Рабочая программа по литературе по программе Коровиной В.Я. 7 класс (2 часа в неделю)
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Утверждена на МО учителей русского языка и литературы
«Соответствует программным требованиям».
Рабочая учебная, разработанная на основе примерной учебной программы применительно к МОУ СОШ №6 с учётом национально-регионального компонента стандарта, с учётом учебного плана образовательного учреждения МОУ СОШ №6.
Примерная учебная программа, на основе которой разработана данная рабочая программа, «автор: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Забарский, В.П. Полухина, Е.С. Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной.
год издания М., Просвещение, 2007 , допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
68 часов (2 часа в неделю)
Составитель рабочей программы : Учитель Хабибуллина Чулпан Шамиловна
2010год 27июля
Цель программы : практическая реализация основной образовательной программы.
Класс Русский язык Учебник Литература Учебник+программа
7а 3+1нац комп.=4
+кружок Ладыженской
+Бунеева для уроков -исследований 2 Коровина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2007 г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Забарский, В.П. Полухина, Е.С. Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника – хрестоматии для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. 2004г / Авт.-сост. В.Я. Коровина.
Согласно действующему в МОУ МСО школе №6 учебному плану в 7 классе предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Из них внеклассное чтение 8 часов, развитие речи 8 часов
При разработке программы учитывались, низкая мотивация к обучению у учащихся именно этого класса, по тестам, проведённым психологом школы. Учащиеся приходят в школу со слабой подготовкой. У них пробелы в знаниях. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, исторических терминов и понятий. В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и анализировать , практически отсутствует : прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им в последствии существенную помощь. Применяется более щадящая оценка знаний и умений учащихся.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра – три возрастные группы (5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс).
Дети данного класса плохо читают, а некоторые учащиеся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое 3-5минутное чтение (вслух- про себя) текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов;
краткие и подробные пересказы текста;
изложение с элементами сочинения;
устные и письменные сочинения-характеристики героев;
анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
развитие художественной фантазии у детей;
прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается.
Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
В программу включен региональный компонент, представленный произведениями писателей и поэтов. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями литературы.
Задачи курса:
воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций РТ
помочь учащимся войти в мир национальной культуры;
приобщить учащихся к духовным ценностям народов РТ через литературу края;
пробудить уважение к малой Родине.
Цель и задача изучения учебного предмета:
Цели:
- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;
- воспитать духовно развитую личность;
- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- понимать авторские позиции;
- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;
- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.
задачи обучения:
• формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
• обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
• развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
3. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
4. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
5. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Тематическое планирование. Содержание курса:
№ Тема Кол-во ч. Знания, умения, навыки
I Введение. 1 Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.
II Устное народное творчество. 10 Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.
III Древнерусская литература. 3 Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.
IV Русская литература ХVIII века. 2 Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.
V Русская литература Х1Х века. 33 Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
VI Русская литература ХХ века. 12 Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
VII Зарубежная литература 5 Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
На начало учебного года степень сформированности общеучебных навыков и умений удовлетворительная. Ученики читают неровно:7-8 всегда,8-не читают вообще,3-4-читают не то. память развита плохо. навык выразительного чтения выработан у 6человек. Сочинения без предварительной подготовки не пишут. тяжело отвечают на вопросы. Читательский интерес не проявляют. Родители (по опросу) читают в 4семьях книги на татарском языке, у 7 –периодику ,в том числе 2 на русском.
Виды уроков:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем.Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютеристочник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам по изученной теме.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Внеклассное чтение - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями.
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
ЗУН, которыми должны овладеть учащиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся основной и средней ступени образования.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень)
должны знать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
уметь:
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Литература для учащихся:
1. Учебник – хрестоматии для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. 2004 г / Авт.-сост. В.Я. Коровина.
2. Литература для чтения - 7 класс обучения
Произведения большого объёма:
А.С.Пушкин "Дубровский".
А.С.Пушкин "Борис Годунов".
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".
Л.Н.Толстой "Детство".
А.М.Горький "Детство".
Внеклассное чтение :Новгородский цикл былин "Садко".
Былина " Илья Муромец и Соловей Разбойник".
А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге".
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
Л. Андреев "Кусака".
Ф. Абрамов "О чём плачут лошади".
Стихи Роберта Бернса.
О. Генри "Дары волхвов".
Список дополнительного чтения:
А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Повести Белкина.
М.Ю.Лермонтов. Маскарад.
Н.В.Гоголь. Ревизор. Женитьба. Шинель.
И.С.Тургенев. Ася.
Л.Н.Толстой. Хаджи Мурат.
В.Г.Короленко. Парадокс.
М.Горький. Песня о Соколе. Челкаш.
А.Грин. Зеленая лампа.
К.Г.Паустовский. Телеграмма.
М.Цветаева. Мой Пушкин.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хабибуллина Чулпан Шамиловна
→ личность 28.09.2010 3 99472 7479 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.