Рабочая программа по литературе; 5 класс
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
УТВЕРЖДЕНО
Директор ______________________Ф.И.О
Приказ №___ от ___2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: __________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса.
Эти задачи направлены:
-на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному;
-воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств;
-формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе;
-развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.
Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.
С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки- Тикки- Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||||||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||||||||
Раздел 1. Мифология |
||||||||||||||
1.1. |
Мифы народов России и мира |
3 |
0 |
0 |
01.09.2022 05.09.2022 |
Выразительно читать мифы и другие эпические |
Самооценка с |
http://www.myfhology.narod.ru/ |
||||||
1.2. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
06.09.2022 |
Читать и анализировать текст |
Устный опрос; |
учи.ру |
||||||
Итого по разделу |
4 |
|
||||||||||||
Раздел 2. Фольклор |
||||||||||||||
2.1. |
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки |
3 |
0 |
0 |
07.09.2022 12.09.2022 |
Выразительно читать |
Устный опрос; Письменный |
учи.ру. youtube.com |
||||||
2.2. |
Развитие речи |
0 |
0 |
0 |
13.09.2022 |
Работа с малыми жанрами фольклора |
Устный опрос; |
resh.ru |
2.3. |
Сказки народов России и народов мира |
6 |
1 |
0 |
14.09.2022 29.09.2022 |
Выразительно читать, |
Контрольная работа; |
youtube.com |
||
2.4. |
Внеклассное чтение |
0 |
0 |
0 |
|
- |
-; |
- |
||
Итого по разделу |
9 |
|
||||||||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века |
||||||||||
3.1. |
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей»,«Ворона и Лисица» |
4 |
0 |
0 |
30.09.2022 05.10.2022 |
Выразительно читать басню, в том числе по ролям; |
Чтение наизусть; работа с |
youtube.ru |
3.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
0 |
17.10.2022 |
Чтение басни наизусть; умение сочинять басню |
Устный опрос; |
якласс |
3.3. |
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
6 |
0 |
0 |
18.10.2022 31.10.2022 |
Выразительно читать |
Устный опрос; Письменный |
видеоурок.ру |
3.4. |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» |
2 |
0 |
0 |
01.11.2022 02.11.2022 |
Выразительно читать |
Устный опрос; Письменный |
фоксфор.ру |
3.5. |
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» |
2 |
0 |
0 |
03.11.2022 07.11.2022 |
Читать выразительно |
Устный опрос; |
Feb-web.ru |
3.6. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
08.11.2022 |
писать мини-сочинение; анализировать |
Устный опрос; Письменный |
resh-edu.ru |
Итого по разделу |
16 |
|
||||||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века |
||||||||||
4.1. |
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» |
5 |
1 |
0 |
09.11.2022 20.11.2022 |
Выразительно читать |
Устный опрос; Письменный |
урок.рф |
||
4.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
0 |
28.11.2022 29.11.2022 |
Писать сочинение по |
; |
урок.рф |
||
4.3. |
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) |
3 |
0 |
1 |
30.11.2022 06.12.2022 |
Выразительно читать |
Устный опрос; Письменный |
мультиурок.ру |
4.4. |
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» |
5 |
0 |
0 |
07.12.2022 19.12.2022 |
Выразительно читать текст рассказа, отвечать на |
Устный опрос; Письменный |
youtube.ru |
||
4.5. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
20.12.2022 |
Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием |
Письменный контроль; |
resh.ru |
||
Итого по разделу |
15 |
|
||||||||
Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков |
||||||||||
5.1. |
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова |
4 |
0 |
1 |
21.12.2022 |
Выразительно читать |
Зачет; |
resh.ru |
5.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
0 |
26.12.2022 |
Выразительно читать Выявлять музыкальность поэтического текста. Выражать личное Заучивать одно из стихотворений |
Зачет; |
Урок «Русские поэты XIX века о Родине и |
5.3. |
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, |
2 |
0 |
0 |
27.12.2022 28.12.2022 |
Выразительно читать |
Зачет; |
Урок «А. П. Чехов. «Хирургия» (РЭШ) |
5.4. |
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша»,«Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. |
2 |
0 |
0 |
09.01.2023 10.01.2023 |
Выразительно читать |
выразительное чтение; Анализ произведения с учётом его |
слова» (РЭШ) |
5.5. |
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского |
4 |
0 |
1 |
11.01.2023 20.01.2023 |
Выразительно читать |
выразительное |
Урок «Анализ сказки-были «Кладовая солнца»М.М. Пришвина» (ЯндексУроки) |
5.6. |
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова»,«Никита» и др. |
2 |
0 |
0 |
23.01.2023 24.01.2023 |
Выразительно читать |
Устный опрос; пересказ; |
Урок «А. П. Платонов. «Никита» (РЭШ) |
5.7. |
Развитие речи |
1 |
0 |
0 |
25.01.2023 |
пересказ; составление |
Устный опрос; Письменный |
РЭШ |
5.8. |
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» |
2 |
0 |
0 |
30.01.2023 31.01.2023 |
Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, |
Устный опрос; пересказ текста; составление |
Урок «В.П. Астафьев. «Васюткино озеро» (РЭШ) |
||
5.9. |
Развитие речи |
1 |
0 |
0 |
01.02.2023 |
Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой. Выявлять роль пейзажа в рассказе. Высказывать своё отношение к герою Писать сочинение по самостоятельно |
сочинение по |
УЧИ,РУ |
||
Итого по разделу |
19 |
|
||||||||
Раздел 6. Литература XX—XXI веков |
6.1. |
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев.«Сын полка» и др. |
3 |
0 |
0 |
06.02.2023 08.02.2023 |
Воспринимать и |
Устный опрос; ответы на |
книги В. Катаева "Сын полка" |
6.2. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
13.02.2023 |
Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные Характеризовать и |
Устный опрос; Зачет; |
РЭШ; |
6.3. |
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. |
3 |
0 |
0 |
14.02.2023 15.02.2023 |
Воспринимать и |
Устный опрос; анализ |
Урок «В. Г. Короленко «В дурном обществе». Сюжет и герои» (РЭШ) |
6.4. |
Развитие речи |
1 |
0 |
1 |
27.02.2023 28.02.2023 |
Сопоставлять героев и их поступки с другими Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё Писать отзыв на Выстраивать с помощью учителя траекторию |
отзыв; |
РЭШ; |
6.5. |
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с |
2 |
0 |
0 |
01.03.2023 06.03.2023 |
Воспринимать и |
; |
Урок «К. Булычёв «Миллион приключений:«Джинн в корабле» |
||
6.6. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
07.03.2023 |
Писать отзыв на Выстраивать с помощью учителя траекторию |
Письменный контроль; |
ИНФОУРОК |
||
Итого по разделу |
11 |
|
||||||||
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации |
||||||||||
7.1. |
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» |
1 |
0 |
0 |
08.03.2023 |
Выразительно читать и |
Устный опрос; Письменный |
«М. Карим. Эту песню мать мне пела... (исп. Олеся Исламова)» |
||
7.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
0 |
13.03.2023 |
Определять общность темы и её художественное Выявлять художественные средства выразительности. |
анализ |
видеоурок |
||
Итого по разделу |
2 |
|
Раздел 8. Зарубежная литература |
||||||||
8.1. |
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» |
2 |
0 |
0 |
14.03.2023 16.03.2023 |
Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать; К. Андерсена с |
Устный опрос; |
Урок «Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальность и фантастика» (РЭШ) |
8.2. |
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. |
2 |
0 |
0 |
20.03.2023 21.03.2023 |
Выразительно читать |
Устный опрос; Письменный |
Урок «Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»https://youtu.be/uCaPJaHyXWs |
8.3. |
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. |
1 |
0 |
0 |
22.03.2023 |
Воспринимать и |
Устный опрос; Письменный |
Урок «М. Твен. «Приключения Тома Сойера»(РЭШ) |
8.4. |
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»(главы по выбору) и др. |
1 |
0 |
0 |
|
Читать литературное |
Устный опрос; Письменный |
Урок «Роберт Льюис Стивенсон» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/85d53cff-72f3-4270-ab90-9b21cec61ebb |
8.5. |
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» |
2 |
1 |
0 |
|
Воспринимать и |
выразительное |
Урок «Редьярд Киплинг и его «Книга джунглей» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/cf56af84-f6fb-4527-85c9-c2fa32937b32 |
8.6. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
|
Отвечать на вопросы, Сопоставлять произведения по жанровым Выстраивать с помощью учителя траекторию |
Устный опрос; Письменный |
Инфоурок |
||||
Итого по разделу |
9 |
|
||||||||||
Раздел 9. Итоговый контроль |
||||||||||||
9.1. |
Итоговые контрольные работы |
5 |
5 |
0 |
|
проверка полученных знаний |
Контрольная работа; |
якласс |
||||
Итого по разделу |
5 |
|
||||||||||
Резервное время |
13 |
|
||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
5 |
4 |
|
Количество часов по отдельным темам увеличено за счет резервных часов.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, формы контроля |
|
|
|
|||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
|
|
|
|||||||
ВВЕДЕНИЕ 1 ч. |
|
|
|
|||||||||
1. |
Книга в жизни человека. Урок развития речи |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Работа с текстом произведения; |
|
|
|
|||
МИФОЛОГИЯ 4 ч. |
|
|
|
|||||||||
2. |
Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; Устный опрос; |
|
|
|
|||
3. |
Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла:«Скотный двор царя Авгия» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Работа с текстом произведения; Выразительное чтение; |
|
|
|
|||
4. |
Мифы народов России и мира. «Яблоки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Работа с текстом произведения; |
|
|
|
|||
5. |
Мифы народов России и мира. Переложение |
1 |
0 |
0 |
|
Практическая работа; Устный опрос; |
|
|
|
|||
ФОЛЬКЛОР 9ч |
|
|
|
|||||||||
6. |
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Устное народное творчество. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Исполнители фольклорных произведений |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Работа с текстом произведения; Составление таблиц; |
|
|
|
|||
7. |
Малые жанры фольклора: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Работа с текстом произведения; Работа с таблицами; |
|
|
|
|||
8. |
Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Урок развития речи |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
|
|
|
|||
9. |
Фольклор. Сказки народов России и народов мира. Русские народные сказки. Нравственное и |
1 |
0 |
0 |
|
Зачет; письменный контроль; Работа с текстом произведения; |
|
|
|
|||
10. |
Фольклор. Сказки народов России и |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Характеристика героев; |
|
|
|
|||
11. |
Фольклор. Сказки народов России и народов мира.«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
|
|||
12. |
Фольклор. Сказки народов России и |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
|
|||
13. |
Фольклор. Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки.«Солдатская шинель» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
|
|||
14. |
Фольклор. Сказки народов России и народов мира. Светлый и тёмный миры сказки. Итоговый урок. Резервный урок |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольная работа; |
|
|
|
|||
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 20ч. |
|
|
|
|||||||||
15. |
Роды и жанры литературы, и их основные признаки. Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; Письменный контроль; Работа с текстом произведения; |
|
|
|
|||
16. |
Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен. Урок внеклассного чтения |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
|
|
|
|||
17. |
Русские баснописцы XVIII века А. П.Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха».Урок внеклассного чтения |
1 |
0 |
0 |
|
чтение наизусть; |
|
|
|
|||
18. |
И. А. Крылов. Басни «Волк не псарне» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; анализ произведения; характеристика героев произведения; |
|
|
|
|||
19. |
И. А. Крылов. Басни. «Ворона и Лисица» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Чтение наизусть; |
|
|
|
|||
20. |
И. А. Крылов. Басни. «Листы и корни». «Свинья под дубом» |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; чтение наизусть; |
|
|
|
|||
21. |
И. А. Крылов. Басни «Квартет». «Осёл и Соловей» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; выразительное чтение; |
|
|
|
|||
22 |
А. С. Пушкин. Стихотворения). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; выразительное чтение; |
|
|
|
|||
23 |
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый……» |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Чтение наизусть; |
|
|
|
|||
24. |
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки. |
1 |
0 |
0 |
|
выразительное чтение наизусть; составление таблиц; характеристика героев. |
|
|
|
|||
25. |
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои. |
1 |
0 |
0 |
|
пересказ текста; характеристика героев. выразительное чтение; |
|
|
|
|||
26. |
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
|
|||
27. |
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки. |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
|
|
|
|||
28. |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение«Бородино». М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; выразительное чтение; анализ лирического произведения; |
|
|
|
|||
29. |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». |
1 |
0 |
0 |
|
выразительное чтение наизусть; |
|
|
|
|||
30. |
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Анализ текста. |
1 |
0 |
0 |
|
Составление плана; пересказ; выразительное чтение; |
|
|
|
|||
31. |
Н. В. Гоголь. Повесть«Ночь перед Рождеством». Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и лирического |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
|
|||
32. |
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика.Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; пересказ; |
|
|
|
|||
33. |
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Юмор. Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Работа с текстом произведения; Характеристика героев; |
|
|
|
|||
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 14 ч. |
|
|
|
|||||||||
34. |
И. С. Тургенев. Рассказ«Муму». Жизнь и творчество |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
|
|||
35. |
И. С. Тургенев. Рассказ«Муму». «Муму» как повесть о крепостном праве |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Работа с текстом |
|
|
|
|||
36. |
И. С. Тургенев. Рассказ«Муму». И. С. Тургенев. «Муму»: сюжет и композиция |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; Работа с текстом |
|
|
|
|||
37. |
И. С. Тургенев. «Муму»: система образов. Портрет и пейзаж |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Работа с текстом произведения; Характеристика героев; |
|
|
|
|||
38. |
И. С. Тургенев. Рассказ«Муму»: символический образ немого |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; Работа с текстом произведения; Характеристика героев; Пересказ текста; |
|
|
|
|||
39. |
Н. А. Некрасов.Стихотворения. «Крестьянские дети». (фрагмент). Анализ произведений Н. А.Некрасова: "Крестьянские дети" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; выразительное чтение; |
|
|
|
|||
40. |
Н. А. Некрасов.Стихотворения «Крестьянские дети». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Анализ произведений Н. А. Некрасова: "Мороз, Красный нос
|
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
|
|
|
|||
41. |
Н. А. Некрасов. Лирика Н. А.Некрасова: детские образы. "Школьник" |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; Работа с текстом |
|
|
|
|||
42 |
Л. Н. Толстой. Рассказ«Кавказский пленник». историческая основа, рассказ-быль; тема, идея |
1 |
0 |
0 |
|
Письменный контроль; Работа с текстом произведения; характеристика героев; выразительное чтение; пересказ текста; |
|
|
|
|||
43 |
Л. Н. Толстой. Рассказ«Кавказский пленник». Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе |
1 |
0 |
0 |
|
Работа с текстом |
|
|
|
|||
44 |
Л. Н. Толстой. Рассказ«Кавказский пленник». Жилин и Костылин; сюжет и композиция рассказа |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
45 |
Л. Н. Толстой. Рассказ«Кавказский пленник» |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по прочитанному произведению; составление таблицы; работа с литературными терминами; |
|
|
|
|||
46 |
Л. Н. Толстой. Рассказ«Кавказский пленник» |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
47. |
Литература и жизнь. Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольная работа; |
|
|
|
|||
ЛИТЕРАТУРА XIX-XX ВЕКОВ 20ч. |
|
|
|
|||||||||
48 |
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Ф. И.Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» «Весенняя гроза»,«Чародейкою-зимою...» |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
49 |
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной А. А.Фет. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Вечер», «Ещё весны душистой нега…» |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
50 |
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. И. А. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер…», «Бледнеет ночь… |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
51 |
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (А. А.Блок. «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер» |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
52 |
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин. «Берёза», «Пороша», «Там, где капустные грядки...», «Поёт зима - аукает...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся...». Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
53 |
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня». Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
анализ лирического |
|
|
|
|||
54 |
Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Итоговый урок. Резервный урок |
1 |
1 |
0 |
|
Зачет; |
|
|
|
|||
55 |
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. Юмористические рассказы А. П. Чехова. «Хирургия». «Лошадиная фамилия» |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по прочитанному произведению Пересказ художественного текста (подробный и сжатый); |
|
|
|
|||
56 |
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. Юмористические рассказы А. П. Чехова «Хирургия», «Лошадиная фамилия». Способы создания комического |
1 |
0 |
0 |
|
анализ произведения; Сопоставлять произведения словесного искусства и других видов искусства; |
|
|
|
|||
57 |
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Рассказы И. А.Бунина: «Косцы», «Танька», «Лапти», «В деревне.» Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
58 |
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. М. М.Зощенко. «Лёля и Минька» |
1 |
|
|
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
59 |
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. М. М. Зощенко «Галоша» |
1 |
|
|
|
Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
60 |
Произведения отечественной литературы о природе и животных). К. Г.Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои и их |
1 |
|
|
|
Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
61 |
Произведения отечественной литературы о природе и животных К. Г. Паустовский.«Тёплый хлеб»: язык сказки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
62 |
Произведения отечественной литературы о природе и животных К. Г.Паустовский. «Заячьи лапы» |
1 |
0 |
0 |
|
Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
63 |
Произведения отечественной литературы о природе и животных. Нравственные проблемы рассказов К. Г.Паустовского |
1 |
0 |
0 |
|
Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
64 |
А. П. Платонов. Рассказы А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
65 |
А. П. Платонов. А. П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
66 |
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: автобиографичность рассказа |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
67 |
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВЕКОВ 14ч. |
|
|
|
|||||||||
68 |
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне. В. П. Катаев.«Сын полка» и др. В. П. Катаев. «Сын полка». Проблема героизма |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
69 |
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне. В. П. Катаев.«Сын полка» и др. В. П.Катаев. «Сын полка»: дети и взрослые в условиях военного времени |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
70 |
В. П. Катаев. «Сын полка». Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
71 |
Л. А. Кассиль. Отметки Риммы Лебедевой |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответ на вопросы по |
|
|
|
|||
72 |
Произведения отечественных писателей XX–XXI веков на тему детства А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
73 |
Произведения отечественных писателей XX–XXI веков на тему детства К. М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
74 |
Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. Итоговый урок. Резервный урок |
1 |
1 |
0 |
|
Зачет; |
|
|
|
|||
75 |
Произведения Отечественных писателей XX–XXI веков на тему детства В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья судьи |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; выделение ключевых эпизодов или сцен в тексте |
|
|
|
|||
76 |
Произведения отечественных писателей XX–XXI веков на тему детства (не менее двух). В. Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
77 |
Произведения отечественных писателей XX–XXI веков на тему детства. «В дурном обществе»: образ города |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
78 |
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки Медной горы. Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
79 |
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Сказ как жанр литературы. Внеклассное чтение |
|
|
|
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
80 |
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства С. Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Внеклассное чтение |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
81 |
В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы». Сюжет и герои. Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
82 |
В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы»: что значит дружба для героев? Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
83 |
Произведения приключенческого жанра Отечественных писателей. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. |
1 |
0 |
0 |
|
пересказ; составление плана; Письменный контроль; Работа с текстом |
|
|
|
|||
84 |
Произведения приключенческого жанра Отечественных писателей. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
|
|
|
|||
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1ч |
|
|
|
|||||||||
85 |
Литература народов Российской Федерации Р. Гамзатов «Песня соловья»; |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 14ч |
|
|
|
|||||||||
86 |
Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о победе любви и добра |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; ОТветы на вопросы по |
|
|
|
|||
87 |
Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: красота внутренняя и внешняя (образы Герды и Снежной королевы). Урок развития речи |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
88 |
Зарубежная сказочная проза Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес». Стиль и язык; художественные приёмы (неологизмы, перевертыши, каламбур, оксюморон, пародия, эпитеты и сравнения) |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
89 |
Зарубежная сказочная проза Литературная сказка. Сказки. Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес». Герои и мотивы |
1 |
0 |
|
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
90 |
Художественный мир литературной сказки. Итоговый урок. Резервный урок. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
91 |
Зарубежная проза о детях и подростках М. Твен. «Приключения Тома Сойера» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
92 |
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Марк Твен.«Приключения Тома Сойера»: дружба героев. Урок развития речи |
1 |
|
1 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
93 |
Зарубежная проза о детях и подростках Дж. Лондон.«Сказание оКише»: что значит быть взрослым? |
1 |
0 |
|
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
94 |
Зарубежная проза о детях и подростках. Дж. Лондон «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Урок развития речи |
1 |
0 |
|
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
95 |
Образы детства в литературных |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
|
|
|
|||
96 |
Зарубежная приключенческая проза). Р. Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» |
1 |
0 |
|
|
Устный опрос; Отвечать на вопросы по |
|
|
|
|||
97 |
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Р. Л. Стивенсон. «Чёрная стрела» (главы по выбору) Урок развития речи |
1 |
0 |
|
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
98 |
Зарубежная проза о Дж. Р. Киплинг. «Маугли», Образы людей и образы животных: сюжет и герои. Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по прочитанному произведению пересказывать художественный текст (подробно и сжато); Характеристика героев; |
|
|
|
|||
99 |
Зарубежная проза о Дж. Р. Киплинг. Образы людей и образы животных: взаимопомощь и выручка. Урок развития речи |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по прочитанному произведению; Пересказывать художественный текст (подробно и сжато); |
|
|
|
|||
100 |
Зарубежная проза о животных Э. Сетон-Томпсон. «Арно»: героическая судьба почтового голубя |
1 |
0 |
0 |
|
Ответы на вопросы по прочитанному произведению; Пересказывать |
|
|
|
|||
101 |
Зарубежная проза о животных Э. Сетон-Томпсон. «Арно». Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого. Урок развития речи |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
102 |
Произведения русских и зарубежных писателей о животных. Итоговый урок. Резервный урок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; Ответы на вопросы по |
|
|
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
5 |
4 |
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийное оборудование: проектор, персональный компьютер учителя, интерактивная доска
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и другие; под редакцией Коровиной В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
М. А. Ларенцова "Уроки литературы в 5 классе", Москва, Просвещение, 2021 г., Т. А. Богданова "Уроки развития речи на уроках литературы в 5 классе", Москва, Просвещение, 2019 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ,
МЭШ,
Учи.ру,
Инфоурок
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийное оборудование
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юткина Оксана Вадимовна
→ Публикатор 27.06.2022 0 3743 443 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.