Система воспитательной работы “Новое поколение”
Воронкова Татьяна Николаевна
учитель физики и информатики МБОУ Маршальская СОШ
Гурьевский городской округ Калининградская область
Система воспитательной работы
“Новое поколение”
“Забота о здоровье ребенка –
это не просто комплекс санитарно –
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это
прежде всего забота о гармоничной
полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость
творчества”.
В. А. Сухомлинский.
Тема над которой работает школа: “Педагогическая поддержка учащихся – одно из приоритетных направлений личностно – развивающего диалога”.
Школа личностно – развивающего диалога это:
- место, где ребенок учится познавать мир, работать, быть здоровым, сильным, жить вместе с другими людьми и в ладу с самим собой.
- школа, из которой подростку не страшно и не стыдно выйти во взрослую жизнь.
Поэтому целью моей воспитательной системы является:
Формирование у учащихся социально ответственного отношения к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности и успешность жизненного пути.
Задачи:
Научить позитивному общению с окружающими людьми, выработать навыки социализации личности: самостоятельности, самоуверенности и самокритичности.
Научить подростков управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без насилия.
Дать информацию об отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими веществами на организм человека.
Привить навыки, позволяющие сопротивляться негативным явлениям.
Помочь сделать свой собственный правильный выбор.
Содействие приобретению детьми собственного опыта социально – значимой деятельности и развитию жизнестойкости.
Воспитание свободного гражданина с развитым творческим отношением к миру, способного к продуктивной деятельности и жизнетворчеству.
Отношение к труду, являющееся показателем сущности, отношение к людям и прежде всего к самому себе.
Актуальность.
В положении острого социального неблагополучия, материального дискомфорта оказывается все большее количество детей и подростков. Они не защищены, ранимы, зависимы от окружающей среды.
Именно подростковый возраст полон сложных ситуаций, новых переживаний, тревог, обусловленных ростом социальной агрессии, экономических проблем, наркотизацией общества, нестабильностью семьи, родительской некомпетентностью. Эти и другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития детей.
Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отличаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: складывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация поражает, как внутренние конфликты и проблемы детей, о чем свидетельствуют данные, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
В то же время резко увеличилось количество детей, “выброшенных из общества”, детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе. Постоянно растет число подростков – наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни.
Проблема формирования у подрастающего поколения отношения к своему здоровью как одной из самых значимых ценностей – очень актуальна.
Ускоряющемуся физическому развитию, росту информированности детей не всегда соответствуют четкость и ясность их жизненных позиций, стремление к “взрослым” образцам поведения часто сопровождается усвоением вредных для здоровья привычек. Здоровье в решающей мере зависит от образа жизни, культуры и экономических условий. Снижение условий жизни и стабильности в обществе в последние годы приводит к необычайно высоким темпам ухудшения состояния здоровья населения, в том числе детей и подростков. Быстро падает показатель продолжительности жизни, негативные тенденции увеличиваются.
Высокая заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о симптомах наиболее распространенных заболеваний и навыков оказания первой помощи, с пренебрежением к профилактике здоровья, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем развития культуры самосохранения.
С ослаблением экономических, правовых, социально – политических защитных факторов актуальным становиться поиск личных резервов поддержания здоровья. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается тенденция, связанная с ослаблением в молодежной среде ценностного отношения к своему здоровью.
В этих условиях особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, создание условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.
Решение этих проблем возможно за счет создания системы воспитательной работы с классом. Она способствует воспитанию чувства уважения человека к человеку, окружающему миру, формированию социальной ответственности за свое поведение, созданию устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, стремлению иметь здоровую, прочную семью, сознательно относиться к рождению и воспитанию детей.
В основу воспитательной системы положены принципы:
Гуманизация – признание личности ребенка.
Социализация – взаимосвязь интересов личности с интересами общества.
Индивидуализация – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия.
Экологизация подрастающего поколения
Правдивость и доступность информации.
Компетентность и интегративность – переход от изложения простых понятий к более сложным, использование предшествующих этапов обучения в качестве базы для последующих.
Личностно – ориентированный характер – стремление к решению конкретных проблем учащихся, их родителей.
Планирование и проведение работы в зависимости от конкретных результатов воспитания.
Ожидаемые результаты:
- сформировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью, как к главной ценности жизни;
- сформированность устойчивой мотивации на создание в будущем крепкой, здоровой семьи и ответственное родительство;
- сформировать чувство уважения человека к человеку и окружающему миру
- сформировать активную жизненную позицию – быть полезными обществу;
- сформировать личность подростка, которому не страшно и не стыдно выйти во взрослую жизнь.
“Модель выпускника” данной воспитательной системы
подразумевает, что учащиеся должны быть:
порядочными и своими поступками не запятнать право называться человеком;
сильными и преодолевать все невзгоды и трудности, какими бы они не были;
мудрыми и не наделать ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными и активными, внести свой вклад в развитие общества;
гордиться своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;
тянуться к прекрасному, ибо недаром сказано, что “…красота спасет мир”;
добрыми, гуманными и милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту;
здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдадут своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – будущие родители;
счастливыми.
Система воспитательной работы рассчитана на 4 года – 8 – 11 классы.
Она способствует не только укреплению здоровья подрастающего поколения, но и формирует новый образ жизни, человека новой ментальности, ответственно относящегося не только к своей судьбе, но и судьбе будущего поколения, судьбе своей страны.
Содержание воспитательной работы.
Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественного и полезного труда (формирование уважительного отношения к материальным ценностям лишь как к средству существования человека);
Экологическая деятельность формирует культуру отношений к природе и с природой, осознание себя частью природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережности;
Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической, высокой гигиене жизни;
Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
Ценностно – ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности являются общение с другим человеком.
Основные направления воспитательной деятельности
Здоровье
Цель: формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Задачи:
формирование устойчивой мотивации на необходимость бережного отношения к здоровью;
формирование позитивного отношения к созданию в будущем крепкой, здоровой семьи, ответственное родительство;
получение информации об отрицательном действии и негативных последствиях на здоровье и жизнь человека зависимости от табака, алкоголизма, наркомании.
Формы работы:
Участие в спортивных соревнованиях школы по волейболу, настольному теннису стрельбе и др.
Участие в спортивно – военных мероприятиях района и области.
Классные часы: “Скажем нет наркотикам”, “Почему же подростки курят?”, “Скажем нет алкоголю”, “СПИД – миф или реальность”, “Спорт в нашей семье”, “Экстремальные виды спорта”.
Практикум: “Право выбора”, “Что вы знаете о СПИДе?”, “Навыки отказа”.
Беседы: “Секреты выживания”, “Как отстоять свою точку зрения”
Проведение тематической линейки ко Дню борьбы со СПИДом.
Организация летней практики.
2. Интеллект.
Цель: оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования.
Формы работы:
Викторины “Экономика и бизнес”, “Интеллектуальные забавы”
Интеллектуальный турнир “Внимание. Смекалка”.
Интеллектуальная игра “Армейский футбол”
Практикум “Интеллект”, “Внимание и память”, “Особенности мышления”
Методика “Сейчас и потом”
Участие в школьных и районных олимпиадах, научно – практических конференциях в районе и области.
3. Общение.
Цель: передача знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи:
Формировать у учащихся культуру общения;
Знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений.
Формы работы:
Тренинг: “Познай себя”, “Секреты общения”, “Самопознание”
Практикум “Конфликты в нашей жизни”, “Учимся разрешать конфликты”, “Общительность”
Классный час “Будьте добрыми и человечными”, “Давай поговорим о нас с тобой”.
4. Нравственность.
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
Формировать нравственное отношение к окружающим людям;
Формировать осознание ценности человеческой жизни.
Формы работы:
Дискуссия “Можно ли быть свободным без ответственности”
Классные часы: “О друзьях и дружбе”, “Моя малая родина”, “Мораль и закон”, “Что в жизни зависит от меня”, “Берегите матерей”.
Диспут “А если не получилось?.. Что дальше?”
Деловая игра “Я среди людей, люди среди меня”.
Этическая беседа “Чувство взрослости. Что это такое?”
Практикум “Ориентация в жизни”, “Выбор профессии”.
Игра “Человек – профессия”, “Кто есть кто?”, “Профессия на букву”, “День из жизни…”
Беседа “Экология: что можно и чего нельзя, чтобы всем жилось хорошо”
5. Досуг.
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
Изучение индивидуальных интересов и потребностей
Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций;
Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
Использование активных форм работы с учетом возрастных особенностей.
Формы работы:
“Осенний бал”, “Новогодний бал”, “День Святого Валентина”.
Огонек “Под знаком зодиака”.
“Вечер школьных друзей”
Конкурсы “А ну-ка парни”, “Золушка класса”
Посещение музея “Королевские ворота”
Конкурсы песен, стихов.
6. Гражданин.
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
Формы работы:
Классные часы: “Поговорим о деньгах”, “Об опасностях, которые рядом”, “Я имею право, я обязан”, “Русь, Россия, Родина моя”, “История событий в мире в газетных материалах”
Дискуссия “Насилие и закон”, “Основы законодательства”, “Наркотики и закон”.
Встречи с представителями правоохранительных органов.
Викторина “Юные помощники ГАИ”
7. Семья.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
Организация психолого – педагогического просвещения родителей;
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель – ученик – родитель”.
Формы работы:
Классные часы: “Дом, в котором я живу”, “Поговорим о семье”, “Семейное законодательство”, “Семья в жизни человека”.
Родительские собрания: “Курение и статистика”, “Склонности и интересы подростков в выборе профессии”, “Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка” и др.
“День семьи”.
Тренинг для родителей “Вредные привычки и как с ними бороться”.
Результаты работы.
Работа над данной темой продолжается на протяжении 2,5 года. По итогам работы можно сделать следующие выводы:
Ребята выработали четкую жизненную позицию, позволяющую идти в нужном направлении;
У большинства сформировалось ответственное отношение к своему здоровью;
Ребята получили большое количество информации о негативных последствиях злоупотребления наркотических веществ, их влияния на организм человека.
Научились управлять своими эмоциями и разрешать возникающие конфликты без насилия.
Проделана большая работа, но поставленные цели выполнены не полностью. На достижение этих целей есть всего лишь полтора года, но я думаю, что этого достаточно, чтобы посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Шаг за шагом я буду идти к своей цели.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воронкова Татьяна Николаевна
→ любопытная3279 29.05.2012 0 8258 2043 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.