Программа и календарно-тематическое планирование уроков по дальневосточной литературе для 9 класса
Автор: Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37, г. Комсомольск-на-Амуре
Рецензент: Л.Н. Дубовицкая, методист ГИМЦ г. Комсомольска-на-Амуре
Объяснительная записка
Предлагаемый вариант программы ориентирует школьников на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии.
Выбор авторов и произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 9 класса. Знакомство с дальневосточной литературой осуществляется в контексте изучения русской литературы в целом.
Настоящая программа по дальневосточной литературе является органичным продолжением аналогичных программ для 5, 6, 7, 8 классов. Она основывается на государственном образовательном стандарте по литературе и интегрируется с существующими государственными программами. Программа включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие литературы Дальнего Востока.
В программу включены произведения, значимые для духовного и нравственного развития школьников и соответствующие возрастным особенностям данного периода.
Региональный компонент литературного образования предусматривает знакомство учащихся 9 класса с жанром очерка (художественного, путевого, географического и др.)С.В. Максимова, И.А. Гончарова, Н.М. Пржевальского, А.П. Чехова, изучение произведений дальневосточных классиков: В.К.Арсеньева, В. Сысоева, С.П. Кучеренко, Ю.А. Шестаковой, обращение к поэзии П.Комарова, С Смолякова, А. Пассара, К. Бельды и др.
Обращение к произведениям дальневосточных авторов позволит сформировать у учащихся представление о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры, занимающем важное место в жизни региона и России.
Параллельность изучения российской и зарубежной литературы и региональной, как их составляющей, позволит показать единство и незыблемость общечеловеческих духовных ценностей.
Программой предусмотрено на основе заложенных в нее художественных произведений углубление знаний о литературе и специальных умений, определенных федеральным образовательным стандартом.
Круг историко-литературных знании определен образовательным стандартом 9 класса.
На изучение дальневосточной литературы автор Настоящей программы рекомендует отводить 34 часа в год за счет вариативной части базисного учебного плана РФ.
Открытие, изучение и освоение дальневосточных земель Народонаселение края. Историческая прогрессивность присоединения к России восточных окраин. Политико-экономическая и культурная жизнь края. Отражение жизни в очерке. Литературный очерк как жанр.
Раздел I. Дальний Восток в документально-художественной прозе XIX века.
Для чтения и изучения:
С.В.Максимов. «На востоке. Путь на Амур». Образ рассказчика в очерке и его гражданская позиция. Художественное своеобразие очерков С.В.Максимова.
И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада». Роль детали в очерке. Авторская позиция и ее роль в произведении.
Н.М. Пржевальский «Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.». Глава VI. Композиция очерка. Мастерство Н.М. Пржевальского-пейзажиста. Героический образ повествователя. Художественное своеобразие географических очерков Н.М. Пржевальского.
Для чтения и обсуждения:
А.П.Чехов «Остров Сахалин» Особенности жанра произведения (художественно-путевой очерк).
Раздел II. Русская литература на ДВ (XX век)
Для чтения и изучения:
Т.М. Борисов «Сын орла». Притягательная красота ДВ в повести. Поэтический мир Плеуна.
В.А. Руссков «Среди долины ровныя…»Тема и идея повести. Смысл заглавия.
Образ повествователя в повести.
Ю.А.Шестакова «Трудное счастье». Особенности жанра и композиции. Роль речевых характеристик в создании образов основных персонажей произведения.
Образ повествователя.
Для чтения и обсуждения:
Ю.Шестакова «Новый перевал». Художественная летопись истории ДВ в повести.
Для чтения и изучения:
П.С. Комаров. Патриотическая поэзия о родном крае.
С.А. Смоляков. Традиционные образы в поэзии дальневосточника.
Раздел III. Литература коренных народов.
Для чтения и изучения:
Поэзия А. Пассара, Г. Бельды, К. Бельды, М.Дечули. Стихотворения о родном крае.
Для чтения и обсуждения:
Г.Ходжер Трилогия «Конец большого дома». Жанр семейной хроники.
Раздел IV. Мир дальневосточной природы
Для чтения и обсуждения:
В.К.Арсеньев «По Уссурийскому краю» Обзор путешествия по Сихотэ-Алиню.
В. Сысоев «В северных джунглях», «Удивительные звери». Мир дальневосточной тайги на страницах произведений.
С.П. Кучеренко «Зов Сихотэ-Алиня». Взаимоотношения человека и природы на страницах путевых очерков.
Раздел V. Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке.
Для чтения и обсуждения:
Проза. Поэзия. Обзор журнала «Дальний Восток»
Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 9 классе на 2010/2011 учебный год. (Учебное пособие-хрестоматия «Дальневосточная литература» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Хабаровск, Издательский дом «Частная коллекция», 2005) Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Филология» ХКК ГОС ОО от 01.09.2002г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Садчикова Татьяна Александровна
→ Русовед 12.09.2010 3 7876 731 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.