Рабочая программа внеурочной деятельности "РИТМ"; 5 - 9 классы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»
города Новый Уренгой ЯНАО
Рассмотрено на заседании МО Протокол №5 от «28 » мая 2022г. |
Принята на педагогическом совете Протокол №9 от 30 «мая» 2022г. |
Утверждаю Директор МАОУ «СШ «Земля родная» Приказ №211 от 01июня 2022г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по ФГОС ООО
«РИТМ»
(Республика Интеллектуальной Творческой Молодёжи)
(по литературе)
Срок реализации 5лет
Программа разработана для 5-9 классов
Составитель: Боркивец Любовь Сергеевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Новый Уренгой
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «РИТМ» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями :
-
Федерального Закона от 29.12.2012г №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»
-
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения
-
Письма Министерства образования и науки № 03-296 от12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
-
Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
-
Локальных актов МАОУ «СШ» Земля родная» города Новый Уренгой.
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия:
-
Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства»,
-
Д.В Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»,
-
А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика,
-
А. П. Ершова. Театральная педагогика др.
Актуальность программы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Данная программа направлена на создание условий для развития творческой личности и создание условий для её самореализации. Занятия театральной деятельностью не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Театр своей многогранностью, многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проигрывая этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации, проанализировать поведения героев, сделать выводы.
Театральное искусство способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает легко входить в коллектив, вырабатывает навык работы в команде, волю, целеустремлённость – эти навыки необходимы для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждают интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно; активизируют и развивают интеллектуальные и творческие способности ребёнка: свободно фантазирует, понимает тонкости музыкального сопровождения, играет тембром голоса.
Работа педагога заключается в создании организованной, творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходимы тренировки, активизация индивидуальности и самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы внеурочной деятельности. Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребёнка средствами театра: на всех уровнях – от первого года обучения к пятому – учащийся вовлечён в продуктивную творческую деятельность, где выступает в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли) либо – художника, композитора, режиссёра, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, а значит, внутренней свободы, открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерных для детей всех возрастных групп. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога-режиссёра, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребёнка. Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая её физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по сценическому движению, пантомиме. Программа предполагает изучение истории мирового театра. В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств обучающихся. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы. Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи. Курс внеурочной деятельности «РИТМ» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и задачи.
Цель программы: создать условия для духовно-нравственного, эстетического развития учащихся; создать атмосферу положительного сотрудничества; формировать общую культуру, правильную гражданскую позицию, цель самореализации и самоопределения средствами театрального искусства.
Задачи:
-
формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами;
-
развитие эмоциональной сферы ребенка: воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
-
формирование интереса к театру как средству познания жизни, духовному обогащению; развитие творческих способностей;
-
создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя»: поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость, познакомиться и изучить духовно-нравственные ценности мировой культуры, отечественной культуры.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеосюжеты.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
-
- словесный (беседа, этическая беседа, рассказ, диалог);
-
- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
-
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
-
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
-
- применение знаний через постановку спектаклей;
-
- закрепление через генеральные репетиции;
-
- творческая деятельность - показ спектаклей;
-
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
-
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
-
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
Приемы: .
-
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
-
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
-
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
-
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
Принципы:
-
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в классе предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
-
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и учащиеся выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
-
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
-
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства ритма и т.д.;
-
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
-
Групповая- эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
-
Парная рассчитать работу на двоих.
-
Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Функции педагога при групповой работе:
-
контролирует;
-
отвечает на вопросы;
-
регулирует споры;
-
даёт направление творческой деятельности.
-
объясняет, показывает личным примером особенность образа.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Планируемы результаты освоения программы
Личностные результаты освоения курса:
-
идентифицируют себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
-
проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
-
различают основные нравственно-этические понятия;
-
соотносят поступок с моральной нормой;
-
оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
-
оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
-
мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
-
проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, сопереживание, сочувствие, помощь и др.
-
выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
-
оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
-
применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
-
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
-
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
-
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»);
-
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
-
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
-
оценивать результаты деятельности (чужой, своей);
-
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), находят ошибки, устанавливают их причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
-
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
-
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-
проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
-
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
-
работать в группе, учитывать мнения партнёров; обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
-
слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства; уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, импровизировать; работать в группе, в коллективе; выступать перед публикой, зрителями.
Предметные
Учащиеся будут знать:
-
правила театрального этикета (поведение зрителя в театре до, во время и после спектакля);
-
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
-
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-
наизусть стихотворения и прозаические тексты русских и зарубежных писателей и поэтов.
Учащиеся будут уметь:
-
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
-
произносить скороговорку, стихотворный и прозаический тексты в движении и разных позах;
-
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
-
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
-
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;
-
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями;
-
успешно представлять себя и выбранное художественное произведение. Писать небольшие по объёму рассказы, сказки, стихи.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по программе внеурочной деятельности «РИТМ» имеют три уровня.
Первый уровень результатов – социальные знания. Обучающийся знаком с правилами театрального этикета, нормами трудовой этики (во время репетиций), с образцами социально-приемлемого или не приемлемого поведения (чрез разбор содержания готовящегося мини спектакля). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование ценностного отношения к социальной реальности: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Обучающийся может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии обучающийся растёт как социальный деятель, гражданин, свободный человек. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Планируемые результаты освоения программы
1 год обучения
-
-
осваивают основы первичных представлений о театре и его истории, владеют театральной терминологией;
-
приобретают начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
-
приобретают первоначальное умение превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета;
-
закрепляют навыки работы в группе, общения друг с другом, выстраивают партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании;
-
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, образное мышление, чувство ритма;
-
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.
-
2 год обучения
-
-
освоить теоретически и практически понимание того, что поведение, действие – выразительный язык актера, что актер – главное чудо театра;
-
освоить навыки выполнения простых физических действий, сопровождаемых текстовым материалом;
-
владеть и пользоваться словесными воздействиями;
-
иметь навык импровизационного оправдания установленных мизансцен; навык домашней работы над ролью; уметь вносить корректировку в своё исполнение отрывка;
-
уметь оценить работу своих товарищей, анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя; способны к состраданию, сочувствию, сопереживанию;
-
помогать в освоении элементов актерского мастерства на практике своим товарищам через выступления перед одноклассниками и другой аудиторией; уметь работать в группе, общаться друг с другом, самостоятельно выстраивать партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании.
-
3-5 год обучения
Знать:
-
основные виды и жанры театрального искусства;
-
выдающихся актеров театра;
-
основные законы сцены;
уметь:
-
анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя;
-
вносить корректировки в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю; работать в группе, общаться друг с другом, самостоятельно выстраивать партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании;
-
сострадать, сочувствовать, сопереживать;
-
в случае надобности помочь партнёру, удерживая свою задачу;
-
применять полученные знания в создании характера сценического образа;
-
стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора;
-
активно участвовать в репетиционной работе с поиском средств реализации заданного характера, поиске психофизического оправдания, поиске средств органичности и выразительности. Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность. Срок реализации программы - 5 лет. Программа ориентирована на обучающихся 5-9 классов.
Образовательная программа внеурочной деятельности «РИТМ» имеет общекультурную направленность. Срок реализации программы - 5 лет. Программа ориентирована на обучающихся 5-9 классов.
Предлагаемая программа имеет общий объём 175 часов:
5 класс – 35часов
6 класс – 35 часов
7 класс – 35 часов
8 класс - 35 часов
9 класс - 35 часов
Занятия техникой и культурой речи проводятся на каждом занятии не зависимо от темы занятия.
Программа включает следующие разделы:
-
Театр как вид искусства.
-
Актерская грамота, Сценическое искусство
-
Художественное чтение.
-
Сценическое движение.
-
Театральная игра
-
Поход в театр
-
Работа над пьесой
-
Репетиционный период (постановка мини-спектаклей)
Тематический план программы «РИТМ» 5 класс (35час.)
№ |
Раздел программы |
Коли-чество часов |
Количество часов |
|
Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
|
Теория |
Практика |
|
1. |
Роль театра в культуре. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Знакомятся с учителем и одноклассниками. Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра «Снежный ком»). Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. |
2 |
История театра. Театр как вид искусства. Театрально- -исполнительская деятельность |
2 |
1 |
1 |
На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки. |
3. |
Актерская грамота, сценическое искусство
|
9 |
2 |
7 |
Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр. Выбор ролей, разучивание. Участие в обсуждении декораций и костюмов. На занятиях в игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии, разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Овладение навыками пантомимы. Этюдное оправдание словесных действий |
4. |
Художественное чтение |
3 |
1 |
2 |
Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Знакомство с законами художественного чтения. Основами сценической лепки фразы. Чтение вслух литературных произведений. |
5. |
Сценическое движение |
2 |
|
2 |
Работа над пластикой. Разучивание простейших танцевальных движений |
6. |
Работа над пьесой, инсценировкой. Экспромт театр. |
5 |
1 |
4 |
Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер. Учимся работать с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора. Определение жанра. Чтение пьесы. |
7. |
Репетиционный период. Постановки по сказкам и инсценировкам рассказов |
10 |
2 |
8 |
Постановки по выбранным произведениям. Осваиваем сценическое пространство. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. |
8. |
Просмотр профессионального театрального спектакля. |
3 |
1 |
2 |
Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах.
|
|
Итого |
34 |
|
|
|
6 класс (34 часа)
Раздел программы |
Коли-чество часов |
Количество часов |
|
Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
|
|
Теория |
Практика |
|
1. |
Роль театра в культуре. |
1 |
- |
1 |
Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки») |
2 |
Театрально-исполнительская деятельность. |
8 |
3 |
5 |
На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации. |
3. |
Занятия сценическим искусством. |
15 |
3 |
12 |
Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам. |
4. |
Работа над серией мини-спектаклями. |
10 |
1 |
9 |
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. |
|
Итого |
34 |
|
|
|
7 класс (34 часа)
Раздел программы |
Коли-чество часов |
Количество часов |
|
Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
|
|
Теория |
Практика |
|
1. |
Роль театра в культуре. |
1 |
1 |
Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Побуждающая беседа «Ваши предложения: перспектив роста» |
|
2 |
Занятия сценическим искусством. |
10 |
3 |
7 |
Гении русской сцены. Современные школьные театры. Заочная экскурсия по современным театрам. На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. |
3. |
Театрально-исполнительская деятельность: актёрская грамотность. |
8 |
3 |
5 |
Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах». Игры и упражнения на импровизацию. Учимся бессловесному общению и выражению эмоций. Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность. |
4. |
Художественное чтение. Работа и показ театрализованного представления.
Сценическая пластика. Экспромт театр. |
10 |
2 |
8 |
1.Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, силой его звучания» 2. Чтение стихов Е.Евтушенко, А.Вознесенского Маяковского.. Их разбор. Чтение стихов разными исполнителями. Чтение прозы. Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. 2.Пластика. Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Учим «Полонез», «Переходный вальс». 3. Импровизация высший пилотаж. Импровизируем по отрывкам, выбранных из литературных произведений |
5. |
Работа над пьесой, инсценировкой. (по выбору обучающихся) |
5 |
1 |
4 |
1.Особенности композиционного по- 14 сой, инсценировкой строения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их учащимися. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Диалог, монолог. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. 2.Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом 2. «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», Выстраивание мизансцен. Пластический рисунок и характер героев. Репетиции по эпизодам. Подбор музыки к миниспектаклю. Подбор реквизита и костюмов. Создание афиши и программки |
|
Итого |
34 |
|
|
Подведение итогов. Наши удачи и чему еще нужно научиться |
8 класс (34 часа)
Раздел программы |
Коли-чество часов |
Количество часов |
|
Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
|
|
Теория |
Практика |
|
1. |
Роль театра в культуре. |
1 |
1 |
- |
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами. |
2 |
Театрально-исполнительская деятельность. |
10 |
3 |
7 |
Этюды. Этюд, как подготовка актера к работе над спектаклем, образом. Этюд – упражнение с содержанием. Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. |
3. |
Основы пантомимы. |
15 |
3 |
12 |
Постановка отрывка из пьесы Н.Гоголя «Ревизор» (Грибоедов Ас комедия «Горе от ума» др.) Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. |
4. |
Работа и показ театрализованного представления. |
8 |
2 |
6 |
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями. |
|
Итого |
34 |
|
|
Анализ проделанной работы. Удачи и неудачи |
9 класс (34 часа)
№ |
Раздел программы |
Коли-чество часов |
Количество часов |
|
Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
|
Теория |
Практика |
|
1. |
Роль театра в культуре. |
1 |
1 |
|
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение |
2. |
Актёрское мастерство. Работа над пьесой. |
7 |
2 |
5 |
Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в предлагаемых обстоятельствах», развитие артистической смелости. Приёмы запоминания текста роли в постановке. |
3. |
Репетиционный период. |
24 |
2 |
22 |
Пьесы Н.Островского. Постановка отрывка из пьесы Н.Островского «Бедность – не порок». Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера. |
4. |
Выступление. Подведение итогов |
2 |
1 |
1 |
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями. |
5 |
Итоги |
34 |
|
|
Анализ проделанной работы. Удачи и неудачи |
Содержание программы «РИТМ»
1-й год обучения
1.Вводное занятие «Разрешите представиться»
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Инструктаж по технике безопасности
2. История театра. Театр как вид искусства Первоначальные представления о театре как виде искусства. Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: (драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл, театр кукол) и др. Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви. Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
3. Актерская грамота и сценическое искусство Многообразие выразительных средств в театре Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Тренинги на внимание Развиваем воображение и фантазию Упражнения на расслабление и напряжение 17 Обретения навыка оправдания своих действий, высказываний, вдумчивость
4. Художественное чтение. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы практической работы над голосом. Гигиена речевого аппрата. Литературное произношение. Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью Привитие интереса к чтению: чтение вслух, чтение вслух по ролям, чтение с актерской выразительностью
5. Сценическое движение Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Беседы: «В поисках собственного стиля», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Фигурный вальс». Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе . Научить красиво двигаться, держать корпус. Через умение красиво двигаться формировать чувства уверенности и раскованности. Разучивание элементарных танцевальных движений. Разучивание элементов танца.
6. Работа над пьесой, инсценировками рассказа и сказки Работа над выбранной пьесой, инсценировкой осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
7.Экспромт театр: Активно и сиюминутно включает ребенка в творческий процесс, доставляя радость от творчества. Экспромт театр приучает ребенка к самодисциплине, к интенсивности в работе, включает в и развивает навык коллективного труда, в познании на собственном опыте социализирующую роль искусства. Развивает воображение и фантазию. Ребенок научается импровизации.
8 Работа над постановкой инсценировки Выбор произведения. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Раскрывающиеся через основной конфликт. Распределение ролей. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
9.Поход в театр для детей и юношества. Просмотр спектакля его обсуждение.
10.Итоговое занятие: Подведение итогов и достижений.
Содержание программы 2-й год обучения
1.Вводное занятие. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения. Инструктаж по технике безопасности Анкета «Ваши предложения по работке на уроках»
2.История театра. Театр как вид искусства Страницы истории театра: театр Древнего Востока. Страницы истории театра: театр Древней Греции. Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное. Виды театральных жанров. Театры г. Новый Уренгой. Презентация «Театры Нового Уренгоя». Презентация «История театра». Презентация «Виды и жанры театра». Нарисуй фантазийный театр. Нарисуй театр эмоции.
3. Актерская грамота и сценическое искусство Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры и упражнения на формирования навыка пантомимы: Тренинги на внимание Развитие фантазии и воображения Этюды. Игры импровизации
4. Художественное чтение Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные воздействия в живой речи и использование их в декламации текстов. Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью.) Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы и поэзии).Читаем текст, расставляем логические, авторские и синтаксические паузы Читаем текст вслух, вкладывая свой подтекст, который может совсем не соответствовать читаемому тексту, но понятен слушателю.
5. Сценическое движение Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Продолжение работы над разминкой плечевого пояса. Позиции рук, позиции ног. Виды поклонов. Походка Элементы разных по стилю танцевальных форм. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
6. Поход в театр для детей и юношества. Просмотр спектакля. Обсуждение. Выбор пьесы, рассказа для инсценировки. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи- действующие лица спектакля. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.
7-9. Репетиционный период. Постановка сказки и рассказа Распределение ролей. Читка по ролям. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен Репетиция по эпизодам. Пластический рисунок роли. Темпоритм. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля.
10. Итоговое занятие Теория: подведение итогов. Практическая работа. Викторина по разделам программы обучения за год.
Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Инструкция по технике безопасности.
2. История театра. Театр как вид искусства Актер средневекового театра. Актер средневекового театра. Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях). Знакомство с искусством средневековой Европы по презентации, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». Судьба школьного театра в России. Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского
3. Актерская грамота и театральная игра Средства актёрского искусства. Знакомство с логикой межличностного общения. Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера. Тренировка слухового, зрительного внимания. Упражнения и игры на развитие внимания. Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах»: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей. Развитие навыка действия в пантомиме. Этюды «Творим, фантазируем, действуем»: Экспромт театр.
4.Художественное чтение. Многообразие индивидуальных форм выступления. Художественная декламация текста в концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом Чтение стихов Е.Евтушенко, А.Вознесенского Маяковского. Их разбор. Чтение стихов разными исполнителями. Чтение прозы. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера». Составляем композицию.
5-6.Сценическое движение Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Универсальная разминка, разучивание основных движений под музыку. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Учим «Полонез», «Переходный вальс»
7. Экспромт театр Импровизация высший пилотаж. Импровизируем по отрывкам, прочитанным из литературных произведений.
8.Поход в театр для детей и юношества.
9 Работа над пьесой. Выбор пьесы или инсценировки. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Определение жанра спектакля. Общий разговор о замысле спектакля. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их учащимися работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста»,выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
9. Репетиционный период. Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция. Генеральная репетиция. Назначение помощника режиссера.
10. Итоговое занятие Подведение итогов.
Содержание программы 4 год обучения
1.Вводное занятие: Инструктаж по технике безопасности. Постановка задач на предстоящий год. Игры на сплочение коллектива.
2. Актерская грамота, сценическое искусство Этюды, как подготовка актера к работе над спектаклем, образом. Отношение к событию. Упражнения на взаимодействие с партнером. Перемена отношения к партнеру. Оправдание своих поступков.
3.Работа над пьесой Чтение пьесы. Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы, Идеи автора. Определение жанра. Распределение ролей.
4.Репетиционный период отрывка пьесы Н.Гоголя «Ревизор» Постановка отрывка из пьесы Н.Гоголя «Ревизор».Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. Работа над особенностями характера персонажей. Выстраивание диалогов, работа над монологами героев.
5. Выступление с постановкой отрывка из пьесы Н.Гоголя «Ревизор». Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.
Содержание программы 5 год обучения
1.Вводное занятие Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Ваши предложения по работе в предстоящем году.
2. Актерское мастерство. Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в предлагаемых обстоятельствах», развитие артистической смелости. Приёмы запоминания текста роли в постановке.
3.Работа над пьесой Чтение пьесы. Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора. Определение жанра. Распределение ролей. Чтение по ролям.
4. Репетиционный период. Пьесы Н.Осторвского. Постановка отрывка из пьесы Н.Островского «Бедность – не порок». Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера. Работа над особенностями характера персонажей. Выстраивание диалогов, работа над монологами героев.
5. Выступление с постановкой отрывка из пьесы Островского «Бедность не порок». Выступление. Анализ проделанной работы. Удачи и не удачи.
6.Подведение итогов.
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Литература
Для педагога:
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996;
2. Башинская Л.А. Сценическая речь: логический анализ текста. /Учебное пособие/. М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2018.
3. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
4. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
5. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык», 2012;
6. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык»,1990;
7. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993; 9. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;
10. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол», 1994;
11. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
12. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974;
13. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
14. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е изд., – СПб: «Планета музыки», 2019;
15. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977;
16. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. – М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001; 83
17. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975;
18. Ласкавая Е.В., Радциг М.Н. Голосо-речевой тренинг. Краткое пособие по технике речи. – М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2011.
19. Ласкавая Е.В., Радциг М.Н. Практикум по художественному чтению. /Методическое пособие/. – М.: ВЦХТ, 2009.
20. Любимцев П.Е. Вахтангов продолжается! Щукинская школа вчера и сегодня. М.: Навона, 2017.
21. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены). – М.: «Просвещение», 1981.
22. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
23. Оссовская М.П. Практическая орфоэпия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Лань», «Планета музыки», 2016.
24. Пеня Т.Г. Космос театра. /Программа интегрированного курса «Искусство» 1-11 классы/. М.: «Просвещение», 1995.
25. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995;
26. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М.: «Просвещение», 1983;
27. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер. – М.: Советская Россия, 1983;
28. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.: «Просвещение», 1995;
29. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
30. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
31. Станиславский К.С., Гиппиус С.В. Полный курс актерского мастерства (сборник). М.: «Издательство АСТ», 2017.
32. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
33. Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.: «Просвещение», 2012;
34. Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос: Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2016;
35. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2020;
36. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970
37. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие / Под ред. М.П. Семакова. – 6-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2014.
38. Шрайман В.Л. Действенный анализ пьесы: учебное пособие / В.Л. Шрайман. – 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. Интернет-ресурсы: 1. Копылова Е. Е. Все об этюде и этюдном методе.
1. «Гамлет» в постановках на корабле. –
2. Базанов В.В. Техника и технология сцены: Учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений искусств и культуры. – Ленинград «Искусство», 1976.
3. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. – Ивантеевка, 1994.
4. Захава Б.Е. Вахтангов и его студия. – М., «Типография «Наука», 2010.
5. Любимцев П.Е. Вахтангов продолжается! – М., NAVONA, 2017.
6. Максимова М. Н. Искусство грима в русской театральной культуре конца XIX – первой трети XX вв.: диссертация. – М., 2010.
7. Мочалов Ю.А. Не мечтай о театре вслепую – М., «Искусство», 1987.
8. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра – М., «Просвещение», 1986.
9. Раугул Р. Д. Грим в театре. –
10. Рыбакова Ю.Н. А потом будет театр… – журнал «Классное руководство и воспитание школьников», №18/2008
11. Синельникова Ю. А. Сайт студии «Верона». –
12. Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. Том 1. – М., «Искусство», 1954.
13. Театральный словарь. Методические рекомендации педагогам театров для детей и молодежи по организации зрительских проектов. Лисицина А.Е. – М., РАМТ, 2015г.
14. Шихматов Л.М., Львова В. К. Сценические этюды: Учебное пособие / Под ред. М. П. Семакова. – 67е изд., – СПб., «Планета музыки», 2014
Для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
3. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. / Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990;
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993;
5. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
6. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982. 7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, – III-е издание. – М.: ВТО, 1970;
8. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – Л.: Лениздат, 1991;
9. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984;
10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997;
11. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
12. Самые знаменитые артисты России. / Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002; 13. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954 г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945-1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.: «Искусство», 1957.
Технические средства обучения (средства ИКТ):
Ноутбук, колонки, электронная панель для просмотров видеофайлов
Флэш карта с муз. произведениями, презентациями, видео
Демонстрационные пособия:
1. Презентации на тему «Театр. Театральное искусство»
2. Раздаточный материал:
а) вспомогательные материалы реквизитов и элементов костюмов
б) Реквизит для этюдов и инсценировок
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боркивец Любовь Сергеевна
→ Публикатор 18.04.2023 0 587 36 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.