Рабочая программа по русскому языку; 6 класс
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
УТВЕРЖДЕНО
Директор ______________________ФИО
Приказ №_____ от _____2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
(базовый уровень)
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: ___________
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится - 204 ч (6 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о литературном языке.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Текст
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная информация текста; пересказ текста.
Описание как тип речи.
Описание внешности человека.
Описание помещения.
Описание природы.
Описание местности.
Описание действий.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Лексический анализ слов.
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Лексические словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Формообразующие и словообразующие морфемы. Производящая основа.
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием, а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Имя существительное
Особенности словообразования.
Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного). Нормы словоизменения имён существительных.
Нормы слитного и дефисного написания пол -и полу- со словами.
Имя прилагательное
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.
Степени сравнения качественных имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).
Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.
Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные.
Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.
Словообразование имён числительных.
Склонение количественных и порядковых имён числительных.
Правильное образование форм имён числительных.
Правильное употребление собирательных имён числительных.
Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.
Морфологический анализ имён числительных.
Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.
Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.
Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные.
Склонение местоимений.
Словообразование местоимений.
Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.
Морфологический анализ местоимений. Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.
Глагол
Переходные и непереходные глаголы.
Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении.
Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.
Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов.
Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.
Морфологический анализ глаголов.
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство ).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной ииндивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов).
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100—110 слов; словарного диктанта объёмом 20—25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий).
Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм.
Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и
словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня-кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Характеризовать особенности словообразования имён существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных.
Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён
прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных.
Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний
числительных.
Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи.
Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений.
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении. Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.
Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ |
||||||||
1.1. |
Основные функции русского языка. |
2 |
0 |
0 |
02.09.2022 05.09.2022 |
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного); |
Устный опрос; |
РЭШ,, Фоксфорд, ютуб |
1.2. |
Литературный язык. |
1 |
0 |
0 |
06.09.2022 |
Извлекать информацию из различных источников; |
Практическая работа; |
РЭШ, |
Итого по разделу |
3 |
|
||||||
Раздел 2. ПОВТОРЕНИЕ |
||||||||
2.1. |
Повторение пройденного материала. |
6 |
1 |
0 |
07.09.2022 14.09.2022 |
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания |
Диктант; |
рэш |
Итого по разделу |
6 |
|
||||||
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ |
||||||||
3.1. |
Виды речи. |
2 |
0 |
0 |
15.09.2022 16.09.2022 |
Выступать с сообщением на лингвистическую тему (в течение учебного года); |
Устный опрос; |
РЭШ, Учи.ru, skusmart.ru |
3.2. |
Монолог и диалог. Их разновидности. |
3 |
0 |
0 |
19.09.2022 21.09.2022 |
Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы |
Практическая работа; |
Учи.ru, РЭШ |
Итого по разделу |
5 |
|
||||||
Раздел 4. ТЕКСТ |
||||||||
4.1. |
Информационная переработка текста. |
7 |
0 |
0 |
22.09.2022 28.09.2022 |
Проводить информационную переработку текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего |
комплексный анализ текста; |
МЭШ, Фоксфорд |
4.2. |
Функциональносмысловые типы речи. |
3 |
0 |
0 |
29.09.2022 03.10.2022 |
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи |
Самооценка с |
ютуб, МЭШ |
4.3. |
Виды описания. |
6 |
1 |
1 |
04.10.2022 18.10.2022 |
Создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие; |
Контрольное сочинение; |
РЭШ, МЭШ, Фоксфорд |
4.4. |
Смысловой анализ текста. |
7 |
1 |
0 |
19.10.2022 27.10.2022 |
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и |
комплексный анализ текста; |
Учи.ru Фоксфорд |
Итого по разделу: |
23 |
|
||||||
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА |
||||||||
5.1. |
Официально деловой стиль. Жанры. |
6 |
0 |
1 |
28.10.2022 04.11.2022 |
Характеризовать особенности официально-делового и научно-учебного стилей; Перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; Анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение); |
Устный опрос; |
РЭШ, МЭШ |
5.2. |
Научный стиль. Жанры. |
6 |
0 |
1 |
07.11.2022 14.11.2022 |
Анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение); |
Практическая работа; |
Учи.ru, ютуб |
Итого по разделу: |
12 |
|
||||||
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
||||||||
6.1. |
Группы лексики по происхождению. |
2 |
0 |
0 |
15.11.2022 16.11.2022 |
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; |
Устный опрос; |
Фоксфорд, МЭШ |
6.2. |
Активный и пассивный запас лексики. |
2 |
0 |
0 |
17.11.2022 |
различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова; |
составление |
Учи.ru, РЭШ |
6.3. |
Лексика |
4 |
0 |
0 |
18.11.2022 28.11.2022 |
Различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные, диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; |
Письменный контроль; |
учи.ru,skusmart ru |
6.4. |
Стилистическая окраска слова. |
4 |
0 |
1 |
29.11.2022 01.12.2022 |
Различать историзмы и архаизмы; |
комплексный анализ текста; |
Фоксфорд, РЭШ. МЭШ |
6.5. |
Лексические средства выразительности. |
6 |
1 |
0 |
02.12.2022 08.12.2022 |
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и |
Контрольная работа; |
Фоксфорд, РЭШ, МЭШ |
||
6.6. |
Лексические словари |
2 |
0 |
0 |
09.12.2022 12.12.2022 |
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка; |
Устный опрос; |
Учи.ru,Инфоурок |
||
Итого по разделу: |
20 |
|
||||||||
Раздел 7. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ |
|
|
||||||||
7.1. |
Виды морфем. |
2 |
0 |
0 |
13.12.2022 14.12.2022 |
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу; |
Устный опрос; |
РЭШ, МЭШ, Учи.ru |
||
7.2. |
Основные способы образования слов в русском языке. |
5 |
1 |
0 |
15.12.2022 21.12.2022 |
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, |
Тестирование; |
Фоксфорд, РЭШ, МЭШ |
||
7.3. |
Правописание сложных и сложносокращённых слов. |
7 |
1 |
0 |
22.12.2022 09.01.2023 |
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; Проводить орфографический анализ сложных и сложносокращённых слов; |
Диктант; |
Учи.ru |
||
Итого по разделу: |
14 |
|
||||||||
Раздел 8. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ |
||||||||||
8.1. |
Имя существительное |
10 |
1 |
0 |
10.01.2023 23.01.2023 |
Характеризовать особенности словообразования имён существительных; |
Диктант; |
Учи.ru,РЭШ, МЭШ |
||
8.2. |
Имя прилагательное |
15 |
2 |
0 |
24.01.2023 10.02.2023 |
Распознавать качественные, относительные и притяжательные имена |
Диктант; |
Фоксфорд, РЭШ, МЭШ |
8.3. |
Имя числительное |
23 |
2 |
1 |
13.02.2023 17.03.2023 |
Распознавать числительные; |
Тестирование; |
Учи.ru, |
8.4. |
Местоименение |
15 |
1 |
0 |
20.03.2023 12.04.2023 |
Распознавать местоимения; |
Диктант; |
Инфоурок, РЭШ, Фоксфорд |
8.5. |
Глагол |
36 |
3 |
0 |
13.04.2023 24.05.2023 |
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; Определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; |
Диктант; |
РЭШ, МЕШ, Инфоурок |
Итого по разделу: |
99 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ |
9.1. |
Повторение пройденного материала |
6 |
1 |
0 |
25.05.2023 31.05.2023 |
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов. определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря); распознавать однозначные и многозначные слова, многозначные слова и омонимы, слова-паронимы; различать прямое и переносное значение слова; характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия; проводить лексический анализ слова (в рамках изученного) |
Диктант; |
Учи.ru, |
Итого по разделу: |
6 |
|
||||||
Раздел 10. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
||||||||
10.1. |
Сочинения |
8 |
3 |
5 |
|
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину, произведение искусства, в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений, классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы; устно и письменно описывать внешность |
написание |
Фоксфорд, РЭШ, МЭШ, Инфоурок |
10.2. |
Изложения |
4 |
4 |
0 |
|
Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная информация текста; пересказ текста |
написание |
Фоксфорд, МЭШ |
10.3. |
Контрольные и проверочные работы |
9 |
9 |
0 |
|
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90–100 слов; написания словарного диктанта объёмом 15–20 слов; написания диктанта на основе связного текста объёмом 90–100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться |
Контрольная работа; |
Фоксфорд, |
Итого по разделу: |
16 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
204 |
16 |
5 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, формы контроля |
||||||||
всего |
Контр. работы |
Практич. работы |
||||||||||
Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3ч.) |
||||||||||||
1. |
Русский язык — государственный язык Российской Федерации |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
2. |
Русский язык — язык межнационального общения. Входной контроль. |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
3. |
Понятие о литературном языке
|
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
Раздел 2. ПОВТОРЕНИЕ (6ч.) |
||||||||||||
4. |
Повторение изученного в 5 классе. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
5. |
Повторение изученного в 5 классе. Употребление Ь и Ъ |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
6. |
Повторение изученного в 5 классе. Правописание корней |
1 |
0 |
0 |
|
Зачет; |
||||||
7. |
Повторение изученного в 5 классе.Правописание приставок |
1 |
0 |
0 |
|
Зачет; |
||||||
8. |
Повторение изученного в 5 классе. Правописание суффиксов |
1 |
0 |
0 |
|
Практическая работа; |
||||||
9. |
Повторение изученного в 5 классе. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ (5ч) |
||||||||||||
10. |
Изложение |
1 |
1 |
0 |
|
Изложение; |
||||||
11. |
Виды речи. Монолог и диалог. Монолог-описание |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
12. |
Монолог-повествование |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
13. |
Монолог-рассуждение |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
14. |
Сообщение на лингвистическую тему |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
Раздел 4. ТЕКСТ (23 ч. +2ч.) |
||||||||||||
15. |
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
16. |
Текст, его основные признаки и композиционные особенности. Микротема. Абзац. |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
17. |
Способы связи предложений в тексте. Последовательная и параллельная связь |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
18. |
Способы связи предложений в тексте. Параллельная связь |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
||||||
19. |
Лексические средства связи предложений в тексте |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
20. |
Морфологические средства связи предложений в тексте |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
21. |
Языковые средства выразительности в тексте (в рамках |
1 |
0 |
0 |
|
Сочинение- миниатюра; |
||||||
22. |
Главная и второстепенная информация текста |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
23. |
Простой план текста |
1 |
0 |
0 |
|
Работа с текстом; |
||||||
24. |
Сложный план текста |
1 |
0 |
0 |
|
Работа с текстом; |
||||||
25. |
Назывной план текста |
1 |
0 |
0 |
|
Работа с текстом; |
||||||
26. |
Вопросный план текста |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
27. |
Пересказ текста |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
28. |
Описание как тип речи |
1 |
0 |
0 |
|
Устное сочинение; |
||||||
29. |
Описание внешности человека |
1 |
0 |
0 |
|
Устное сочинение; |
||||||
30. |
Сочинение, включающее описание внешности человека. Практикум
|
1 |
0 |
1 |
|
Сочинение;
|
||||||
31. |
Описание помещения |
1 |
0 |
0 |
|
Устное сочинение; |
||||||
32. |
Сочинение, включающее описание помещения. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Сочинение; |
||||||
33. |
Описание природы |
1 |
0 |
0 |
|
Создание текста по теме; |
||||||
34. |
Сочинение, включающее описание природы. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Устное сочинение; |
||||||
35. |
Описание местности |
1 |
0 |
0 |
|
Создание текста по теме; |
||||||
36. |
Сочинение, включающее описание местности. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Сочинение; |
||||||
37. |
Описание действий |
1 |
0 |
0 |
|
Устное сочинение; |
||||||
38. |
Сочинение, включающее описание действий. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Создание текста по теме; |
||||||
39. |
Сочинение |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольное сочинение; |
||||||
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА(12ч.) |
||||||||||||
40. |
Особенности официально-делового стиля |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
41. |
Жанры официально-делового стиля. Заявление
|
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
42. |
Жанры официально-делового стиля. Расписка |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
43. |
Особенности научного стиля |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
44. |
Разграничение текстов делового и научного стиля |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
45. |
Жанры научного стиля. Научное сообщение |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
46. |
Научное сообщение на лингвистическую тему |
1 |
0 |
0 |
|
создание текста по теме; |
||||||
47. |
Жанры научного стиля. Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
48. |
Создание словарной статьи. Практикум (мини-проект) |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
49. |
Смысловой анализ текста официально-делового стиля (расписка, заявление) |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
50. |
Смысловой анализ текста научного стиля (научное сообщение) |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
51. |
Создание текстов различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт. |
1 |
0 |
1 |
|
комплексный анализ текста; |
||||||
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (20ч.+2ч.) |
||||||||||||
52. |
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
53. |
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Заимствованные слова |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
54. |
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
55. |
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
56. |
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Неологизмы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
57. |
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Общеупотребительные слова |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
58. |
Слова ограниченной сферы употребления. Диалектизмы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
59. |
Слова ограниченной сферы употребления. Профессионализмы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
60. |
Слова ограниченной сферы употребления. Термины |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
61. |
Слова ограниченной сферы употребления. Жаргонизмы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
62. |
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
63. |
Стилистические пласты лексики: сниженная лексика |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
64. |
Изложение |
1 |
1 |
0 |
|
изложение; |
||||||
65. |
Лексический анализ слова |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
66. |
Фразеологизмы. Их признаки и значение |
1 |
0 |
0 |
|
Зачет; |
||||||
67. |
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
68. |
Лексические словари. Виды лексических словарей. Словарная статья |
1 |
0 |
0 |
|
лингвистический анализ; |
||||||
69. |
Лексические словари. Виды лексических словарей. Словарная статья |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
70. |
Эпитет |
1 |
0 |
0 |
|
конструирование предложений с использованием изобразительно -выразительных |
||||||
71. |
Метафора |
1 |
0 |
0 |
|
конструирование предложений с |
||||||
72. |
Олицетворение |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
73. |
Проверочная работа по теме "Лексикология и фразеология" |
1 |
1 |
0 |
|
Тестирование; |
||||||
Раздел 7. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ (14 ч. +2ч.) |
||||||||||||
74. |
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Состав слова (повторение) |
1 |
0 |
0 |
|
морфемный анализ слова; |
||||||
75. |
Формообразующие и словообразующие морфемы |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
76. |
Производящая основа |
1 |
0 |
0 |
|
Самооценка с |
||||||
77. |
Основные способы образования слов в русском языке. Приставочный способ |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
78. |
Суффиксальный способ образования слов в русском языке |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
79. |
Приставочно- суффиксальный способ образования слов в русском языке |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
||||||
80. |
Бессуффиксный способ образования слов в русском языке |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
81. |
Сложение как способ словообразования |
1 |
0 |
0 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
||||||
82. |
Переход из одной части речи в другую как способ словообразования |
1 |
0 |
0 |
|
Зачет; |
||||||
83. |
Правописание сложных и сложносокращённых слов |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
84. |
Сочинение |
1 |
1 |
0 |
|
сочинение; |
||||||
85. |
Морфемный и словообразовательный анализ слов |
1 |
0 |
0 |
|
словообразовательный анализ слова; |
||||||
86. |
Правописание корня -КАС — -КОС- с чередованием А // О |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
87. |
Правописание приставки ПРЕ- |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
88. |
Правописание приставки ПРИ- |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
89. |
Проверочная работа по теме "Словообразование" |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольная работа; |
||||||
Раздел 8. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ(99ч.+9ч.) |
||||||||||||
90. |
Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке. Части речи и члены предложения |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
91. |
Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 кл.). |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
92. |
Особенности словообразования имён существительных |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
93. |
Нормы произношения имён существительных, нормы постановки |
1 |
0 |
1 |
|
речевая практика; |
||||||
94. |
Нормы словоизменения имён существительных в именительном падеже множественного числа |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
95. |
Нормы словоизменения имён существительных в |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
96. |
Нормы словоизменения сложных имён существительных с первой частью ПОЛ- |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
97. |
Нормы употребления несклоняемых имён существительных |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
98. |
Нормы словоизменения существительных общего рода |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
99. |
Нормы слитного и дефисного написания ПОЛ- ПОЛУ- со |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
100. |
Проверочная работа по теме "Имя существительное" |
1 |
1 |
0 |
|
Диктант; |
||||||
101. |
Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
102. |
Качественные имена прилагательные |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
103. |
Относительные имена прилагательные |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
104. |
Притяжательные имена прилагательные |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
105. |
Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
106. |
Степени сравнения качественных имён прилагательных. Превосходная степень |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
107. |
Словообразование имён прилагательных |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
108. |
Морфологический анализ имён прилагательных |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
109. |
Правописание Н и НН в именах прилагательных |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
110. |
Правописание Н и НН в именах прилагательных (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
111. |
Правописание суффиксов -К- и -СК-имён прилагательных |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
112. |
Правописание сложных имён прилагательных |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
113. |
Правописание сложных имён прилагательных (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
114. |
Нормы произношения имен прилагательных, нормы постановки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
115. |
Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное".Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Зачет; |
||||||
116. |
Проверочная работа по теме "Имя прилагательное" |
1 |
1 |
0 |
|
Диктант; |
||||||
117. |
Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение имени числительного |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
118. |
Синтаксические функции имён числительных |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
119. |
Разряды имён числительных по значению. Количественные числительные |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
120. |
Разряды имён числительных по значению. Порядковые числительные |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
121. |
Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные. Словообразование имён числительных |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
122. |
Склонение количественных числительных |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
123. |
Склонение порядковых имён числительных |
1 |
0 |
1 |
|
Письменный контроль; |
||||||
124. |
Количественные числительные. Разряды количественных |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
125. |
Числительные, обозначающие целые числа, их склонение, правописание |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
126. |
Дробные числительные, их склонение, правописание |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
127. |
Собирательные числительные, их склонение |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
128. |
Нормы употребления собирательных числительных |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
129. |
Сочинение |
1 |
1 |
0 |
|
сочинение; |
||||||
130. |
Нормы словообразование имён числительных |
1 |
0 |
1 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
||||||
131. |
Особенности употребления числительных в научных текстах |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
||||||
132. |
Особенности употребления числительных в деловой речи |
1 |
0 |
1 |
|
создание текста; |
||||||
133. |
Устное научное сообщение -представление содержания таблиц и схем в виде текста, содержащего имена числительные |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
134. |
Морфологический анализ имён числительных |
1 |
0 |
1 |
|
морфологический анализ слова; |
||||||
135. |
Написание ь в именах числительных |
1 |
0 |
1 |
|
Письменный контроль; |
||||||
136. |
Написание двойных согласных в именах числительных |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
137. |
Слитное, раздельное, дефисное написание числительных |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
138. |
Нормы правописания окончаний числительных |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
139. |
Орфографический анализ имён числительных |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
140. |
Обобщение изученного по теме "Имя числительное". Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Зачет; |
||||||
141. |
Проверочная работа по теме "Имя числительное" |
1 |
1 |
0 |
|
Диктант; |
||||||
142. |
Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимений |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
143. |
Синтаксические функции местоимений |
1 |
0 |
0 |
|
конструирование предложений с |
||||||
144. |
Разряды местоимений. Личные местоимения |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
145. |
Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета. Этикета. Употребление местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста. Редактирование текстов, устранение в них двусмысленности, неточности, связанных с неверно употреблённым местоимением |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
146. |
Возвратное местоимение себя |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
147. |
Притяжательные местоимения. Употребление притяжательных |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
||||||
148. |
Указательные местоимения. Употребление указательных местоимений как средства связи предложений в тексте |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
149. |
Определительные местоимения |
1 |
0 |
1 |
|
Письменный контроль; |
||||||
150. |
Вопросительные местоимения |
1 |
0 |
0 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
||||||
151. |
Относительные местоимения |
1 |
0 |
1 |
|
конструирование предложений; |
||||||
152. |
Изложение |
1 |
1 |
0 |
|
изложение; |
||||||
153. |
Неопределённые местоимения |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
154. |
Отрицательные местоимения |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
155. |
Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с НЕ и НИ; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений |
1 |
0 |
1 |
|
Письменный контроль; |
||||||
156. |
Словообразование местоимений |
1 |
0 |
1 |
|
словообразовательный разбор; |
||||||
157. |
Морфологический анализ местоимений |
1 |
0 |
0 |
|
Зачет; |
||||||
158. |
Проверочная работа по теме "Местоимение" |
1 |
1 |
0 |
|
Диктант; |
||||||
159. |
Глагол как часть речи (обобщение |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
160. |
Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
161. |
Словообразование глаголов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
162. |
Переходные и непереходные глаголы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
163. |
Переходные и непереходные глаголы. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
164. |
Возвратные глаголы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
165. |
Возвратные глаголы. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
166. |
Спряжение глагола (повторение). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
167. |
Разноспрягаемые глаголы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
168. |
Разноспрягаемые глаголы (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
169. |
Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
170. |
Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
171. |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
172. |
Изъявительное наклонение (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
173. |
Условное наклонение глагола |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
174. |
Условное наклонение глагола (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
175. |
Изложение |
1 |
1 |
0 |
|
Изложение; |
||||||
176. |
Повелительное наклонение глагола |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
177. |
Повелительное наклонение глагола (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Зачет; |
||||||
178. |
Проверочная работа по теме "Наклонения глагола" |
1 |
1 |
0 |
|
Зачет; |
||||||
179. |
Использование Ь как показателя грамматической формы повелительного наклонения глагола. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
180. |
Использование Ь как показателя грамматической формы повелительного наклонения глагола. Сочинение- миниатюра |
1 |
0 |
1 |
|
Сочинение -миниатюра; |
||||||
181. |
Нормы образования форм повелительного наклонения глагола |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
82. |
Нормы образования форм повелительного наклонения глагола (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
183. |
Употребление одного наклонения в значении другого. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
184. |
Нормы ударения в глагольных формах. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
185. |
Нормы ударения в глагольных формах. Практикум. Работа с орфоэпическим словарём |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
186. |
Нормы словоизменения глаголов (глаголы, не имеющие формы 1 л. ед. ч.) |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
187. |
Нормы словоизменения глаголов (поласкает -полощет, брызгает -брызжет и т. п.) |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
188. |
Нормы словоизменения глаголов (обобщение). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
189. |
Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
190. |
Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
191. |
Морфологический анализ глагола |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
192. |
Морфологический анализ глагола (закрепление). Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
193. |
Орфографический анализ глаголов с орфограммами (обобщение изученного в 5 классе) |
1 |
0 |
0 |
|
орфографический анализ слова; |
||||||
194. |
Орфографический анализ глаголов с Ь в формах повелительного наклонения |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
195. |
Нормы правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе) |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
196. |
Орфографический анализ глагола. Практикум |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
||||||
197. |
Проверочная работа по теме "Глагол". Проверочная работа |
1 |
1 |
0 |
|
Тестирование; |
||||||
Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ(6ч.+1ч.) |
||||||||||||
198. |
Повторение. Лексикология. Фразеология (повторение изученного в 6 классе)
|
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
199. |
Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
200. |
Повторение. Морфология (повторение изученного в 6 классе) |
1 |
0 |
1 |
|
Письменный контроль; |
||||||
201. |
Повторение. Орфография. Правописание имён существительных, |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
||||||
202. |
Повторение. Орфография. Правописание имён числительных, |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; |
||||||
203. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольная работа; |
||||||
204. |
Повторение. Текст. Анализ текста (повторение изученного в 6 классе) |
1 |
0 |
0 |
|
Комплексный анализ текста; |
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
204 |
16 |
80 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Егорова Н.В.Поурочные методические разработки.М.:Просвещение 2021 г. Макарова Б.В. Разноуровневые задания.М.:Просвещение 2021 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийное оборудование, интерактивные доски, персональный компьютер учителя
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юткина Оксана Вадимовна
→ Публикатор 27.06.2022 0 4885 557 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.