Воспитательная программа "Содружество"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 Белоглинского района»
Краснодарского края
Авторская воспитательная программа
«Содружество».
Автор Шевляк Ирина Алексеевна.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Пояснительная записка…………………………………………… 3.
Сроки и этапы реализации программы………………………… 4.
Целевые ориентации………………………………………………. 4.
Педагогические технологии, положенные в основу
программы…………………………………………………………....5.
Принципы воспитательной работы………………………………5.
Ожидаемые результаты…………………………………………….6.
Показатели результативности……………………………………..6.
Содержание воспитательной работы……………………………..6.
Достижения и результаты функционирования
программы…………………………………………………………...9.
Перспективы выполнения воспитательной
программы…………………………………………………………..10.
1. Пояснительная записка.
Классный коллектив, руководителем которого я являюсь с 2008 года, был сформирован путём слияния двух классов. Коллектив был разобщённым, так как в каждом классе уже были сформированы собственные взаимоотношения между участниками, микрогруппы, лидеры. В классе возникали постоянные конфликты, непонимание, нежелание участвовать в любой совместной деятельности, что привело к необходимости создания авторской воспитательной программы «Содружество», направленной на сплочение коллектива, создание благоприятной обстановки для формирования личности школьников.
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней с уверенностью можно добавить: посеешь коллектив - пожнешь личность. Классный коллектив - важнейший инструмент воспитания личности. Коллектив дисциплинирует школьника, приучает его к выполнению определенных требований общества, приобщает к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность.
Каким же в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего, он должен быть творческим, воспитывающим каждого ученика как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе. Ему предстоит стать подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки школьников к жизни.
Программа «Содружество» призвана активно готовить учащихся к самоуправлению, учить их общению и взаимодействию с людьми, повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе.
В программе большое внимание уделяется созданию нравственной и эмоционально-благоприятной среды для самовыражения и самореализации личности учащихся, включению детей в такую систему деятельности и отношений, которая укрепляет их нравственные позиции, воспитанию чувства собственного достоинства и способности к социальной адаптации и, в конечном итоге, – воспитанию Гражданина. Программа включает в себя отдельные модули, каждый из которых имеет свои конкретные цели и задачи, содержание, методы и формы реализации.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
2. Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2008-2009учебный год.
2 этап -2009-2010 учебный год.
3 этап - 2010-2011 учебный год.
4 этап - 2011-2012 учебный год.
5 этап - 2012-2013 учебный год.
3. Целевые ориентации.
Цель программы - сплочение классного коллектива; создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Задачи:
Создать благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
Развивать творческие способности школьников.
Формировать общечеловеческие нормы морали (доброту, взаимопонимание, толерантность);
Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
Знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
Развивать потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
Формировать систему самоуправления в классе.
4. Педагогические технологии, положенные в основу программы.
.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические технологии:
технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
технология организации и проведения группового воспитательного дела Н.Е.Щурковой;
Принципы воспитательной работы.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются следующими принципами:
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- личностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка в коллективе. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
6. Ожидаемые результаты:
ощущение себя равноправным членом общества;
раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива;
принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
7. Показатели результативности:
создание сплочённого коллектива;
потенциальный рост ребёнка, как лидера в какой-либо области, отражающийся в личных достижениях ученика;
включённость каждого ребёнка в классный коллектив;
удовлетворение жизнедеятельностью в классе всех учащихся.
8. Содержание воспитательной работы.
Главным системообразующим фактором программы «Содружество» служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет
равенство всех участников;
ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
чередование индивидуальной и коллективной работы;
ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Воспитательная работа состоит из модулей, каждый из которых, каждый из которых имеет свои цели, содержание и формы реализации.
Модуль |
Цели |
Формы реализации |
«Я – гражданин России». (гражданское и патриотическое воспитание.) |
Воспитание чувства патриотизма и активной гражданской позиции, развитие общественного самосознания, воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу; изучение истории России, Краснодарского края. Района, села.
|
Единые кубанские уроки гражданственности и патриотизма. Проведение классных часов на гражданско-патриотическую тему. Проведение встреч с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. Мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в ВОВ. Месячники военно-патриотического воспитания. Участие в районных и краевых тематических конкурсах. Конкурс «А ну-ка, парни!» Викторины по правовой тематике. Праздник получения паспорта. Посещение школьного, районного и краевого музеев. Вступление во Всероссийскую общественную организацию «Молодая Гвардия Единой России». |
«Мы за здоровый образ жизни».
|
Культивирование здорового образа жизни; воспитание негативного отношения к употреблению наркотических веществ, включая алкоголь, табачные изделия; формирование навыков физической культуры и личной гигиены; приобщение к занятиям спортом. |
Организация и проведение недель здоровья. Проведение Олимпийских уроков. Проведение физкультминуток, утренней гимнастики. Проведение совместно с родителями спортивных соревнований, эстафет. Конкурсы газет и плакатов по теме «Здоровый образ жизни». Участие в общешкольных, районных и краевых спортивных соревнованиях. Беседы с медицинскими работниками, просмотр тематических документальных фильмов о ЗОЖ. Организация курса лекций нарколога. Занятие в спортивных кружках и секциях.
|
«Через красивое к человечному». (художественно-эстетическое воспитание) |
Создание условий для развития нравственного потенциала личности школьника; формирование эстетического восприятия и художественного вкуса. |
Участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях художественно-эстетической направленности. Проведение тематических классных часов. Виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира. Посещение музеев, театров, художественных выставок, цирка.
|
«Творцы». (развитие творческих способностей) |
Выявление и развитие индивидуальных способностей; развитие умений и навыков в творческой деятельности; развитие творческого воображения; помощь в определении и раскрытии собственной индивидуальности.
|
Диагностика выявления уровня творческих способностей школьников. Проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества. Проведение классных часов с обязательным содержанием различных творческих заданий. Издание газеты «Школьный вестник». Создание сайта класса. Участие в выставках рисунков, поделок. Участие в концертах, конкурсах на лучшего чтеца, певца, исполнителя художественного номера. Участие в районных и краевых конкурсах художественного творчества. Занятия в музыкальной школе, танцевальном, вокальном, художественном кружках.
|
«Школа будущих академиков». (интеллектуально-познавательная деятельность) |
Развитие познавательной активности; создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей; оказание влияния на формирование трудолюбия, чувства ответственности; обеспечение развития познавательной активности учащихся.
|
Организация творческой, проектной и исследовательской работы учащихся класса. Участие в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам. Участие в тематических конкурсах, викторинах, предметных неделях. Участие в Международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Бульдог», «Человек и природа». Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах и секциях. Организация познавательных экскурсий. Психологические тренинги, игры, мониторинг результата. Мероприятия по профориентации.
|
«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей». (работа с родителями) |
Установление плодотворных связей между семьёй и школой; усиление роли семьи в формировании жизненных позиций ребёнка. |
Проведение тематических родительских собраний. Проведение методических и педагогических консультаций. Организация индивидуальных консультаций педагогов-предметников. Организация работы родительского комитета. Проведение открытых классных часов. Проведение познавательно-развлекательных мероприятий для детей и родителей.
|
Данная программа помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного коллектива и его членов.
9. Достижения и результаты функционирования программы.
Данная программа воспитания применяется мною на практике. Поставленные мною цели в 5-7-х классах достигнуты. Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с одноклассниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.
Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям. Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, конкурсов, акций. Класс имеет свое «лицо» в школе. Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Класс пользуется авторитетом среди учащихся школы, учителя относятся к нему с большой симпатией. Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. По итогам 2010-2011 учебного года на традиционном празднике окончания учебного года класс был признан самым дружным классом в школе.
10. Перспективы выполнения воспитательной программы.
Целевые установки, содержание данной программы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, создать сплочённый, дружный коллектив, воспитывающий каждого ученика как личность, являющийся подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки школьников к жизни.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевляк Ирина Алексеевна
→ Шелли 13.07.2011 1 12558 3099 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.