Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 6 класса.


Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 6 классе.


п/п

Дата

Содержание урока

Кол-во часов

Теория литературы

Умения и навыки, вырабатываемые на уроке

Диагностика обученности

1.


Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, обычаи древних народов Дальнего Востока. Их связь с мифами народов мира. Особенности шаманской мифологии. Фантас­тическое представление древнего человека об окружающем его мире. Культовый обряд как инсценировка мифа. Этический характер промыслового обряда.


1

Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, мифология, виды мифов.

Культовый обряд, промысловый обряд

Умение пересказывать миф

Выразительное чтение, пересказ

2.


"Благопожелания" эвенов к природе и реке, их нравственная основа. Особенности стиля и художественной изобразительности "благопожеланий". Возможности стилизаций это­го жанра.

1

Благопожелания, стилизация

Выразительное чтение, проба стилизации

Ответ на проблемный вопрос

3.


Солнце как высшее божество в мифологии Приамурья и севера. Схожесть представле­ний об этом источнике жизни у народов мира. Отражение этих представлений в "Балладе о том, как инки начали поклоняться солнцу" Р. Рождественского.

1

Баллада


Чтение наизусть «Молитвы инка» Р. Рождественского

4.


"Как звери и птицы достали солнце". Эски­мосская сказка.

1

Сказка, виды сказок, сказочные элементы

Умение отличать сказку от мифа и доказывать это, умение найти примеры волшебного в произведении

Художественный пересказ и сказывание сказки

5.


Огонь — сын солнца и земли. Отношение к огню как к источнику тепла и жизни. Эвен­кийская легенда "Разгневанный огонь". Фан­тастическое в ней. Связь легенды со сказ­кой. Роль огня в запретах - оберегах.

1

Легенда, сказка, запрет-оберег

Умение соотнести русские и эвенкийские приметы, запреты-обереги

Доказательство принадлежности жанру

6.


Популярность у северных народов мифов о происхождении оленя. Эвенское предание "Первый олень из дерева родился".

1


Умение подробно пересказывать предание

Пересказ, иллюстрирование произведения

7.


Сотворение земли в представлении дальне­восточных аборигенов. Нанайская сказка "Как орел землю добыл" и эвенское предание "Орла эвены не убивают". Роль орла в сказке и предании. Приметы эвенов, связанные с этой птицей.

1

Предание

Умение определять жанр произведения

Подробный пересказ

8.


Нивхский миф "О сотворении мира". Роль утки-чирка в нем. Поэтический перевод мифа О.Юрьева.

1

Миф

Умение определять жанр произведения

Сопоставление сказок, преданий и мифов разных народов

9.


"Прародители" малочисленных народов Приа­мурья и севера. Нанайские легенды "Откуда произошел род Самар — Монгол" и "Род Ахтанка - тигриный род".

1



Ответ на проблемный вопрос, иллюстрирование легенды или составление рисованного фильма

10.


Общее и различное между мифами народов мира и дальневосточными мифами. Уроки до­бра и нравственности в них.

1


Обобщение итогов по теме «Мифы, легенды, сказки, предания».

Проверочная работа по теме,

Создание моноспектакля

11.


Владимир Санги. Эпическая поэма "Человек Ыхмифа" (отрывок). Оценка роли сказителя в произведении. Отражение в нем мифологии народов Приамурья и дальневосточного се­вера. Закрепление понятий "эпическая поэма" и "дактиль".

1

Поэма

эпическая поэма

дактиль

Умение найти в поэме ключевые выражения, характеризующие героя, умение определять трехсложный размер стиха

Самостоятельная работа

12.


Литература и другие виды искусства. Мифы, легенды, предания в живописи, графике, ху­дожественно-прикладном искусстве

1

Живопись, графика, художественно-прикладное искусство

Умение писать сочинение по личным впечатлениям

Домашнее сочинение

13-14-15.


Анатолий Максимов. Повесть "Норка". Сходство повести со сказкой-былью.

Способы изо­бражения мира живой природы. Роль глаголов в "очеловечивании" норки и других обитате­лей леса.

Природоохранная идея произве­дения.

3

Олицетворение Повесть,

сказка-быль

Тема, идея

Умение находить средства художественной образности и анализировать их

Подробный и выборочный пересказ

Самостоятельная работа

Иллюстрирование произведения

16-17.


Повесть А.Максимова "Лесные клады", глава "Погоня". История дружбы Вероломного и Потапа.

Взаимоотношения человека и живот­ного.

2

Тема, идея

Умение находить средства художественной образности и анализировать их

Ответ на проблемный вопрос

18.


Стихотворение Виктора Соломатова "Тайга пылала...". Проблематика произведения. Ав­торская позиция в нем. Закрепление понятия о двухсложном размере стиха — ямбе.

1

Двусложный размер стиха - ямб

Умение определить авторскую позицию

Чтение наизусть, определение размера стиха

19.


Глава "Танк Москвилы" из повести "Лесные клады" А.Максимова. Тема исторического прошлого в главе. Противоречивость главно­го героя. Патриотизм как доминирующее ка­чество его характера.

1

Тема стихотворения

Умение производить элементарный анализ стихотворения

Выразительное чтение и чтение наизусть

20-21-22-23-24-25.


Виктор Николаевич Александровский. По­весть "Друг мой Омголон" (отрывки). История дружбы коня Омголона и фронтового раз­ведчика Алексея Коркина.

Мастерство писа­теля в изображении характеров.

Авторское отношение к войне.

Пейзаж в произведении.

Антитеза как основной прием в описании природы.

РР Контрольное сочинение о дружбе человека и животного или отзыв о прочитанном произведении

6

Характер героя

Антитеза

Пейзаж

Умение анализировать прочитанный текст

Пересказ заданной сцены

Подтверждение тезиса примерами из текста

Ответ на проблемный вопрос Контрольное сочинение

26.


Борис Копалыгин. Стихотворение "Возвраще­ние солдата". Особенности в изображении военной темы. Гуманистическая направлен­ность произведения, его автобиографичес­кий характер.

1

Тема стихотворения

Автобиографический характер произведения

Умение найти в произведении авторское отношение к описываемому

Выразительное чтение и чтение наизусть

27-28-29.


Сатирические басни Николая Фотьева "Вер­ная опора". "Обоюдная польза", "Элита". Ос­меяние угодничества и добровольного рабо­лепия.

Отражение в произведениях отрица­тельных социальных явлений.

Иносказание как средство выражения реальной позиции автора.

3

Басня, иносказание

Умение находить лексику заданной тематики, работать со средствами художественной образности

Выразительное чтение и чтение наизусть

30-31.


Лирические стихи дальневосточных поэтов Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустюк, В.Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них.

Настроение в лирическом произ­ведении.

Закрепление понятий о художест­венных тропах языка.

2

Лирическое стихотворение, художественные тропы

Умение производить элементарный анализ лирического стихотворения

Чтение наизусть

32-33-34.


ВЧ Внеклассное чтение и изучение произведе­ний по выбору учителя.

3



Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении


Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37 г.Комсомольска-на-Амуре,1КК.


Полный текст материала Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 6 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Садчикова Татьяна Александровна  Русовед
19.09.2010 1 8177 675

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК