Обобщение педагогического опыта воспитательной работы.
МБОУ СОШ №16 Белоглинского района Краснодарского края.
Учитель русского языка и литературы Шевляк И.А.
Обобщение педагогического опыта воспитательной работы классного руководителя Шевляк Ирины Алексеевны на тему «Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы».
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить
легко,
Сухую ветвь один
огонь исправит.
Саади
Воспитание
- процесс, начинающийся с раннего детства,
когда в душу ребенка закладываются
основные жизненные принципы, помогающие
ему стать Человеком с большой буквы,
смело войти в большую жизнь и занять в
ней достойное место, осознавая себя
личностью и индивидуальностью.
Считаю, что классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.
Классный коллектив, руководителем которого я являюсь с 2008 года, был сформирован путём слияния двух классов. На данный момент в классе обучаются 29 человек, из них 18 девочек и 11 мальчиков.
Дети в классе в основном из благополучных семей. Из 29 учащихся 6 человек из неполных семей, 4 человека из многодетных семей, опекуном девочки-сироты Ковальчук Олеси является родная бабушка.
В начале своей работы с детьми я столкнулась с тем, что классный коллектив был разобщён из-за того, что ранее дети обучались в разных классах, и в каждом классе сформировался собственный микроклимат, деление на группы по интересам, свои лидеры. Возникали конфликты, непонимание. Дети отказывались от участия в любой совместной деятельности. В связи со сложившейся обстановкой возникла необходимость в создании воспитательной программы, которая была бы направлена в первую очередь на сплочение класса. Программа получила название «Содружество», так как содружество означает тип отношений, характеризующийся взаимным доверием, взаимопониманием. Это и стало основной целью программы ̶ сплочение классного коллектива; создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Воспитательная работа состоит из модулей, каждый из которых, имеет свои цели, содержание и формы реализации.
1. «Я – гражданин России».
Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание.
В классе были проведены единые кубанские уроки «Великий дар Екатерины», «Сирень 45-го года», «Кубань – многонациональный край», единый классный час, посвященный 100-летию со дня рождения Николая Константиновича Байбакова единый тематический классный час, посвященный 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина; классные часы на гражданско-патриотическую тему: «Народный подвиг Минина и Пожарского», «Государственные символы России», «Путешествие в страну Законию», «Все - разные! Все - равные!»
Ежегодно учащиеся класса принимают участие в выборах школьного парламента, которые формируют у школьников представление о реальных выборах и позволяют участвовать в школьном самоуправлении.
Мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в ВОВ, ежегодно проводятся в классе. Среди них особо запомнились классный час «Маленькие герои большой войны», литературно-музыкальная композиция «Вечной памятью живы», читательская конференция по книге Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», интеллектуальный марафон «Нет у памяти срока».
Активное участие ежегодно ученики принимают в общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
В 2010 году Соболь Денис стал лауреатом районного конкурса сочинений, посвящённого празднованию 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
В 2011 году Варава Ксения приняла участие во Всероссийском конкурсе работ учащихся по сохранению исторического наследия: материалов об участниках, событиях и фактах Великой Отечественной войны «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» с работой «женщины-матери в годину войны», посвящённой нелёгкой судьбе Анны Фёдоровны Постельной, жительницы нашего села.
Творческий коллектив класса стал дипломантом V Международного литературно-художественного конкурса «Душа моей Родины».
В 2009-2011 годах ученики посетили районный и краевой краеведческий музеи, совершили экскурсию в этнографический комплекс «Атамань», в котором проходил краевой фестиваль «Легенды Тамани».
8 человек в классе являются членами Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», 10 человек – члены волонтёрского движения, трое из них – обладатели Личной книжки волонтёра. Волонтёры активно участвуют в благотворительных акциях «Цветик-семицветик», «Георгиевская лента», «Молодёжь Новопавловского сельского поселения за здоровый образ жизни», помогают в организации детских праздников, оказывают помощь престарелым людям, сотрудничая с ЦСО «Росток».
2. «Мы за здоровый образ жизни».
Без сомнения, наш класс можно назвать самым спортивным. Все ребята ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом. На базе нашего класса сформированы команды по настольному теннису, гандболу и мини-футболу, которые ежегодно принимают участие в соревнованиях в зачёт спартакиады учащихся «Спортивные надежды Кубани», занимая призовые места.
Наши мальчики – Дегтярёв Вячеслав, Суслов Денис, Холодный Роман – чемпионы района, участники краевых соревнований на Кубок губернатора Краснодарского края по футболу.
Ученики нашего класса вошли в состав команды, которая приняла участие в краевых соревнованиях, проводимых телеканалом «Домашний». Из 49 команд, участвующих в соревнованиях, наша команда заняла 1 место.
В 2009 году был образован школьный спортивный клуб «Спарта», и ученики нашего класса являются его активными участниками.
Класс принимает участие во всех общешкольных спортивных мероприятиях: «Вперёд, мальчишки!», «Звезда», «Салют, Победа!», турнирах по баскетболу, волейболу, настольному теннису, в различных эстафетах.
В ежегодно проводимых школьных Олимпийских играх наша команда традиционно занимает 1 место.
В преддверии Олимпиады в Сочи состоялись встречи с олимпийскими чемпионами Антоном Чермашенцевым и Германом Хнычевым.
Систематически проводятся Олимпийские уроки, классные часы, направленные на формирование здорового образа жизни: «Жевательная резинка: польза или вред?», «Наркотики – путь в никуда», беседы с медицинскими работниками. Большое впечатление оставил просмотр документального фильма профессора Жданова «Правда о табаке и курении».
Учащиеся приняли активное участие во всекубанской акции «1000 дней до Олимпиады в Сочи».
3. «Через красивое к человечному».
В классе проводится работа, направленная на художественно-эстетическое воспитание, формирование эстетического восприятия и художественного вкуса учащихся.
Школьники принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях художественно-эстетической направленности «Праздник первого звонка», «День учителя», «Осенний бал», «Новогодний огонёк» и другие.
Традиционным стало проведение тематических классных часов «В чем красота человека?», «О красоте, моде и хорошем вкусе».
Были проведёны единый кубанский классный час, посвящённый творчеству Г.Ф.Пономаренко «Вдохновенный певец России», всекубанский классный час "Земная жизнь Пресвятой Богородицы".
Возможности сети интернет позволили нам совершать виртуальные экскурсии в Московский Кремль http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_1, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Эрмитаж.
http://musei-online.blogspot.com/2010/01/state-tretyakov-gallery.html
Помимо виртуальных экскурсий мы побывали на экскурсии в городе Краснодаре в Музыкальном театре ТО "Премьера" на постановке балета «Снежная королева», а также на концерте ансамбля «Виртуозы Кубани» Краснодарской краевой филармонии им. Г. Ф. Пономаренко.
4.«Творцы».
В пятом классе была проведена диагностика выявления уровня воображения и творческих способностей школьников. ( Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.)
Тестирование показало высокий творческий потенциал учащихся.
Уровень воображения. Уровень творческого потенциала.
Поэтому проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества, стали хорошей традицией. Главной творческой мастерской стала подготовка спектакля-сказки для Новогоднего праздника. Участие в постановке принимают все учащиеся класса. Ребята сами находят сценарий, распределяют роли, готовят костюмы, репетируют танцевальные номера, записывают фонограммы песен. Выступление становится настоящим праздником для детей и родителей.
Учащиеся принимают активное участие в различных творческих конкурсах:
Завадская Елена, Пасечник Татьяна, Кузьменко Лидия, Крамаренко Юлия – в конкурсах исполнительского мастерства школы искусств;
Соболь Денис – лауреат краевого смотра-конкурса семейных реликвий «Живая история»;
Ткаченко Анастасия, Руденко Лилия. Ковальчук Олеся – дипломанты Международного литературно-художественного конкурса «Гардемарины, вперёд!»;
Варава Ксения – победитель районного тура межрегионального творческого конкурса «Подвиги отцов глазами юных» в номинации «Лучший рисунок»;
Чурикова Арина и Крамаренко Юлия – победители районного этапа конкурса рисунков «Зеркало природы».
Осадчая Валентина – победитель районного конкурса «Самой лучшей маме на свете» в номинации «Стихотворение». Работа Осадчей Валентины вошла в число лучших работ и опубликована в сборник детских литературных работ «Золотое пёрышко», выпущенный организаторами сайта http://pedsovet.su/.
Творческий коллектив класса стал обладателем диплома I степени за победу в районном фотоконкурсе «Район мой – капелька России», награждён грамотой за троекратную победу во Всероссийском конкурсе «Фотография недели», проводимом газетой «Школьник» Издательско-творческого острова СЕМРИК.
Ученики приняли участие во Всероссийском мультимедийном проекте-конкурсе «Времена года», посвящённом 170-летию со дня рождения П.И.Чайковского и 135-летию издания альбома Времена года.
Ежегодно ребята принимают участие в конкурсах рисунков «Дети Кубани берегут энергию», «Пасха в кубанской семье»,
После победы в фотоконкурсе учащиеся были приглашены в гости в редакцию газеты «Белоглинские вести», где ребята познакомились с работой журналистов и издателей. После экскурсии возникла мысль о создании собственной школьной газеты. Эта идея нашла поддержку у администрации школы и теперь ежемесячно выходит газета «Школьный вестник», в которой наши корреспонденты освещают главные события из школьной жизни. Газета - важнейшее средство самовыражения детей. Именно школьная газета позволяет ребятам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя и окружающий мир. Кроме того, в процессе совместной работы между одноклассниками устанавливаются отношения взаимопонимания. Подобный вид деятельности - значимая часть жизни нашего класса. Также продолжается сотрудничество с районной газетой, из статей юнкоров нашего класса читатели узнают новости из жизни школы №16.
Увлечение интернет-технологиями группы учеников привело к идее создания сайта класса. http://nashsuperclass.ucoz.ru/ Сайт появился недавно, находится в стадии разработки. Нестеренко Антон, Дегтярёв Вячеслав, Соболь Денис с увлечением работают над дизайном, создали визитную карточку класса, страничку новостей, фотоальбом.
4 человека из класса занимаются в музыкальной школе, 9 – в танцевальной группе «Юность», 5 – в вокальном коллективе «Созвездие», 4 – в художественном кружке.
5. «Школа будущих академиков».
Главная цель модуля - развитие познавательной активности, создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей учащихся.
Ребята принимают активное участие во всех тематических конкурсах, викторинах, читательских конференциях, предметных неделях, проводимых в школе, участвуют во внеклассных мероприятиях по предметам. Организуя группы по интересам, готовят исследовательские проекты в разных областях: в литературе, православной культуре, проекты, посвящённые Дню космонавтики.
Участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам. В 2010-2011 учебном году для семиклассников проводились муниципальных олимпиады по физкультуре, биологии и экономике. Во всех учащиеся заняли призовые места.
Ежегодно дети принимают активное участие в Международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Бульдог», «Человек и природа».
В классе проводятся мероприятия по профориентации. Было проведено тестирование учащихся по ДДО Е.А Климову, который показал следующие результаты:
Большинство учащихся склонны к типу профессии «человек–человек», связанному с обслуживанием людей, с общением.
Для того, чтобы познакомится с различными профессиями наш класс побывал на экскурсии на предприятии ОАО «Белагропром», где производят подсолнечное масло. В планах посетить хлебопекарный и кондитерский цеха в Белой глине, познакомится с работой врача и медсестры в Новопавловской участковой больнице.
6.«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей».
Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить усилия – значит, во многом решить проблему воспитания школьников. Для меня как классного руководителя важно единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование, ведь и классный руководитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны и всесторонне развиты. Поэтому очень важно активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.
Один раз в четверть проводятся тематические собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Были проведены родительские собрания по темам «Давайте познакомимся» (собрание с элементами тренинга и анкетирования), «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Как уберечь детей от вредных привычек», (в рамках акции «Уроки для детей и их родителей»), «Поощрение и наказание в воспитании детей», «Новый закон на защите детства» (О Законе Краснодарского края №15.39), «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии», «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка». Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с учителями-предметниками, преподающими в классе.
Были проведены открытые классные часы «Вечной памятью живы», «Загляните в мамины глаза», «Земная жизнь пресвятой Богородицы».
Родители вместе с детьми принимают активное участие в общешкольных мероприятиях: «Штурм зимней крепости», «Коса – девичья краса», в различных спортивных состязаниях. Также неоценимую помощь оказывают родители в организации экскурсий. Многие родители неоднократно были отмечены администрацией школы за большой вклад в процесс воспитания учащихся школы.
7.Ученическое самоуправление.
Следует сказать, что мой нынешний класс обладает высоким творческим, интеллектуальным потенциалом. Большая половина класса – активные, творческие дети, желающие как можно больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом. Кроме того, в классе успешно развивается детское самоуправление.
Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
Ученическое самоуправление предполагает развитие самостоятельности, коллективное творческое планирование, реализацию решений и коллективное подведение итогов.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться родители обучающихся и представители совета школы. Классное собрание избирает:
• классный ученический совет, его председателя и заместителя;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. В классе существуют постоянные объединения: трудовое, спортивно-досуговое, учебно-познавательное, волонтёры, редакция газеты, администраторы сайта класса – и временные формирования: инициативно-творческие группы, дежурные команды, бригады.
Самоуправление учащихся школы выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах
своего классного коллектива Члены ученического самоуправления планируют и организуют общешкольные и классные мероприятия, праздники, акции, направленные на обеспечение творческого и интеллектуального развития учащихся класса.
Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в классе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является динамика межличностных отношений, сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением.
По проективной методике Н.Е. Щурковой я три года подряд провожу психологическое исследования уровня комфортности детей в классном коллективе. Так, количество учащихся, отрицающих школу, снизилось с 14% до3%, доля детей, находящихся в позиции «наблюдение за жизнью класса» понизился с 59% до 30%, а количество учащихся, оценивающих свое положение «внутри класса» выросло с 27% до67%.
Полученные данные свидетельствуют о том, что образовательно-воспитательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психического и социального благополучия учащихся.
Лев Гумилев отмечал русскую национальную черту характера – желание русского человека чувствовать себя частью большого целого. Для меня цель всей работы в школе – дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого классного коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.
Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства, патриотами России. Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевляк Ирина Алексеевна
→ Шелли 14.07.2011 2 17005 3557 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.