Воспитательная концепция "Пять САМ" для 5-8 классов


«Пять САМ»

Воспитательная концепция классного коллектива на этапе его формирования и развития.

Ефимова Татьяна Николаевна, учитель английского

языка, классный руководитель 11 класса

МОУ Арефинская СОШ, Вачского района


Общеизвестно, что дети 11-12 лет-это возраст, когда они не только активны, но и любознательны. Это пора, когда они начинают искать свое место в жизни, хотят проявлять себя, общаться со сверстниками, пытаются самовыражаться и самореализовываться. Из огромного количества «сам» я выделила пять, составляющих, на мой взгляд, некую систему вытекающих друг из друга и взаимосвязанных этапов самостановления личности.

  1. Самоанализ – «Какой я?»

  2. Сомоупражнение – «Пробую».

  3. Самооценка – «Как справился?»

  4. Самопризнание – «Могу!»

  5. Самореализация – «Я делаю сам и учу других».

Моё глубокое убеждение и даже можно сказать рабочее кредо- все дети талантливы. Каждый ребенок-лидер, нужно только это увидеть поддержать его в стремлении проявить себя, пусть пока в чем-то незначительном, развить и закрепить успех. Как обычно классный руководитель подходит к вопросу лидерства в классе? Путём наблюдения или с помощью различных диагностик они определяют: кто в классе актив, а кто пассив, кто популярен, кто не очень, а кто вообще - изгой. Составляются различные социометрические схемы, картограммы популярности, диаграммы активности и т.д. И чем всё это завершается? Обычно – это простая констатация фактов: этот ребенок лидер - он будет мэром класса или старостой, этот тоже популярен, учится хорошо – он будет ответственным за учебный сектор, вот эти дети умеют рисовать – они будут работать в редколлегии, пусть себе рисуют газеты, плакаты и т.д. А вот эти дети к классе непопулярны, ничего не умеют - пусть цветочки поливают, всё за делом, будем их к различным мероприятиям привлекать для численности. Ну, вот дело и сделано – все обязанности распределены, самоуправление заработало и классный руководитель с чувством исполненного долга может почивать на лаврах. Конечно же, это иллюзия благополучия и хоть какой-то работоспособности классного коллектива. В таком коллективе ребенок застенчивый, закомплексованный никогда не проявит себя и не раскроет свой творческий потенциал. Давайте заглянем в классный коллектив изнутри, то есть со стороны детей. Вот как мне представляется их отношение к происходящему. Размышления скромного, тихого ребенка, явно не лидера:

Сентябрь, собрание, шумит весь класс.

Идёт распределение ролей.

А мне опять как в прошлый раз-

Цветочки разрыхли и вовремя полей.

А я не хуже, чем другие

И тоже кое-что умею,

Но все активные такие,

Я ж слово за себя сказать не смею.

Размышления по этому же поводу активиста и явного лидера:

Ну, вот опять в какой уж раз,

За то, что быть мне мэром,

Единогласно голосует весь мой класс,

И снова ждут, что буду всем примером.

А я устала отвечать за всех

И остаётся только помечтать,

Что вдруг мне разрешать когда-нибудь

Цветочки в классе поливать.

Давайте поразмышляем по этому поводу. Кто же у нас обычно является лидером? Это дети, которые учатся хорошо и отлично, стараются везде успеть, а иногда и не стараются, а делают вид, потому, что от них этого ждут и требуют родители и учителя. И они «везут этот воз» иногда без всякого интереса, с обреченностью, пытаясь сделать всё и ничего, постепенно теряя интерес, как к учебе, так и к общественной работе. А рядом с ними находятся дети, которые всё хотят, но их не замечают ни одноклассники, ни учителя. И так и остаётся невостребованным их творческий потенциал. А как жаль!

Я предлагаю совершенно другой подход к решению данной проблемы. Найти лидера в каждом ребенке, научить каждого возглавлять, руководить, планировать, отчитываться о своей работе, отстаивать свою точку зрения, подводить итог проделанной работе. Сделать это непросто, но возможно. И вы увидите, как тихий, скромный, на первый взгляд ничего не умеющий ребенок превратится в активного, знающего своё дело, уверенного в себе человека. Это все произойдет, конечно, не как в сказке. На самом деле – это кропотливый, каждодневный, упорный труд. Иногда вам будет казаться, что всё напрасно и захочется оставить все как есть. Но помните всегда, что вы в ответе за вверенных вам детей, они ждут вашей помощи, понимания и мудрых решений.

Школьный коллектив – это определённая система, а дети – это слагаемые этой системы. Здесь ребенок учится жить, работать, творить, проявлять себя. Какую он сам и с вашей помощью позицию займёт в этой системе, чему научится, насколько раскроется и реализуется, таким он и войдет в более сложное взрослое сообщество, а другими словами – в жизнь. Так научите их жить в социуме, раскройте их таланты и способности, помогите им самоопределится, дайте им опору в виде самоутверждения себя среди других. Для осуществления этой цели нужно, конечно, очень многое. Во-первых – ваше искреннее желание и стремление; почувствуйте это сердцем, проникнитесь душой и ознакомьтесь с моей концепцией, привнося в неё свои идеи и мысли.

Все начинается с «Почему?»:

  • Почему-то все обижают;

  • Почему-то нет друзей;

  • Почему-то скука заполняет душу;

  • Почему-то за что ни возьмись, все заканчивается дурно…

Ребенок начинает задумываться над тем, почему его учебные достижения ниже, чем у других одноклассников, почему ему не удаётся то, что удается другим, почему у некоторых одноклассниках много друзей, а ему общаться с одноклассниками достаточно нелегко… Если он не найдет ответа на эти бесконечные «почему?», то это может привести к эмоциональным взрывам, потере интереса ко всему, конфликтам со сверстниками, формированию отрицательных качеств личности: зависть, злобу, агрессию, лесть и т.д. Как ему помочь? С чего начать? Какую выбрать тактику и стратегию?

Начнем с первого «сам» - самоанализа. Пусть ребенок для себя ответит на вопрос: Какой я? Может быть, после этого исчезнет часть его «почемучек». И очень вероятно, что он уже не будет винить во всем своих «плохих» одноклассников и учителей, а попытается сам изменить себя и своё отношение ко всему. Для выполнения этой задачи я предлагаю соблюдать следующие законы:

Для учителя:

  1. Не называй ученика плохим, иначе он привыкнет и будет таковым.

  2. А правило второе ты помни на «отлично»: ребенок каждый - творческая личность.

  3. Не сравнивай ребенка никогда с другим: индивидуален он – прими его таким.

  4. Ребенка знай как самого себя, воспитывай его со строгостью – любя.

  5. Ищи в ребёнке хороший момент и не скупись на комплимент.

Для ученика:

  1. Задай себе вопрос: Какой же я? И почему все уважают не меня?

  2. В своих неудачах других не обвиняй - сам не умеешь, на них не пеняй.

  3. Подумай, что хочешь, умеешь, желаешь. Чего же такого в себе ты не знаешь?

  4. Людей неинтересных в мире нет – ты необычный человек и это не секрет.

  5. Не будь врагом себе самому – твои проблемы подвластны тебе одному.

Как же все-таки ребенку познать себя, свои возможности, способности, которые помогут ему самоутвердиться в коллективе? Как же ему обнаружить и разглядеть свои недостатки, неумения, незнания, которые мешают ему быть полноценным членом коллектива. Я предлагаю следующие занятия, дела, игры для самопознания и самоанализа:

  1. Тренинги: «Здравствуй, это Я!», «Зачем Я?», «5шагов к себе», «Я и мой ближний», «Моя жизненная лестница». (В проведении тренингов вам окажет большую помощь школьный психолог).

  2. Беседы с классным руководителем: «Разговор по секрету», «Свободный разговор», «Поделись и тебе станет легче», «Если хочешь – почитай мне свой дневник».


  1. Игры: «Трехглавый змей» (я - дома, в школе, с друзьями), «Волшебный магазин» (определить личные качества).

  2. Методика недописанного предложения: Мне скучно в классе, потому что…, «Конверт откровений», «Письмо самому себе».

  3. Составление самохарактеристик. (В виде игры в загадки: Кто это?)

  4. Творческие задания: Проанализировать притчу, басню, рассказ.

  5. Разыгрывание ситуаций и сценок. (Каждый высказывает своё мнение и выдвигает версии правильного или неправильного поведения).

  6. Диагностические тесты, анкеты, вопросники.

Вся эта работа может оказаться бесполезной и сделанной для галочки, если после каждого занятия, беседы, игры, теста вами не будет проведена итоговая работа, которая по значимости более важна, чем само мероприятие. Наблюдайте, записывайте, отмечайте, что вы узнали для себя нового о ребенке, а затем сделайте так, чтобы ребенок понял, разобрался в том, в чем ему еще трудно разобраться, то есть, в самом себе. Но сделайте это так умно и тактично, чтобы у него сложилось мнение, что он до всего дошёл сам. Сделать самооценку ребенку 11-12 лет очень трудно и практически невозможно. Это не всегда под силу даже взрослому человеку. А уж корректировать свое поведение – это вообще нереально для ребенка. Роль взрослого человека, а в нашем случае классного руководителя очень велика. Пусть каждый ребенок станет для вас солнцем: не дайте ему остынуть и погаснуть, иногда оно закрыто тучами: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать, - и оно начнёт излучать свет, нужно суметь его открыть и поприветствовать первый лучик, чтобы это солнце засияло.

После того как вы провели определенную работу с учеником или учениками (работа по самоанализу может быть индивидуальной, групповой или со всем классом) по развитию способностей и желания познавать себя, работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны, вы можете приступать ко второму «сам»: самоупражнение – «Пробую». Как заставить ребенка поверить в себя? Как помочь ему преодолеть эти бесконечные «не»: не уверен, не поддержат, не поймут, не справлюсь…? Как перейти к другой цепочке рассуждений ребенка: мне интересно, я хочу, я могу, я справлюсь, мной будут довольны…? Попробуйте расположить свои действия по отношению к сомневающемуся в своих силах ребенку следующим образом: выявить интерес, поддержать, посоветовать, научить, проконсультировать, понаблюдать, оценить (желательно – положительно). Для выполнения данной задачи я предлагаю несколько интересных мероприятий:

  1. Деловые игры: «Проба сил», «Конкурс мастеров», «Я умею».

  2. Игры: «Успех приносит каждый», «Пропповские карты».

  3. Классная конференция «Я – сам», Конкурс должностей «Я справлюсь лучше всех», Аукцион идей.

  4. КТД «На необитаемом острове», ШТД – школа творческих дел.

  5. Презентации: идей, программ, планов по различным темам.

  6. Творческие игры: «Режиссёр», «Выставка», «Оратор», «Уроки творчества»

Организуя предложенные мероприятия, вы дадите вашим детям возможность поупражняться в различной деятельности, провести так, сказать «пробу пера». Здесь должны фигурировать два основные понятия: воля и интерес. Ш.Амонашвили как-то сказал: «Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными для других людей». Интерес – это предпочтения человека в отношении различных видов деятельности. Работая на втором этапе под названием «Я пробую», вы должны определить интересы и предпочтения каждого ребенка и, исходя, из этих интересов строить дальнейшую свою воспитательную работу. Не требуйте от ребенка того, чего он не хочет делать и того, что ему неинтересно и, конечно, чего он не в состоянии сделать вообще. Особое внимание на данном этапе уделите творческим играм. Много лет назад Платон писал: «Творческие люди – свободные люди, способные мыслить, понимать и принимать прекрасное». Каждый ребенок обязательно должен пройти путь творческого поиска, который приучает самостоятельно находить решение, ибо, по словам И.Г.Песталоцци, «каждый узнает лишь то, что пробует сделать сам». Этот навык приучает брать ответственность за выполнение взятой задачи, не бояться нового, неизведанного. Именно поэтому на данном этапе воспитательной работы, согласно концепции пяти «Сам», особое внимание я уделяю творческой работе различных видов, использованию приёмов, способствующих раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Ребенку, неуверенному в себе, нужно предоставить возможность довольно длительное время находиться в центре внимания других детей. Ролевая игра «Режиссер», например, позволяет ребенку тихому и скромному управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Одно необходимое условие – этот ребенок должен исполнять роль режиссера, только тогда созданный спектакль или сказка будут его детищем.

Работая по третьему «Сам» - самооценке не упустите того момента радости и эйфории, который наступает после удачно проведенного мероприятия, отлично сделанного дела или просто активного участия в чем-то «неактивного» ребенка. Подведите итог, закрепите успех, обсудите (не осудите) его успехи, направьте эмоции детей в нужное русло, заметьте то, чего, может быть, и не было; но в пользу ребенка. Большинство детей, а особенно неуверенные в себе, всегда спрашивают: Как я выглядел на фоне других? Ваш ответ: Лучше всех! Вопрос ребенка: Я Вас не подвел? Ваш ответ: Я горжусь тобой. Приведу пример недавних событий, происшедших в нашем классе. На 9 Мая каждый год в нашей школе проводится праздничная эстафета: соревнуются команды мальчиков и девочек от каждого класса. В нашем классе существует сплоченная команда девочек, которые занимаются спортом и имеют прекрасные результаты в беге. Но дело было в том, что две девочки в это время отдыхали в детском лагере «Лазурный». И пришлось поставить на этап самую маленькую и неспортивную девочку, которая всегда хочет во всем принимать участие, но её стараются всегда оставить в стороне из-за её медлительности и неорганизованности. И в данной ситуации раздались недовольные реплики: Подведет! Уж лучше вообще не участвовать! Какая из неё бегунья! А я сказала: «Марина нас не подведёт, она постарается и сделает всё, что от неё зависит». А как она волновалась, как переживала, но, сколько решительности и уверенности было в её взгляде. Я встала на предпоследний этап, куда должна была прибежать Марина и ждала, волнуясь, может быть больше, чем эта маленькая упрямая девчушка. Когда появилась группа бегущих, мы с трудом рассмотрели, что рядом с высокими, спортивными девочками, практически не отставая, бежала наша Марина, стараясь изо всех сил. Она, конечно, никого не обогнала, но и ни кому не уступила. Я громко кричала, подбадривая её, а самой хотелось заплакать, не знаю от чего. Когда мы, как обычно, собрались в нашем классе, чтобы поделиться впечатлениями, съесть сладкий приз, я поздравила всех с успехом. Но особенно я выделила Марину, рассказывая, как она боролась за победу в неравных условиях и никого не подвела. Все смотрели на неё с уважением, а она вся сияла от счастья и гордости. Она была героем дня, хотя всё могло бы сложиться иначе, если бы не правильно выбранная тактика классного руководителя. Здесь у нас происходит плавный переход от самоупражнения к самооценке и одновременно ребенок может признаться сам себе: Я могу!

Чтобы дети смогли правильно дать себе «самооценку» можно использовать несколько приёмов:

  1. Игра «Открытый микрофон», «Трибуна», «Скажи о себе честно».

  2. Заполнение различных экранов: «Моё настроение», «Моя вершина».

  3. Различные отчеты: в рисунках, в схемах, в комиксах.

  4. Чтение хвалебных од: «Вот так Я!», «Это сделал Я!», «Я – не промах!», «Мне – ура!».

  5. Сочинение «О себе с любовью».

Не превращайте эти мероприятия во что-то нудное, неинтересное, слишком серьёзное – помните, что перед вами дети, и они ещё не умеют смело высказываться о себе. Вот о других – это сколько угодно и чаще в виде критики. А себя любимого и ругать-то не за что, а хвалить - стыдно. Так помогите им, научите оценивать свои и чужие поступки. Сделайте это интересно, с юмором, никого не обижая, но и не причесывайте всех под одну гребенку.

Этапы самоупражнения, самооценки и самопризнания находятся рядом и тесно взаимосвязаны. Между ними нет четкой границы, хотя происходят они последовательно, друг за другом. Задача классного руководителя не пускать всё на самотек, а четко планировать и ненавязчиво претворять в жизнь, постепенно приближаясь к главной цели воспитательной концепции: самореализации личности в условиях классного коллектива. Самореализация ребёнка, раскрытие его творческого потенциала – это длительный процесс, рамки которого трудно определить. Для каждого ребенка – он индивидуален. Итог своей работы вы можете увидеть в будущем, возможно, что ребенок не реализует все свои творческие и учебные способности в школе, но он будет к этому уже готов. Часто встречая своих бывших выпускников, я из их рассказов о своих успехах в общественной работе, учебе, какой-то творческой деятельности, убеждаюсь в том, что, когда-то самоутвердившись в классном коллективе, получив хороший опыт общественно-полезной работы, они успешно продолжают самореализовываться в другом социуме. Вместе со своими учениками мы составили следующий «документ»:

«Дюжина заповедей нашего класса»

  1. Ошибки сделал – не беда, на них учатся всегда.

  2. Нет плохих людей на свете – знают это даже дети.

  3. Пусть успех твой слишком мал – радуйся, твой день настал.

  4. Знай, ты в педагогике – субъект, а не какой-то там объект.

  5. Выбор есть всегда, во всём – надо только разобраться в нём.

  6. У всех людей есть недостатки – жить в коллективе, друг, не сладко.

  7. Что думаешь – прямо скажи, камень за пазухой ты не держи.

  8. Умеешь – делай, не умеешь – учись. На пользу себе и другим потрудись.

  9. Своё мнение имей – потакать другим не смей.

  10. Если есть талант на что-то – развивай его работой.

  11. Попросить о помощи – не стыдно; получит отказ – обидно.

  12. Наедине с собой полезно побывать, чтоб себя получше знать.

Согласно моей концепции, каждый ребенок, начиная с 6го класса, имеет свои личные достижения, активно участвуют в поиске и выборе общих дел и также в разработке конкретного плана таких дел. Я сознательно не предложила никаких конкретных дел и мероприятий на последний 5й «Сам»: « Я делаю сам и учу других», потому что это могут быть самые разнообразные формы деятельности классного коллектива в рамках, как школы, так и района: конференции, диспуты, пресс-конференции, мастер-классы, интеллектуальные игры, поэтические гостиные, музыкальные салоны, КВН и т.д. Самое главное во всем этом то, что они должны быть спланированы и подготовлены детьми при вашей ненавязчивой помощи в виде предложений, консультаций и замечаний.

Мою концепцию я предлагаю использовать при планировании вашей воспитательной работы, при создании вами своей модели воспитания или воспитательной системы. При работе с классным самоуправлением и активом класса она также окажет вам помощь. Если вы считаете, что личностно-ориентированный подход в воспитании важен и необходим, вы также можете обратиться к моей концепции.





Полный текст материала Воспитательная концепция "Пять САМ" для 5-8 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефимова Татьяна Николаевна  Tataka
01.03.2011 11 11994 3144

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК