Сценарий внеклассного мероприятия "Дорожная азбука Светофорика"; 2 класс


 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА СФЕТОФОРИКА»

Наименование методической разработки (конспект, сценарий и т.п.) и тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая аудитория: учащиеся 2 класса

 

Автор-составитель: Французова Татьяна Владимировна, методист

МАОУ «Образовательный комплекс «Лицей №3» имени С.П. Угаровой»

г. Старый Оскол Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год


 

Дорожно-транспортные происшествия - это оборотная сторона процесса автомобилизации, и, к сожалению, их нельзя полностью исключить из движения на дорогах. Детское поведение на дорогах зависит от взрослых, и чем раньше им удастся научить детей ПДД, то есть сформировать у них культуру поведения в транспортных средствах и на улице, тем меньше нежелательных аварий с детьми на дорогах будет случаться[4, c.135-138].

А поскольку наиболее важным периодом формирования личности и закрепления прочных основ жизненного опыта и здорового образа жизнедеятельности, считается младший школьный возраст, необходимо с первого класса начинать подготовку учеников к встрече с уличным, городским движением, научить обращаться за помощью к старшим, а также самостоятельно правильно ориентироваться в сложившихся ситуациях [2, c.113-119].

Педагогическая деятельность по пропаганде безопасного поведения на дорогах дает максимальный эффект на этапе реализации в образовательных организациях, большинство учащихся после освоения соответствующего материала руководствуются представлениями и установками, удерживающими их в рамках безопасного поведения на дорогах, это означает, что привычки, которые закреплены в начальной школе, сохраняются на всю жизнь. Следовательно, одной из важных проблем при обеспечении безопасного дорожного движения является профилактическая работа детского дорожного травматизма в образовательных организациях [1, c.73-75].

Актуальность проблемы профилактической работы по предотвращению дорожно-транспортных происшествий среди учеников начальной школы заключается в том, что многие из них не подозревают об опасности дороги, играют на дороге, бегают по улице, не оглядываясь автомобили, переходят улицу, не осматриваясь. Учащиеся нарушают правила дорожного движения не потому, что они их не знают, а из-за отсутствия знаний о поведении при возникающих дорожных ситуациях, то есть культура безопасного поведения мало освящена.

Внеурочная деятельность достаточно широко охватывает круг необходимых знаний учащимся начальных классов в этой области. Воспитательная работа, которая осуществляется, в том числе, и посредством проведения внеурочных мероприятий, включает в себя направление воспитания и культуры безопасности [5, c.29-33]. Учебно-воспитательная, пропагандистская, а также агитационная деятельность по предупреждению ДТП являются главными направлениями в решении проблемы детского дорожно - транспортного травматизма [3, c.60-61].

Методическая разработка внеклассного мероприятия – «Дорожная азбука Светофорика» направлена на освоение учащимися начальных классов Правил дорожного движения и правильного поведения на дорогах.

Целью методической разработки является формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, готовности к эффективным и обоснованным действиям, а также самостоятельной деятельности в дорожной ситуации.

В процессе проведения внеклассного мероприятия педагогом - организатором решаются следующие задачи:

  • ознакомить учащихся с правилами дорожного движения: переход улиц и игры во дворе;

  • научить понимать все сигналы светофора;

  • ознакомить учащихся с такими дорожными знаками, как: пешеходный переход, велосипедная дорожка, автобусная остановка и дорогу переходят дети;

  • способствовать формированию у учащихся навыков поведения на улице;

  • расширить знания учащихся по основам безопасного движения;

  • развить внимание, дисциплинированность, активность и ответственность;

  • закрепить навыки работы в организованном диалоге.

 

Планируемые результаты:

  1. Каждый учащийся понимает нужность ПДД.

  2. Умеет, пользуясь правилами дорожного движения, объяснить правильное поведение в разных дорожных ситуациях.

  3. Запоминает и узнает такие дорожные знаки, как: велосипедная дорожка, пешеходный переход, дорогу переходят дети и автобусная остановка.

 

Необходимое оборудование: сигналы светофора - зеленый, желтый, красный, дорожные знаки, индивидуальные карточки с цифрами, экран, материалами для викторины.

 

Содержание:

  1. Организационный момент. Вступительное слово педагога. Обучающий мультфильм «Дозорные дорог».

  2. Второклассники о ПДД – стихи.

  3. Работа в парах: игра на внимание «Светофор»; знакомство с дорожными знаками.

  4. Интерактивная викторина «Познавательные вопросы».

  5. Итог занятия.

СЦЕНАРНЫЙ ХОД

 

К началу урока «Дорожная азбука светофора» установлены проектор и экран. Учащиеся рассаживаются по своим местам.

 


 

Организационный момент

Вступительное слово педагога:

Раньше счёта и письма,

Рисованья, чтенья,

Всем ребятам нужно знать

Правила движения!

- Сегодня у нас будет интересное мероприятие. Речь пойдет о Правилах дорожного движения. Хоть многие из вас знают, что изучать Правила надо, но где и как применять их знают не все. А, ведь в нашем современном мире, при огромном скоплении транспортных средств, это просто необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспортных средств.

Также на нашем познавательном уроке познакомимся с правилами поведения на улице и дорогах, рассмотрим и постараемся запомнить дорожные знаки и сигналы светофора. В завершении урока вы поучаствуете в викторине, чтобы правильно ответить на ее вопросы, постарайтесь быть внимательными на протяжении всего мероприятия.

Итак, приступим к изучению азбуке безопасности поведения на дорогах во дворе и просто на улице.

А кто-то из вас знаком с историей появления первых правил дорожного движения?

Оказывается, это было давным-давно, а расскажут нам об этом герои мультфильма «Дозорные дорог».

 

Просмотр мультфильма «Дозорные дорог»

После просмотра учащиеся обсуждают, какую новую информацию они получили о ПДД.


 

Учащиеся рассказывают стихи о ПДД

(индивидуальные задания, подготовленные учащимися)

 

I ученик

Едет дядя на охоту -

Едет в Ниве – «Русский Джип».

Вдруг за голову схватился,

Позабыл  ружье – вот влип!

Указатель только прямо,

Повернуть назад нельзя,

Говорила дяде тетя,

Что торопится он зря.
 

II ученик

Тормозит водитель. Стоп!

Знак запрета видит он.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не въехал он впросак.

Должен знак он соблюдать,

«Под кирпич» не заезжать.
 

III ученик

Девчонки и мальчишки,

Все, все - нет исключения,

Изучают правила Дорожного движения!

 

IV ученик

Лыжи, санки и коньки

Украсят зимние деньки.

Но кататься, развлекаться, Нужно в месте безопасном.

V ученик

Этот знак, похож на мяч

Призван движение запрещать.

Не успеешь ты на матч,

Если запреты нарушать.

 

Работа в парах

Педагог предлагает учащимся, работая в парах поставить в предложения правильные слова.

По дорогам надо ходить по (левой - правой) стороне.

У транспортного средства – (мостовая, тротуар), у пешеходов – (мостовая, тротуар).

Чтобы перейти улицу мы сначала смотрим - (налево, направо), а затем смотрим - (налево, направо).

Развлекаться разрешается только (во дворе, на мостовой).

Пешеходам необходимо переходить дорогу, когда загорается (красный, жёлтый, зелёный) сигнал светофора.

 

Педагог: - Мы познакомились с некоторыми правилами поведения на дорогах, а сейчас узнаем о помощниках на проезжей части. Для этого постарайтесь отгадать загадки:

 

Свет зелёный — едем, можно!

Приготовься, осторожно

Жёлтый. Красный свет - стоим.

Так вот коротко и просто.

Ведет с машиной разговор

На дороге …(светофор).

 


 

Ой, смотрите, кто такой

Всем велит: «Иди - постой!»?

И сигналит: «Путь опасный!»

Стойте ждите, я ведь …? (Красный)

 

Глазом этим он мигает.

Строго всех предупреждает:

Чтобы был удачным путь.

Повнимательнее будь!

Что за цвет? Конечно …(Желтый)

 

Если этот круг мигнул,

Значит разрешил идти.

Обожди, шофёр, немножко,

Посмотри в своё окошко. (Зеленый).

 

Педагог: - А сейчас проговорите в парах: кто же такой, этот помощник на дороге для безопасного движения? (светофор и его сигналы).

Первый светофор появился около 200 лет назад. Он, конечно, очень сильно отличался от тех светофоров, которые мы видим в современное время. Раньше светофор управлялся вручную, и состоял из двух семафорных стрелок и газового фонаря, которые крепились на шестиметровый столб.

Первый светофор был изобретен Джоном Найтом – специалист, в сфере железнодорожных семафоров. Когда стрелка показывала горизонтальное положение – это «стоп», а если стрелка опускалась ниже – «приготовься к движению». В ночное время суток вместо стрелок регулировщиком движения служил газовый фонарь, на котором по очереди включали то красный, то зеленый цвет.

В России первый светофор был установлен в Москве в 1930 году. Он напоминал настенные часы с разделенным циферблатом на четыре части: зеленый, красный и два желтых. А стрелка ходила по кругу, подобно часовой, и показывала определенный сигнал.

 

Игра на внимание «Светофор»

Педагог: - Проверим наше внимание. Поиграем в игру. Я буду показывать разные сигналы светофора. Если красный сигнал, то вы стоите на месте, если желтый сигнал, то начинаете хлопать в ладоши, а если покажу зеленый сигнал, то вы ходите на месте.

Итак, начинаю!

Педагог поднимает перед собой карточки с разными цветами сигналов светофора в хаотичном порядке.

Рефлексия по предложенной игре на внимание: педагог выясняет, кто из учащихся не совсем запомнил сигналы светофора.

 

Знакомство с дорожными знаками

Педагог: - Не только светофор и его сигналы относятся к помощникам при регулировании движения на дорогах, еще сюда входят дорожные знаки. Со многими из них вы уже познакомились, а другие увидите сейчас. У каждого дорожного знака имеется свое предназначение. Постарайтесь их запомнить.

Появляются учащиеся с табличками дорожных знаков. Показывают знаки и зачитывают стихи. Остальные учащиеся внимательно слушают.

 

В елосипедная дорожка

Обгоняй Кирилл Антошку.

Вам никто мешать не будет

этот знак все дети любят.

 


 

П ешеходный переход

Через дорогу проведет

Стой, водитель,  пропусти,

Пешехода на пути.

 

К остановке подхожу

И автобус подожду.

Я устал пешком шагать,

Хочу  я пассажиром стать.

 

Это самый важный знак,

Он висит не просто так.

Будь внимательней, водитель!

Садик, школьный двор и дети.

 

Вот так подарок в день рожденья

Скоростной велосипед

Но мне сразу объяснили

Ездить там, где знака нет. (Означающий запрет).

 

Педагог: - А теперь попробуем повторить в парах дорожные знаки, о которых говорили выступающие учащиеся.

 

Интерактивная викторина «Познавательные вопросы»

 

Педагог: - Проверим знания, полученные в ходе нашего интересного урока. А сделаем мы это, играя в интерактивную викторину «Познавательные вопросы». На каждый стол я передала карточки с изображением ПДД и с номерами ответов (Приложение 1).

Посмотрев вопрос, обведите правильный номер ответа.

Учащиеся выполняют задания предложенной викторины.

Для подведения итогов педагог с учащимися сравнивают свои ответы с ответами на экране (Самопроверка). Идет обсуждение: кто, где ошибся, и кому из учащихся необходимо немного поработать над правилами дорожного движения.

Педагог: - Дети, мы с вами сегодня хорошо поработали и справились с большинством вопросов викторины. Теперь вы знаете, чтобы не встретиться лицом к лицу с опасностями на дорогах, необходимо учить и сигналы светофора, и правила безопасного движения. Я уверена, что после нашего занятия вы подружились с ПДД и дорожными знаками, впредь дорога для вас станет с этими знаниями безопасной.

В завершении внеклассного мероприятия педагог предлагает учащимся дома нарисовать рисунок по правилам дорожного движения, либо сделать поделку по ПДД. А также всем учащимся педагог раздает кроссворд по теме дорожного движения Приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задач. Ведь помочь себе в трудной ситуации может тот учащийся, который вовремя получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать и обходить стороной. И в этом ему может и должен помочь педагог.

В связи с высоким травматизмом детей в дорожно-транспортных происшествиях необходимы эффективные меры по сохранению их жизни и здоровья, то есть образование как форма профилактики должно быть единой системой. Только так можно решить главную проблему предотвращения безопасного поведения в дорожном передвижении, а именно обучение детей правильному поведению и ориентации на дорогах, а также сознательному отношению к выполнению правил дорожного движения.

Таким образом, внеклассное мероприятие «Дорожная азбука Светофорика», проводится, прежде всего, с целью ознакомления учащимися теоретических знаний, а также для того, чтобы формировать у них прочные практические умения и способности неопасного передвижения по улицам и на дорогах.

При подготовке внеклассных мероприятий педагогом учитывается тема, доступная возрасту учащихся, и подбор наглядного предметного материала.

 


 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Климова, Г. Н., Особенности обеспечения безопасности дорожного движения для участников движения детского возраста / Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Г.А. Денисов [и другие]// Воронежский научно-технический вестник. - 2018. - № 2 (24). - Т. 2. - С. 113–119.

  2. Темняков, Д. А. Особенности организации педагогического процесса по пропаганде безопасности дорожного движения / Д.А. Темняков // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». - 2020. - № 3. - С. 29–33.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

К арточки для интерактивной игры «Познавательные вопросы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

КРОССВОРД ПО ПДД
 


 


Вопросы:

  1. Человек, который идет пешком

  2. Вид транспортного средства

  3. Двухколесное средство передвижения

  4. Вид транспорта на колесах

  5. Место, предназначенное для посадки и высадки из маршрутного транспорта

  6. Место для передвижения пешеходов

  7. Устройство, которое регулирует движение

Ответы:

  1. Пешеход

  2. Трамвай

  3. Велосипед

  4. Автобус

  5. Остановка

  6. Тротуар

  7. Светофор


Полный текст материала Сценарий внеклассного мероприятия "Дорожная азбука Светофорика"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Французова Татьяна Владимировна  Публикатор
30.11.2021 0 3477 245

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК