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лироэпосе , лирике и драме. |
Создание опорной таблицы. |
|
6 |
13.10 |
Эпос. Основные особенности.Жанры. |
Создание опорной таблицы. |
|
7 |
20.10 |
И снова о сказке… |
Виды сказок, вариативность сказок. Понятие о бродячих сюжетах. |
|
8 |
27.10 |
Библиотечное занятие(по сказкам) |
Презентация народной и литературной сказки. |
|
9 |
10.11 |
Сказочная повесть. Отличие от сказки. |
Сопоставление, умение находить сходство и различия. |
|
10 |
17.11 |
Практическое занятие. |
Сочиняем сами. Чтение и обсуждение работ учащихся |
|
11 |
24.11 |
Рассказ. Особенности жанра. |
Закрепление литературоведческих терминов. |
|
12 |
1.12 |
Практическое занятие |
Сочиняем сами. |
|
13 |
8.12 |
Библиотечное занятие. |
Викторина. Работа по группам. |
|
14 |
15.12 |
.Басня как жанр. Особенности жанра. |
Подбор иллюстративного материала, декламация |
|
15 |
22.12 |
Практическое занятие. |
Сочиняем сами. |
|
16 |
29.12 |
Конкурс проектов. |
Презентация. Создание кроссвордов. |
|
17 |
12.01 |
Понятие о балладе. Лироэпос. |
Работа со словарем. |
|
18 |
19.01 |
Практическое занятие. |
Работа над балладой «Кубок» В.А.Жуковского. |
|
19 |
26.01 |
Лирика. Жанровые особенности. |
Беседа о рифме, ритме, размере стихотворения. Понятие о звукописи. |
|
20 |
2.02 |
Обучение анализу стихотворения. |
Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Работа над выразительным чтением стихотворения |
|
21 |
9.02 |
Практическая работа. |
Конкурс «Лучший чтец». |
|
22 |
16.02 |
Что такое стихотворчество. |
Работа со словарем. |
|
23 |
23.02 |
Практическая работа. |
Конкурс «Мое стихотворение» |
|
24 |
1.03 |
Библиотечное занятие |
Викторина. |
|
25 |
8.03 |
Драма. Особенности жанра. |
Закрепление понятий (монолог, диалог, авторская ремарка) |
|
26 |
15.03 |
Понятие о комедии, трагедии, собственно драме. |
Чтение по ролям. |
|
27 |
29.03 |
Практическое занятие. Подготовка к спектаклю по пьесе С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». |
Разработка сценария. Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения: полонез, звучание фанфар, завывание вьюги и др. |
|
28 |
5.04 |
Подготовка к спектаклю. |
Декламация. Репетиции. |
|
29 |
12.04 |
Подготовка к спектаклю. |
Декламация. Репетиции |
|
30 |
19.04 |
Спектакль. |
Подготовка сцены, декораций. |
|
31 |
26.04 |
Библиотечное занятие. |
Викторина «Своя игра» |
|
32 |
10.05 |
Итоговое занятие. |
Творческий отчет |
|
33-35 |
17.05, 24.05 |
Резервные занятия. |
|
Отслеживание результатов
• Анкетирование, опросы.
• Систематические публикации материалов (выпуск стенгазеты). Творческий отчет перед учителями, учащимися, родителями.
• Фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
• Обобщение опыта работы кружка.
• Постоянная рефлексия деятельности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Литература для учителя
-
Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. - М.: Дрофа, 2000
-
Еремина О. А. «Литературный кружок в школе. 5-6 классы» - М.:Просвещение, 2011
-
Маранцман В. Г. Изучение литературы .Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997
-
Никитина Е. И. Уроки развития речи. - М.: Дрофа, 1998
-
Фогельсон И.А..Литература учит. Москва, «Просвещение» 1999
Литература для учащихся
-
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс.- М.: Дрофа, 2002.
-
Читаем, думаем, спорим, дидактические материалы по литературе, 5 класс, пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., - М.: Просвещение, 2014.
Технические средства обучения:
- компьютер, принтер, ксерокс;
- магнитофон;
- фото и видео камеры;
- канцтовары;
- альбомы, ватман.
Приложение к программе
Материалы для работы курса
Роды литературы
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Предмет изображения:
Эпос ↔ Драма
↓
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
↓
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос ▼ Повествование о событиях |
Драма ▼ Разговор дей- ствующих лиц (диалог, монолог) |
Лирика ▼ Выражение чувств, эмоций |
Способы организации художественного времени и пространства:
Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве |
Лирика Вне времени и пространства |
Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
Жанры литературы
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора) |
|||
Название |
Краткая характеристика |
Пример
|
|
|
Сказка |
Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов |
"Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка" |
|
Былина |
Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы |
"Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович" |
|
Песнь |
Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека |
Песни о С. Разине, Е. Пугачеве |
|
Малые жанры фольклора |
||
|
Загадка |
Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью |
"Висит сито, не руками свито" (паутина) |
|
Пословица |
Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии |
"Семеро одного не ждут" |
|
Поговорка |
Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли |
"Легок на помине" |
|
Скороговорка |
Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов |
"Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап" |
|
Частушка |
Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера |
"Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки". |
Жанры древнерусской литературы |
||
Название |
Краткая характеристика |
Пример художественного произведения |
Житие |
Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью |
"Житие Александра Невского" |
Хожение |
Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие |
"Хождение за три моря" Афанасия Никитина |
Поучение |
Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление |
"Поучение Владимира Мономаха" |
Воинская повесть |
Повествование о военном походе |
"Сказание о Мамаевом побоище" |
Летопись |
Историческое произведение, в котором повествование велось по годам |
"Повесть временных лет" |
Слово |
Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера |
"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона |
Эпические жанры |
|
|
|
Повесть |
Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. |
Рассказ |
Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя |
Новелла |
Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр) |
Очерк |
Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. |
Басня |
Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием |
Лирические жанры |
|
Стихотворение |
Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами |
Элегия |
Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму |
Эпиграмма |
Небольшое по объему сатирическое стихотворение |
Сонет |
Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три |
Эпитафия |
Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему |
Песня |
Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок |
Гимн |
Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные |
Ода |
Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная |
Послание |
Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу |
Романс |
Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку |
Лиро-эпические жанры |
|
Баллада |
Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания |
Поэма |
Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя |
Драматические жанры |
|
Трагедия |
Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель |
Комедия |
Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни |
Драма |
Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами |
Водевиль |
Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами |
Интермедия |
Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: |
Стихотворные размеры
Название |
Краткая характеристика |
Пример |
Хорей |
Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Терек воет, дик и злобен, |
Ямб |
Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения |
В передней толкотня, тревога; |
Дактиль |
Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Кто бы ни звал - не хочу |
Амфибрахий |
Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Не ветер бушует над бором, |
Анапест |
Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Пропаду от тоски я и лени, |
Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений, нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так:
Д - дактиль, значит ударение на первый слог,
АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква
А - анапест, значит ударение на третий.
Рифма и строфа поэтического текста
Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Особенности строфики поэтического текста
Строфа (греч. strophe - круг, оборт) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Название тропа |
Краткая характеристика |
Пример |
Эпитет |
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения |
Под нами с грохототом чугунным |
Постоянный эпитет |
Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак |
Выезжает из села да добрый молодец, |
Простое сравнение |
Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку |
Дорога, как змеиный хвост, |
Метафора |
Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства |
Не жалею, не зову, плачу, |
Олицетворение |
Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления |
Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве") |
Гипербола |
Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи |
И полусонным стрелкам лень |
Литота |
Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия |
Только в мире и есть, что тенистый |
Метонимия |
Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности |
Не дай мне Бог сойти с ума. |
Синекдоха |
Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия) |
Белеет парус одинокой |
Оксюморон |
Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов |
Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. |
Перифраз |
Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков |
И вслед за ним, как бури шум, |
Ирония |
Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки |
"Ты все пела? это дело: |
Функции художественно-выразительных средств (тропов)
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого
Поэтический синтаксис
Название синтаксической фигуры |
Краткая характеристика |
Пример из поэтического текста |
Риторический вопрос |
Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа |
Снег идет густой-густой. |
Риторическое восклицание |
Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому |
...И, содрав гонорар неумеренный, |
Риторическое обращение |
Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата |
Здравствуйте, племя |
Повтор |
Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений |
Я ищу прозрачности, |
Градация |
Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ |
"В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь) |
Антитеза |
Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов |
Они сошлись. |
Инверсия |
Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи |
"Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин) |
Плеоназм |
Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста |
Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь) |
Алогизм |
Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении |
Пил мертвую! не спал ночей по девяти! |
Анаколуф |
Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах |
А звери из лесов сбегаются смотреть, |
Поэтическая фонетика
Название фонетического приема |
Краткая характеристика |
Пример |
Звукопись |
Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи |
Я вздрагивал. Я загорался и гас. |
Анафора |
Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк |
Клянусь четой и нечетой, |
Эпифора |
Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк |
Не воздух, а золото, |
Аллитерация |
Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе |
"Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс |
Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки |
Багровое взметнулось полымя |
Лексические средства выразительности
Название лексического средства |
Краткая характеристика |
Пример |
Синонимы |
Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению |
Не часто к нам слетает вдохновенье, |
Антонимы |
Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению |
Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы |
Омонимы |
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению |
Мы сражаться стали, |
Неологизм |
Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления |
Эти |
Архаизм |
Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления |
Зажгли костер, сложилися, |
Историзм |
Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало |
Как ныне сбирается вещий |
Фразеологизм |
Устойчивое сочетание слов |
Узнали, подняли тревогу, |
Афоризм |
Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме |
Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм |
Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы: |
– Здорово, парнище! – |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидоренко Анна Валерьевна
→ Публикатор 10.10.2020 0 8426 669 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.