Рабочая программа по литературе; 11 класс


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по литературе для 11 класса (102 часа)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе

- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

- Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией В.П.Журавлёва.

- Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан мной на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.

Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.

Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования средней школы. Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.

Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:

  1. познакомить с писателем и его лучшими произведениями;

  2. углубить первоначальное впечатление от прочитанного;

  3. раскрыть подтекст;

  4. усложнить анализ;

  5. раскрыть образ автора и др.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 11 класс – 2 часть линейного курса на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя считаю целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В XI классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Технологии, используемые в работе:

Чтение и письмо для развития критического мышления

  • ИКТ (ИИП «КМ-ШКОЛА»)

  • Обучение в сотрудничестве

  • Исследовательские методы обучения

  • ТРИЗ

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Игровые методы обучения

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

  1. Бунин. «Одиночество».

  2. Брюсов. «Юному поэту».

  3. Гумилёв. «Жираф».

  4. Блок. «Незнакомка», «Россия».

  5. Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».

  6. Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».

  7. Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».

  8. Мандельштам. «Notre Dame».

  9. Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».

  10. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».

  11. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».

  12. Бродский. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).

  13. Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).

  14. Рубцов. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

 

Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

 

Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

  1. Тесты.

  2. Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.

  3. Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.

  4. Изложения с творческим заданием.

 

 

 

 

Рабочая программа по литературе 11 класса (102 урока)

урока

Тема урока

Часы

Тип урока

Элементы содержания

1

Общая характеристика эпохи. Россия рубежа19-20 веков. Творчество И.А. Бунина.

1

Усвоение нового материала.

Рецептивный, поисковый, репродуктивный.

2

Размышление о России в повести «Деревня». Любовь к отчему дому.

1

Лекция.

Творческая.

3

Рассказы И. Бунина «Холодная осень», «Легкое дыхание» (сопоставительный анализ).

1

Аналитическая беседа.

Исследовательский.

4

А.И. Куприн. Жизнь, творчество, повесть «Олеся» (просмотр фрагментов фильма).

1

Лекция.

Рецептивный, репродуктивный.

5

Знакомство с главами «Поединок». Отношение автора к армии.

1

Аналитическая беседа.

Творческий.

6

«Гранатовый браслет», талант любить (анализ поступков героя).

1

Комбинированный.

Продуктивный.

7

Работа с текстом. Женские образы. Анализ чувств и поступков.

1

Комбинированный.

Продуктивный.

8

Контрольная работа по творчеству А.И. Куприна.

1

Контроль знаний.

Рецептивный.

9

Творчество А.Т. Андреева, повесть «Иуда Искариот».

1

Лекция с элементами беседы.

Исследовательский.

10

«Старшие символисты». Поэзия «младосимволистов».

1

Лекция, беседа, сообщение.

Творческий.

11

Поэзия Брюсова. Чтение и анализ стихотворений.

1

Лекция, беседа.

Рецептивный.

12

Знакомство с творчеством Бальмонта К.Д.

1

Лекция.

Рецептивный.

13

А. Белый «Путешествие за золотым руном». Акмеизм.

1

Лекция, беседа.

Исследовательский.

14

Мир образов Н. Гумилева. Человек энциклопедических знаний, путешественник.

1

Комбинированный.

Рецептивный.

15

Ранняя лирика А. Ахматовой. Увлечение акмеистами.

1

Комбинированный.

Исследовательский.

16

Футуризм. Эгофутуризм и И. Северянина.

1

Лекция, беседа.

Рецептивный.

17

Тестирование по серебряному веку.

1

Проверка знаний.

Контроль знаний учащихся.

18

Творчество А.М. Горького. Очерк жизни. Романтизм.

1

Лекция, беседа, сообщение.

Рецептивный.

19

Раннее романтические произведения А.М. Горького. Раскрытие образов. Показ фрагментов фильма «Табор уходит в небо» («Челкаш»).

1

Лекция, беседа, сообщение.

Рецептивный.

20

Особенности жанра и композиции пьесы «На дне».

1

Лекция, беседа.

Рецептивный.

21

Работа с текстом пьесы «На дне» (чтение по ролям).

1

Комбинированный.

Продуктивный, творческий.

22

«Во что веришь – то и есть», роль Луки в драме «На дне».

1

Комбинированный.

Исследовательский.

23

Обзор романа «Мать». Характеристика главного героя – Павла Власова, Ниловны.

1

Лекция.

Репродуктивный.

24

Р/р. Сочинение по творчеству А.М. Горького.

1

Проверка знаний.

Контроль знаний учащихся.

25

А. Блок «Интеллигенция и революция» (работа по статьей, составление плана).

1

Лекция, беседа.

Репродуктивный.

26

А. Блок. Романтический мир. Стихотворение «Незнакомка».

1

Лекция, беседа, анализ.

Репродуктивный.

27

Тема Родины в творчестве Блока «На поле Куликовом».

1

Комбинированный.

Исследовательский.

28

Поэма «Двенадцать», работа с текстом.

1

Лекция, беседа, анализ.

Рецептивный.

29

Контрольная работа или тестирование по творчеству Блока.

1

Проверка знаний.

Контроль знаний учащихся.

30

Новокрестьянские поэты. Поэзия Клюева, Клычкова, Орешина (Обзор).

1

Лекция, беседа, анализ.

Исследовательский.

31

С. Есенина. Творчество национального поэта, любовная лирика.

1

Комбинированный.

Продуктивный, творческий.

32

«Москва кабацкая» цикл стихов, поездка в Европу, США.

1

Индивидуальные сообщения, анализ стихов.

Продуктивный, творческий.

33

Поэма «Анна Снегина», знакомство с текстом.

1

Лекция с элементами беседы.

Творческий.

34

Р/р. Сочинение по творчеству С. Есенина.

1

Проверка знаний.

Контроль.

35

В.В. Маяковский. Творческий путь и биографические данные поэта.

1

Лекция, беседа, анализ.

Рецептивный.

36

Настоящее и будущее в пьесе В. Маяковского «Клоп». Выборочная работа с текстом.

1

Комбинированный.

Продуктивный, творческий.

37

Р/р. Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского (по выбору).

1

Проверка знаний.

Контроль знаний.

38

Творчество А.А. Фадеева. Биография, творческий путь.

1

Лекция, беседа.

Репродуктивный.

39

«Разгром». Особенности жанра, композиции. Народ и интеллигенция в романе (Морозко, Мечик).

1

Комбинированный.

Рецептивный.

40

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».

1

Комбинированный.

Продуктивный, творческий.

41

Творчество Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе «Мы».

1

Обзорная лекция.

Исследовательский.

42

А.П. Платонов. Характерные черты времени в повести «Котлован».

1

Урок - путешествие.

Рецептивный.

43

Пространство и время в повести «Котлован».

1

Анализ, сообщение.

Репродуктивный.

44

Метафоричность художественного мышления в повести «Котлован».

1

Анализ, сообщение.

Репродуктивный.

45

Проверочная работа по пройденному материалу А. Фадееву и А. Платонову.

1

Проверка знаний.

Контроль.

46

М.А. Булгакова. Жизненный путь. Сатира в повести «Собачье сердце».

1

Лекция, беседа, сообщения.

Репродуктивный.

47

Анализ глав повести «Собачье сердце».

1

Анализ, беседа.

Репродуктивный.

48

Работа с тестом. Характеристика профессора Преображенского, Борменталя, Шарикова. (просмотр фрагментов фильма).

1

Анализ, беседа, сообщения.

Рецептивный.

49

М. Булгаков. Роман «Белая гвардия». Изображение истории в романе.

1

Лекция.

Рецептивный.

50

Судьба людей в революции. Образ дома в «Белой гвардии».

1

Комбинированный.

Исследовательский, творческий.

51

Р/р. Мини-сочинение по творчеству Булгакова или тестирование.

1

Проверка знаний.

Контроль.

52

Творчество А.Н. Толстого. Тема русской истории. Роман «Петр I». Панорама русской жизни в романе. Образ Петра.

1

Лекция, беседа, сообщения.

Рецептивный.

53

Соратники и враги Петра (Выборочная работа с текстом, просмотр фрагментов фильма «Петр I»).

1

Комбинированный.

Продуктивный, исследовательский.

54

Исторические личности. Петр I и Карл XII.

1

Сообщение, беседа.

Творческий, исследовательский.

55

Реформы Петра. Обновление России (Домашнее сочинение по роману).

1

Урок-анализ.

Исследовательский.

56

Творчество А. Ахматовой. Поздний период. «Белая стая», «Реквием».

1

Лекция, беседа, сообщения.

Рецептивный, исследовательский.

57

Творчество М. Цветаевой. Этапы творческого пути.

1

Лекция, сообщение.

Рецептивный.

58

Тема Родины в поэзии М. Цветаевой (Анализ текстов).

1

Комбинированный.

Творческий, исследовательский.

59

Р/р. Сочинение по творчеству Ахматовой и Цветаевой или тестирование.

1

Проверка знаний.

Контроль.

60

Творчество А.А. Заболоцкого. Человек и природа.

1

Обзорная лекция.

Рецептивный.

61

М.А. Шолохов. Знакомство с биографией и творческим путем.

1

Комбинированный.

Рецептивный с индивидуальными сообщениями.

62

«Тихий Дон». История создания романа. Предреволюционная эпоха.

1

Комбинированный.

Творческий, исследовательский. Индивидуальные сообщения.

63

Картины жизни донских казаков. Просмотр фрагментов фильма «Тихий Дон».

1

Комбинированный.

Рецептивный.

64

В мире, расколотом надвое. Революционные события в романе.

1

Комбинированный.

Творческий, исследовательский.

65

Гражданская война в изображении Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

Комбинированный.

Исследовательский, аналитический.

66

Судьба героев романа, покалеченные жизни революцией.

1

Комбинированный.

Исследовательский.

67

Григорий Мелехов и его семья, уклад жизни.

1

Комбинированный.

Исследовательский.

68

Образ Григория Мелехова, его поиск правды. Просмотр фрагментов фильма «Тихий Дон».

1

Комбинированный.

Исследовательский, творческий.

69

Женские образы в романе «Тихий Дон» (Мать Ильинична, Наталья, Лукерья).

1

Беседа, сообщение.

Творческий, исследовательский.

70

Заключительный урок по роману Шолохова «Тихий Дон».

1

Беседа, сообщение.

Рецептивный, исследовательский.

71

Р/р. Сочинение по роману «Тихий Дон».

1

Проверка знаний.

Контроль.

72

Литература Великой Отечественной войны. Общий обзор.

1

Урок-лекция, беседа.

Продуктивный, творческий.

73

Поэзия Великой Отечественной войны. Поэты фронтовики (газета).

1

Комбинированный.

Исследовательский.

74

Васильев. «А зори здесь тихие», «У войны не женское лицо».

1

Комбинированный.

Исследовательский, творческий.

75

Женский подвиг на войне. Психологизм произведения (работа с текстом, просмотр фрагментов фильма).

1

Беседа, сообщение.

Исследовательский, аналитический..

76

Писатели – фронтовики: Симонов, Фадеев, Смирнов. Творческая судьба поэтов.

1

Лекция, выступление.

Репродуктивный.

77

А. Твардовский. Поэма «Страна Муравия», «По праву памяти».

1

Лекция, беседа.

Репродуктивный.

78

Р/р. Твардовский. Новые главы из книги про бойца «Василий Теркин».

1

Лекция, беседа.

Рецептивный.

79

Р/р. Сочинение о Великой Отечественной войне.

1

Проверка знаний.

Контроль.

80

Творческий путь Б.Л. Пастернака. Биография.

1

Лекция.

Репродуктивный.

81

Роман «Доктор Живаго». Быт, нравы дворянского общества.

1

Лекция, беседа.

Рецептивный.

82

Исторические события в романе, семейный уклад. Дом – защита от потрясений.

1

Комбинированный.

Исследовательский, творческий.

83

Человек в революции. Долг медика-офицера, ломка семейных уз.

1

Лекция, анализ, беседа.

Исследовательский, творческий.

84

Просмотр фильма «Доктор Живаго». Жизненные искания героя.

1

Комбинированный.

Поисковый, творческий.

85

Характеристика главного героя на фоне исторических событий. Испытания, разочарования.

1

Комбинированный.

Поисковый.

86

Р/р. Мини-сочинение по роману «Доктор Живаго».

1

Проверка знаний.

Контроль.

87

Литература оттепели. Творчество А.С. Солженицына. Судьба писателя.

1

Лекция, беседа.

Репродуктивный.

88

Обзор рассказа «Один день Ивана Денисовича». Чтение глав, анализ героя.

1

Комбинированный.

Рецептивный.

89

Рассказ «Матренин двор». Анализ фрагментов, характеристика хозяйки.

1

Сообщение, беседа.

Творческий, исследовательский.

90

Судьба русской деревни «Не стоит деревня без праведников» (домашнее сочинение).

1

Сообщение, беседа.

Творческий, исследовательский.

91

Особенности развития поэзии и прозы в 60-70 годы 20 века.

1

Лекция, беседа.

Рецептивный.

92

Деревенская проза М. Шукшина. Истоки проблемы героев. Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам!».

1

Комбинированный.

Творческий, исследовательский.

93

Распутин «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины.

1

Лекция, беседа, анализ.

Рецептивный.

94

Авторская песня. Окуджава, Высоцкий.

1

Сообщение, беседа.

Творческий, исследовательский.

95

Литература последних десятилетий. Поэзия Иосифа Бродского.

1

Комбинированный.

Аналитический, исследовательский.

96

Подготовка к выпускным экзаменам.

1

Аналитический.

Проверка знаний.

97

Подготовка к выпускным экзаменам.

1

Комбинированный.

Проверочный.

98

Р/р. Сочинение на тему «Малая моя родина».

1

Проверка знаний.

Творческий.

99

Анализ сочинения.

1

Проверка знаний.

Исследовательский.

100

Подготовка к выпускным экзаменам.

1

Аналитический.

Проверка знаний.

101

Подготовка к выпускным экзаменам.

1

Комбинированный.

Проверка знаний.

102

Подведение итогов.

1

Комбинированный.

Творческий.


 


 


Полный текст материала Рабочая программа по литературе; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малкова Татьяна Эдуардовна  Публикатор
27.10.2020 0 2091 248

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК