Программа по русскому языку; 10 -11 классы
Приложение к разделу 2.2
основной образовательной
программы
основного общего
образования
МАОУ СШ № 11 г.Бор
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
10-11 класс
Программа разработана
учителем высшей категории Марасановай М.Т.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе авторской рабочей программы:
Бугрова Л. В.
Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни / Л. В. Бугрова. — М. : Вен тана-Граф,2017. — 158 с.
Данная программа рассчитана на 138 часов (базовый уровень). Изучение русского языка по годам обучения осуществляется в объёме: 10 класс — 70 часов, 11 класс — 68 часов (базовый уровень).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
-
Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
-
Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение язы- ка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
-
Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
-
Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
-
Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
-
Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
-
Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
-
Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
-
Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
-
Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
-
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
-
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
-
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
-
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
-
Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
-
Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
-
Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник на базовом уровне научится |
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте |
использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения |
опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) |
различать основные разновидности монологической и диалогической речи |
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения) |
определять признаки и структурные элементы текста |
опознавать типы текстов |
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста |
Продолжение табл.
Выпускник на базовом уровне научится |
определять тему, проблему и основную мысль текста |
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи |
выделять основные признаки определённого стиля речи |
различать и анализировать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста |
создавать тексты разных жан- ров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста |
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка |
опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка, определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические) |
анализировать текст с точки зрения наличия в нём определённых изобразительно-выразительных средств |
Продолжение табл.
Выпускник на базовом уровне научится |
использовать изобразительно-выразительные средства языка в устных и письменных текстах разных жанров и стилей |
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) |
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат |
выделять основные аспекты культуры речи |
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления |
соблюдать культуру публичной речи |
опознавать основные виды языковых норм |
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка |
Окончание табл.
Выпускник на базовом уровне научится |
оценивать собственную и чу- жую речь с позиции соответ- ствия языковым нормам |
использовать основные норма- тивные словари и справочники для оценки устных и письмен- ных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться |
видеть взаимосвязь единиц и уровней языка |
характеризовать единицы языка того или иного уровня |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления |
анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах |
Продолжение табл.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться |
комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка |
анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания |
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи |
иметь представление об истории русского языкознания |
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи |
характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста |
опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи |
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста |
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию |
Продолжение табл.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться |
создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю; |
проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности |
владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов |
создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст |
характеризовать основные аспекты культуры речи |
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма |
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения |
опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм |
осуществлять речевой самоконтроль |
Окончание табл.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться |
оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи |
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний o нормах русского литературно- го языка |
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств |
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы |
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК. 10–11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» АВТОРА И. В. ГУСАРОВОЙ
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Распределение часов в 10 классе
№ п/п |
Наименование тематических модулей |
Кол-во часов |
|||
теория |
развитие речи |
||||
1 |
Введение в курс русского языка 10 класса. |
1 |
|
||
2 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 1 |
7 |
8 |
||
3 |
Модуль 1. Общие сведения о языке |
- |
1 |
||
4 |
Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности |
- |
7 |
||
5 |
Модуль 3. Орфография |
1 |
- |
||
6 |
Модуль 4. Синтаксис и пунктуация |
6 |
- |
||
7 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 2 |
6 |
3 |
||
8 |
Модуль 5. Становление и развитие русского языка |
- |
|||
9 |
Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности |
- |
2 |
||
10 |
Модуль 7. Орфография |
1 |
- |
||
11 |
Модуль 8. Синтаксис и пунктуация |
5 |
- |
||
12 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 3 |
6 |
4 |
||
13 |
Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма |
- |
- |
||
14 |
Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста |
- |
3 |
||
15 |
Модуль 11. Орфография |
1 |
- |
||
16 |
Модуль 12. Синтаксис и пунктуация |
5 |
1 |
||
17 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 4 |
6 |
6 |
||
18 |
Модуль 13. Лексика и фразеология |
- |
1 |
||
19 |
Модуль 14. Функциональные стили речи |
- |
5 |
||
20 |
Модуль 15. Орфография |
1 |
- |
||
21 |
Модуль 16. Синтаксис и пунктуация |
5 |
- |
||
22 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 5 |
11 |
1 |
||
23 |
Модуль 17. Фонетика |
- |
1 |
||
24 |
Модуль 18. Нормы русского литературного языка |
3 |
- |
||
25 |
Модуль 19. Орфография |
3 |
- |
||
26 |
Модуль 20. Синтаксис и пунктуация |
5 |
- |
||
27 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 6 |
9 |
2 |
||
28 |
Модуль 21. Морфемика и словообразование |
- |
1 |
||
28 |
Модуль 22. Русский речевой этикет |
- |
1 |
||
30 |
Модуль 23. Орфография |
3 |
- |
||
31 |
Модуль 24. Синтаксис и пунктуация |
6 |
- |
||
Итого |
46 |
24 |
Содержательный учебный блок I.
Общие сведения о языке
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .
Речь как процесс коммуникативной деятельности
Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.
Орфография
Правописание сложных слов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи
Содержательный учебный блок II
Становление и развитие русского языка
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.)
Орфография
Употребление прописных и строчных букв.
Синтаксис и пунктуация
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.
Содержательный учебный блок III
Краткая история русской письменности и реформы русского письма
Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Виды речевой деятельности и способы фиксации информации
Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.
Орфография
Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения.Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.
Содержательный учебный блок IV
Лексика и фразеология
Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.
Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитностиихкомпонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.
Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стильхудожественной литературы. Разговорный стиль речи.
Орфография
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ –
Синтаксис и пунктуация
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Содержательный учебный блок V
Фонетика
Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования.
Нормы русского литературного языка
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.
Орфография
Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.
Синтаксис и пунктуация
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Содержательный учебный блок VI
Морфемика и словообразование
Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.
Русский речевой этикет
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Орфография
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Синтаксис и пунктуация
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.Сложные синтаксические конструкции.
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки.
Распределение часов в 11 классе
№ п/п |
Наименование тематических модулей |
Всего часов |
1 |
Введение в курс языка 11 класса. Входное диагностическое тестирование
|
1 |
Содержательный учебный блок № 7 (9 часов) |
||
2 |
Модуль 25. Общее понятие о морфологии |
|
3 |
Модуль 26. Орфография |
2 |
4 |
Модуль 27. Основные качества хорошей речи |
5 |
5 |
Развитие речи. Сочинение -рассуждение |
1 |
6 |
Модуль 28. Синтаксис и пунктуация |
1 |
8 |
Итоговый контроль по блоку № 7 |
2 |
Содержательный учебный блок № 8 (11 часов) |
||
9 |
Модуль 29. Служебные части речи |
|
10 |
Модуль 30. Орфография |
2 |
11 |
Модуль 31. Нормы языка и культура речи |
1 |
12 |
Развитие речи. Сочинение-рассуждение |
1 |
13 |
Модуль 32. Синтаксис и пунктуация |
1 |
14 |
Итоговый контроль по блоку № 8 |
2 |
Содержательный учебный блок № 9 (13 часов) |
||
15 |
Модуль 33. Имя существительное как часть речи |
|
16 |
Модуль 34. Орфография |
1 |
17 |
Модуль 35. Нормы языка и культура речи |
1 |
18 |
Развитие речи. Сочинение-рассуждение |
1 |
19 |
Модуль 36. Синтаксис и пунктуация |
1 |
20 |
Итоговый контроль по блоку № 9 |
2 |
Содержательный учебный блок № 10 (10 часов) |
||
21 |
Модуль 37. Имя прилагательное как часть речи |
|
22 |
Модуль 38. Орфография |
1 |
23 |
Модуль 39. Нормы языка и культура речи |
1 |
24 |
Развитие речи. Сочинение-рассуждение |
1 |
25 |
Модуль 40. Синтаксис и пунктуация |
1 |
26 |
Итоговый контроль по блоку № 10 |
2 |
Содержательный учебный блок № 11 (8 часов) |
||
27 |
Модуль 41. Имя числительное как часть речи |
|
28 |
Модуль 42. Орфография |
1 |
29 |
Модуль 43. Нормы языка и культура речи |
1 |
30 |
Модуль 44. Синтаксис и пунктуация |
2 |
31 |
Итоговый контроль по блоку № 11 |
2 |
Содержательный учебный блок № 12 (8 часов) |
||
32 |
Модуль 45. Местоимение как часть речи |
1 |
33 |
Модуль 46. Орфография |
1 |
34 |
Модуль 47. Нормы языка и культура речи |
1 |
35 |
Развитие речи. Сочинение -рассуждение |
1 |
36 |
Модуль 48. Синтаксис и пунктуация |
1 |
37 |
Итоговый контроль по блоку № 12 |
2 |
Содержательный учебный блок № 13 (12 часов) |
||
38 |
Модуль 49. Глагол как часть речи |
|
39 |
Развитие речи. Сочинение-рассуждение |
1 |
40 |
Модуль 50. Орфография |
1 |
41 |
Модуль 51. Нормы языка и культура речи |
1 |
42 |
Модуль 52. Синтаксис и пунктуация |
1 |
43 |
Итоговый контроль по блоку № 13 |
2 |
Содержательный учебный блок № 14 (10 часов) |
||
44 |
Модуль 53. Причастие как часть речи |
|
45 |
Модуль 54. Орфография |
1 |
46 |
Модуль 55. Нормы языка и культура речи |
1 |
47 |
Модуль 56. Синтаксис и пунктуация |
2 |
48 |
Итоговый контроль по блоку № 14 |
2 |
Содержательный учебный блок № 15 (7 часов) |
||
49 |
Модуль 57. Деепричастие как часть речи |
|
50 |
Модуль 58. Орфография |
1 |
51 |
Модуль 59. Нормы языка и культура речи |
1 |
52 |
Развитие речи. Сочинение-рассуждение |
1 |
53 |
Модуль 60. Синтаксис и пунктуация |
1 |
54 |
Итоговый контроль по блоку № 15 |
2 |
Содержательный учебный блок № 16 (13 часов) |
||
55 |
Модуль 61. Наречие как часть речи |
|
56 |
Модуль 62. Орфография |
2 |
57 |
Модуль 63. Нормы языка и культура речи |
1 |
58 |
Развитие речи. Сочинение-рассуждение |
1 |
59 |
Модуль 64. Синтаксис и пунктуация |
1 |
60 |
Итоговый контроль по блоку № 15 |
1 |
61 |
Повторение изученного |
|
Итого |
68 |
Содержательный учебный блок 7
Морфология как раздел грамматики Принципы классификации слов по частям речи. Междометие и звукоподражательные слова как особые части речи
Орфография Правописание НЕ со словами разных частей речи
Основные качества хорошей речи Правильность речи. Богатство речи. Чистота речи. Точность речи. Логичность речи. Уместность речи.
Выразительность речи; изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры речи
Синтаксис и пунктуация Знаки препинания при междометиях Знаки препинания в предложениях, осложненных обращениями.
Содержательный учебный блок 8
Служебные части речи . Предлог как служебная часть речи; разряды предлогов по структуре: Союз как служебная часть речи; разряды союзов по происхождению: Частица как служебная часть речи; разряды частиц по значению:
Орфография Отличие производных служебных частей речи от соответствующих существительных, местоимений, наречий с непроизводными предлогами и частицами; правописание частиц; разграничение частиц НЕ и НИ; особенности правописания оборотов «не кто иной, как»; «не что иное, как»; «никто иной не»; «ничто иное не» во всех падежах;
Нормы языка и культура речи Употребление предлогов с одним и несколькими падежами; нормы употребления союзов в осложненных и сложных предложениях.
Синтаксис и пунктуация Вводные компоненты и знаки препинания при них; вставные конструкции и знаки препинания при них.
Содержательный учебный блок 9
Имя существительное как часть речи Лексико-грамматические разряды имен существительных, лексико-грамматические категории имен существительных, категория одушевленности - неодушевленности; категория рода, категория числа, категория падежа, словообразование имен существительных: морфологические и неморфологические способы; переход слов других частей речи в имена существительные.
Орфография Особенности склонения существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ; правописание формы родительного падежа множественного числа у существительных на -НЯ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬЁ; словообразовательные суффиксы имен существительных и их правописание: суффиксы субъективной оценки, -ЕЦ, -ИЦ, -ЧИК, -ЩИК, -ОТ, -ЕТ, -ИЗН, -ЕСТВ и др.;правописание безударных окончаний имен существительных, безударные окончания имен существительных с суффиксами -ИЩ, -УШК, -ЮШК, -ЫШК.
Нормы языка и культура речи Употребление форм имен существительных: варианты окончаний предложного падежа единственного числа неодушевленных, существительных мужского рода; варианты окончаний собственных имен существительных с суффиксами –ИН-/-ЫН-, -ОВ-/-ЕВ- в творительном падеже; варианты окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа; варианты окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа мужского рода; варианты падежных окончаний собственных имен существительных (географических названий) на –О; особенности склонения имен и фамилий.
Синтаксис и пунктуация Синтаксическая функция имен существительных; однородные члены предложения; знаки препинания при однородных членах предложения.
Содержательный учебный блок 10
Имя прилагательное как часть речи Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: взаимопереход имен прилагательных из разряда в разряд; полная и краткая форма качественных имен прилагательных; степени сравнения качественных имен прилагательных: сравнительная степень: особенности склонения качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных; словообразование имен прилагательных. Переход слов других частей речи в разряд имен прилагательных; переход имен прилагательных в разряд существительных.
Орфография Правописание суффиксов прилагательных -К, -СК, -ИВ, -ЕВ, -ЧИВ, -ЛИВ, -ОВАТ, -ЕВАТ, -ИНСК, -ЕНСК.
Нормы языка и культура речи Употребление форм имен прилагательных: вариантные формы полных и кратких прилагательных; употребление форм степеней сравнения качественных имен прилагательных.
Синтаксис и пунктуация Основные синтаксические функции имен прилагательных;однородные и неоднородные определения и знаки препинания при них.
Содержательный учебный блок 11
Имя числительное как часть речи Классификация числительных по составу: грамматические разряды имен числительных: переход имен числительных в разряд слов других частей речи.
Орфография Особенности склонения и правописания количественных и порядковых (простых, составных, сложных) числительных; правописание числительных, входящих в состав сложных слов.
Нормы языка и культура речи: Особенности употребления форм имен числительных.
Синтаксис и пунктуация: Синтаксические функции имен числительных; обособленные уточняющие дополнения (ограничительно-выделительные обороты со словами кроме,помимо, исключая, включая и т.п.); пунктуационное оформление предложений, осложненных ограничительно-выделительными оборотами.
Содержательный учебный блок 12
Местоимение как часть речи Разряды местоимений по значению: особенности склонения местоимений; переход слов других частей речи в разряд местоимений и местоимений в разряд служебных слов.
Орфография Правописание отрицательных и неопределенных местоимений.
Нормы языка и культура речи Особенности употребление форм некоторых местоимений.
Синтаксис и пунктуация Основные синтаксические функции местоимений; сравнительный оборот; знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом КАК.
Содержательный учебный блок 13
Глагол как части речи Инфинитив глагола; категория вида глагола: категория залога глагола: глаголы переходные и непереходные; возвратные глаголы; категория наклонения глагола: особенности употребления наклонений глаголов; категория времени: особенности употребления времени глаголов; категория лица; особенности выражения лица глаголов;
Орфография Правописание безударных личных окончаний глагола; различение форм 2 лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений; правописание суффиксов -ОВА, -ЕВА, -ИВА, -ЫВА; правописание суффиксов -И, -Е в глаголах с приставками ОБЕЗ- / ОБЕС-; правописание глаголов в прошедшем времени; употребление Ь в глагольных формах.
Нормы языка и культура речи Особенности употребление форм глагола
Синтаксис и пунктуация Синтаксические функции глаголов; знаки препинания при обособленных приложениях.
Содержательный учебный блок 14
Причастие как особая форма глагола Признаки глагола и имени прилагательного и причастия; формы причастий: действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; особенности образования причастий; отличия страдательных причастий и отглагольных прилагательных на –мый; краткая форма страдательных причастий; отличия кратких страдательных причастий, кратких прилагательных и наречий на -О; склонений причастий; правописание безударных падежных окончаний причастий; переход причастий в категорию имен прилагательных и имен существительных.
Орфография Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени и в основах действительных причастий прошедшего времени.
Нормы языка и культура речи Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов.
Синтаксис и пунктуация Синтаксическая функция причастий; знаки препинания при обособленных согласованных и несогласованных определениях.
Содержательный учебный блок 15
Деепричастие как особая форма глагола: Деепричастия совершенного и несовершенного вида; образование деепричастий; особенности образования и употребления форм деепричастий; переход деепричастий в категорию наречий и служебных частей речи.
Орфография Правописание суффиксов деепричастий.
Нормы языка и культура речи: Особенности употребление форм деепричастий и деепричастных оборотов.
Синтаксис и пунктуация Синтаксическая функция деепричастий; знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
Содержательный учебный блок 16
Наречие как часть речи: классификация наречий по словообразовательной структуре: переход наречий в разряд слов служебных частей речи. Слова категории состояния (общее представление).
Орфография Правописание наречных суффиксов; слитное, раздельное, дефисное написание наречий и наречных выражений.
Нормы языка и культура речи Особенности употребления форм степеней сравнения наречий; трудности образования форм наречий; трудности ударения в наречиях.
Синтаксис и пунктуация Синтаксические функции наречий; обособленные уточняющие члены предложения; пунктуационное оформление предложений, осложненных уточняющими обособленными членами.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марасанова Марина Титовна
→ Публикатор 23.10.2020 0 1190 206 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы