Календарно-тематическое планирование уроков по дальневосточной литературе для 7 класса


Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 7 классе. (Хрестоматия по дальневосточной литературе для 7 класса. – Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 1997) Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Филология» ХКК ГОС ОО от 01.09.2002г.


п/п

Дата

Содержание урока

Кол-во часов

Теория литературы

Умения и навыки, вырабатываемые на уроке

Диагностика обученности

1-2


Раздел I. Колыбель древних цивилизаций

В.Ларичев «Назначив срок, повелел... уничтожить ...», «…только золото неизменно", (из документальной повести «Тайна каменной черепахи", свободный художественный перевод чжурчженьских летописей).

Героическая и трагическая судьба Золотой империи чжурчженей. Путь к верховной власти Дигуная и Агуды.

Летопись как основа документальной и художественной прозы.

2





1



1

Летопись,

документальная повесть,

документальная и художественная проза

Умение называть род и жанр изученного произведения

Ответ на проблемный вопрос

3-4-5-6-7-8-9


Раздел 2. "Бессмертными останутся дела" В.Арсеньев - человек, ученый, писатель.

Повесть «Дерсу Узала». Приключенческий характер произведения.

Поэтизация автором таежного мира.

Образ проводника - гольда Дерсу. Развитие понятия "художественный образ".

Научная ценность книги. Художественное и жанровое своеобразие.

7

1

2


1

2


1

Художественный образ, художественное и жанровое своеобразие произведения,

приключенческая литература

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие, владеть литературным анализом

Пересказ эпизодов, характеризующих героя, нахождение лексики, выражающей авторскую позицию, определение художественной функции слова, выразительное чтение и анализ эпизодов

10-11-12-13


Две судьбы, две профессии Григория Анисимовича Федосеева.

«Тропою снежных баранов" (III часть повести "Смерть меня подождет".) Закрепление понятия о приключенческой литературе.

Герои произведения. Их отношение к жизни.

Чувство долга как доминанта в характере исследователей.

Романтизация автором научного подвига. Особенности изображения природы.

4


1



1

1


1


Приключенческая литература, романтический пейзаж в произведении

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие, владеть литературным анализом, обнаруживать позицию автора

Выборочный пересказ с ответом на проблемный вопрос, характеристика героя, сравнение произведения с ранее изученными

14


П.Комаров, "Изыскатели*. Созидательный пафос стихотворения. Гражданская позиция поэта, романтизация им трудового подвига. Проблема смерти и бессмертия в произведении. Развитие понятия "лирическое стихотворение".

1

Лирическое стихотворение,

Гражданская позиция автора

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора

Подбор эпиграфа к стихотворению, чтение наизусть

15-16-17


Раздел 3. Край суровый мой, край родной Патриотическая тема в произведениях Р.Казаковой, Л. Миланич, Ю.Рытхеу. Богатство переживаний лирических героев. Их искренняя любовь к "малой родине", родной природе.

Идеал единства природы и человека.

Смысловая и интонационная выразительность стихотворений.

3

1




1

1

Лирическое стихотворение, проза и лирическая поэзия,

лирический герой


Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом

Анализ своеобразия лирической поэзии на примере произведения, анализ художественно-изобразительных средств, чтение наизусть

18-19-20-21


Раздел 4. "Застывшие мгновения "

Сергей Петрович Кучеренко о значении природы в жизни человека. "Живые мгновения" в лирических зарисовках "Бурундук", "Лет стрекоз", "Ток каменных глухарей", "Журавли".

Красота и гармония мира в рассказах.

Лирический герой автора, как "одухотворенная частица природы".

Особенности художественного языка произведения.

4

1




1

1


1

Лирические зарисовки,

лирический герой,

художественный язык произведения, лирический пейзаж

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом, характеризовать художественные образы

Нахождение лексики, характеризующей чувства автора, выразительное чтение, определение роли лирического пейзажа

22-23-24-25-26-27-28


Раздел 5 "или повесть о первой любви"

"Дикая собака динго или повесть о первой любви" Рувима Исаевича Фраермана. Лирический характер произведения.

Ведущая тема. Система художественных образов. Романтическая героиня повести Таня Сабанеева. Развитие понятий "сюжет", "кульминация".

Роль портрета, поступка, детали, реплики в характеристике героев.

Риторический вопрос как средство выражения авторской позиции.

Афористичность языка произведения.

7

1



1

2


1


1


1

Сюжет, кульминация, портрет, поступок, деталь, реплика, характеристика героев,

риторический вопрос, авторская позиция, афористичность языка произведения

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие, определять особенности композиции, владеть литературным анализом, объяснять обусловленность поступков и поведения героев жизненными обстоятельствами и влиянием общественной среды.

Исследование содержания глав, комментарии афоризмов, определение роли риторических вопросов, самостоятельное конструирование риторических вопросов, пересказ выборочных эпизодов.

29-30-31-32


Раздел 6. "Пока живы мы все..."

Участие дальневосточных поэтов в борьбе с фашизмом. Жестокая правда войны, нравственное неприятие насилия и разорения, тема человечности и деятельного добра в творчестве С.Тельканова, Д.Семенова, И.Бронфмана.

Особенности художественного языка их стихотворений.

Григорий Ходжер "На свидание к деду" (отрывок из повести). Тема долга и дочерней памяти в произведении.

Нравственная основа характера главной героини. Авторское отношение к войне.

4

1





1


1



1

Патриотическое произведение, авторская позиция

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом, обнаруживать позицию автора

Выразительное чтение и чтение наизусть, характеристика литературного героя, пересказ эпизодов

33-34


Раздел 7. Мысли древних о вечном

Древние тексты Китая - образцы философской мудрости (из "Лунь Юя", Лао дэ цзина", "Мо-цзы", "Чжуан-цзы"). Общечеловеческие духовные ценности в книгах китайских философов.

Афористичность языка, парадоксы как средство создания философской прозы.

2

1




1

Афористичность языка, парадокс, философская проза

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом, формулировать идею и проблематику

Ответ на проблемный вопрос, формулирование собственных философских изречений


Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре,1 КК.


Полный текст материала Календарно-тематическое планирование уроков по дальневосточной литературе для 7 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Садчикова Татьяна Александровна  Русовед
17.09.2010 1 4199 670

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК