Статья "Через игру к познанию ПДД. По дороге со Смешариками"


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВОСПИТАТЕЛЬСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:

«ЧЕРЕЗ ИГРУ – К ПОЗНАНИЮ ПДД. ПО ДОРОГЕ СО СМЕШАРИКАМИ» 


В своей работе с детьми я ставлю задачу совместно с коллегами и родителями доступно разъяснять сложные Правила дорожного движения, доносить до детей их смысл, опасность несоблюдения правил, выбирать такие формы и методы работы, чтобы дети положительно относились к правилам дорожного движения.

Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.

При обучении детей безопасному участию в дорожном движении важно учитывать психофизиологические особенности школьников:

- непостоянство и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность правильно оценить обстановку;

- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

- потребность в движении преобладает над осторожностью;

-специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;

- отсутствие способности отделить важные факторы от менее важных.

Значимыми являются и такие факторы, как:

-недостаток знаний об источниках опасности;

-переоценка своих возможностей;

-стремление подражать взрослым;

-влияние окружающей среды на состояние ребёнка (самочувствие, настроение).

Дети школьного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние.

Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде.

Основными принципами, которые легли в основу занятий, стали:

1. Принцип личностно - ориентированного подхода.

В процессе обучения и воспитания учитываются индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка.

2. Принцип систематичности и последовательности.

Систематически формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, последовательно обогащать знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни. Данный принцип предполагает развитие у детей школьного возраста самостоятельности и сознательного выбора.

3. Принцип доступности.

Опираясь на него учитывать возрастные психофизиологические особенности и индивидуальные различия детей, их интересы, уровень воспитанности, а также небольшой жизненный опыт, тщательно продумывать задачи, содержание, формы и методы работы с дошкольниками.

4. Принцип целостности.

В полной мере реализовывать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно повторять, и закреплять полученные знания.  Процесс обучения согласовывать с педагогами: музыкальным руководителем, по физической культуре, педагогами дополнительного образования. Обучение Правилам дорожного движения и осознанному поведению на дорогах охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал их в играх и в повседневной жизни за пределами школы.

5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.

Данный принцип является важнейшим социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями.

Все данные положения принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.

Главная цель данной работы – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у школьников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.

Она реализуется путём решения нескольких задач:

-развитие психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, наблюдательности) у детей;

- усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

- повышение ответственности родителей за обучение ребенка безопасному поведению на дороге.

Наблюдения показывают, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путём обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Для того, чтобы действовать в соответствии с целью, мероприятия по обучению детей школьного возраста правилам безопасного поведения необходимо планировать сообразно способностям ребёнка.

При обучении учитывать такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.

Считается возможным предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.

Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде, чем решать проблемы предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, педагогам и родителям необходимо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.

До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, можно предложить набор психологических тестов, с помощью которых оценить уровень развития навыков пешехода у ребенка.

В данном диагностическом материале используется методику Семаго Н. и Семаго М. «Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения», а также тесты, разработанные отечественными и зарубежными авторами, опубликованные в книге А.А.Пинта «Психология водителя. Искусство выжить на дороге».

Цель данной диагностики – определить индивидуальные уровни развития у ребенка психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (сюда входят такие качества, как острота зрения, внимание, память, чувство времени и скорости, наблюдательность).

Поэтому я разработала программу «Через игру - к познанию».

Она состоит из 12 занятий, включающих игры, задания, упражнения /из рекомендаций Тихомировой Л.Ф. «Познавательные способности. Дети 5 - 6 лет», Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет», Ануфриева А.Ф., КостроминойС.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей» /. /Приложение 3/

Школьники достаточно импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях.

Структура занятий:

1.Ритуал приветствия

2.Разминка (упражнение или игра для включения детей в работу).

3. Основная часть занятия (упражнения, игры, направленные на решение   основной задачи занятия).

4.Рефлексия занятия.

5.Ритуал прощания.

Условия проведения занятий:

  1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка.

  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые игры, упражнения и задания учитывают возможности детей данного возраста.

  1. Преемственность

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

  1. Использование различных видов деятельности.

Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная, начальные формы учебной деятельности, общение.

  1. Сочетание статичного и динамического положения детей.

Упражнения и игры статичного характера перемежаются с подвижными играми.

  1. Наглядность.

Активное использование предметной среды.

  1. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребёнке родителям, воспитателям; недопустимость медицинского диагноза; акцент на рекомендациях.

Необходимо уделять большое внимание работе с семьей воспитанников.

Систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи могут создавать положительные или отрицательные привычки в модели поведения на дороге.

Родители могут дать не только навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Научить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, где ситуации быстро меняются.

В совместной работе по данной теме необходимо использовать различные формы взаимодействия с семьёй:

-индивидуальный диалог с отдельными родителями;

-приобщение к чтению популярной литературы о воспитании и развитии   школьников;

-знакомство с публикациями из центральной или местной прессы;

-приглашение родителей на дискуссионные встречи;

- занятия в клубе «Мамина школа».

-разработка памяток для родителей и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;

-участие в родительских собраниях;

-подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.

В индивидуальных беседах с членами семьи объяснять особенности психофизического развития детей, давать рекомендации по совершенствованию психических процессов детей.

Анализируя анкеты родителей, я сделала вывод, что многие родители недостаточно внимания уделяют обучению детей, находясь в стенах дома. Наиболее свободным временем для личностного общения родители считают время дороги. Учитывая это, можно предложить взрослым ряд заданий и игр на развитие памяти, восприятия, внимания, которые   будут уместны на улице.

Можно сделать вывод, что через развитие у ребёнка психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки, мы можем оказывать влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.





Слайд 1
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в коррекционных образовательных учреждениях  Изучаем ПДД через игры.  Из опыта работы.  Педагог-воспитатель Юрочкина Ольга Анатольевна ГБОУ №34 Санкт -Петербург  24 МАЯ 2022 ГОДА
Слайд 2
Изучение правил - составная часть образовательновоспитательного процесса  Основными принципами, которые легли в основу занятий, стали:  1. Принцип личностно - ориентированного подхода.   2. Принцип систематичности и последовательности.   3. Принцип доступности.  4. Принцип целостности.  5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.
Слайд 3
Принципы обучения и воспитания – стержневая основа моей педагогической технологии       Главная цель данной работы – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у школьников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее. Она реализуется путём решения нескольких задач: -развитие психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, наблюдательности) у детей; - усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; - повышение ответственности родителей за обучение ребенка безопасному поведению на дороге
Слайд 4
Диагностика по выявлению осведомленности и уровня сформированности практических навыков по ПДД     Считается возможным предупредить ряд дорожнотранспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки. Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде, чем решать проблемы предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, педагогам и родителям необходимо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка. До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, можно предложить набор психологических тестов, с помощью которых оценить уровень развития навыков пешехода у ребенка. В данном диагностическом материале используется методику Семаго Н. и Семаго М. «Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения», а также тесты, разработанные отечественными и
Слайд 5
Воспитательская разработка «Изучаем ПДД через игру»       Задания не только на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, развития мелкой моторики рук, элементы дыхательной и координационной гимнастики. С каждым занятием задания постепенно усложняются, увеличивается объем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий. Основная тематика занятий программы «Через игру к познанию» направлена на развитие психофизиологических способностей школьников: восприятие, памяти, внимания, мышления, речи, воображения и наблюдательности, социальной адаптации ; на формирование у детей адекватного восприятия окружающей среды (в том числе и дорожно-транспортной). Для достижения данной цели и закрепления знаний детей о Правилах дорожного движения, в каждом занятии я использую игровые задания и упражнения, такие как: «Светофор», «Дорисуй дорожный знак », «Скажи, чего здесь не хватает?», «Что здесь лишнее?» и др.
Слайд 6
Структура занятий  1.Ритуал приветствия  2.Разминка (упражнение или игра для включения детей в работу).  3. Основная часть занятия (упражнения, игры, направленные на решение основной задачи занятия).  4.Рефлексия занятия.  5.Ритуал прощания.
Слайд 7
Условия проведения занятий               Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка. Возрастное соответствие. Предлагаемые игры, упражнения и задания учитывают возможности детей данного возраста. Преемственность Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития». Использование различных видов деятельности. Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная, начальные формы учебной деятельности, общение. Сочетание статичного и динамического положения детей. Упражнения и игры статичного характера перемежаются с подвижными играми. Наглядность. Активное использование предметной среды. Конфиденциальность. Адресность информации о ребёнке родителям, воспитателям; недопустимость медицинского диагноза; акцент на рекомендациях
Слайд 8
Формы взаимодействия с семьей:         -индивидуальный диалог с отдельными родителями; -приобщение к чтению популярной литературы о воспитании и развитии школьников; -знакомство с публикациями из центральной или местной прессы; -приглашение родителей на дискуссионные встречи; - занятия в клубе «Мамина школа». -разработка памяток для родителей и рекомендаций по обучению и воспитанию детей; -участие в родительских собраниях; -подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.
Слайд 9
Слайд 10
«Правила дорожныевсем соблюдать положено»
Слайд 11
Путешествие на карнавал в страну Дорожных знако Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить вам не мешало. Но основное из правил движенья Знать как таблицу должны умножения! Если хочешь живым и здоровым остаться, На мостовой не играть, не кататься!
Слайд 12
Эстафета «Дисциплинированные пешеходы» Пешеход, пешеход, Помни ты про переход! Глубокий подземный, Как зебра, наземный. Знай, что только переход От машин тебя спасет! С т о л
Слайд 13
Занимательные светофоринки - музей интересностей ПДД У полоски перехода На обочине дороги, Зверь трёхглазый, одноногий, Неизвестной нам породы, Разноцветными глазами Разговаривает с нами. КРАСНЫЙ глаз Глядит на нас. – СТОП! – Гласит его приказ. ЖЁЛТЫЙ глаз Глядит на нас: – ОСТОРОЖНО! А ЗЕЛЁНЫЙ глаз – Для нас: – МОЖНО! Так ведёт свой разговор Молчаливый СВЕТОФОР.
Слайд 14
Дорогу так перехожу....
Слайд 15
Дорогу так перехожу: Сначала влево погляжу И, если нет машины, Иду до середины. Потом смотрю внимательно Направо обязательно И, если нет движения, Шагаю без сомнения
Слайд 16
Викторина : Правила-твои друзья! Забывать друзей нельзя !
Слайд 17
Контрольная работа в школе светофорных наук (викторина) Это строгий Светофор. Вид он грозный Напускает, Ехать Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей, Шофер! Красный глаз: Глядит в упор — дальше Не пускает. Обождал шофер Немножко, Снова выглянул В окошко. Светофор На этот раз Показал Зеленый глаз, Подмигнул И говорит: “Ехать можно, Путь открыт!”
Слайд 18
Иллюстративный каталог плакатов «Дорожная безопасность»
Слайд 19
Цикл эстафет « Безопасные колеса и колесики» Стоп , машина! Стоп , мотор !
Слайд 20
Модель поведения родителей на дороге
Слайд 21
Вопросы инспектора Мигалочкина (викторина по ПДД ) . Он главный на дороге. Он важный, как директор. И смотри взглядом строгим На всех автоинспектор. Чтоб правила движения Шоферы соблюдали, Стоит он днем и ночью У края магистрали. Машины непослушные Он в ровный ряд построит, И знают нарушители, Что спорить с ним не стоит . А если вдруг по рации Получит сообщение, То сразу за бандитами Помчит без промедления. И их, рискуя жизнью, Он задержать поможет. В обязанность инспектора Погоня входит тоже. Ремнём не пристегнулись? А он уже на страже: Выпишет квитанцию И штраф возьмёт сейчас же. Ошибки не допустит Ни разу в протоколе. Хочешь так работать? Учись получше в школе.
Слайд 22
Схема безопасного маршрута движения домой
Слайд 23
Слайд 24
Оформление уголка безопасности
Слайд 25
Отгадайте, кто идет? Ну конечно, пешеход! Пешеходом станет каждый, Кто пешком пойдет в поход. Пешеходная дорожка От машин его спасет, Ведь ходить по той дорожке Может только пешеход! Я иду по тротуару, Здесь машинам нет пути! Ну а знаки мне расскажут, Где дорогу перейти.
Слайд 26
Юрочкина Ольга Анатольевна 34 школа Спасибо за внимание

Полный текст материала Статья "Через игру к познанию ПДД. По дороге со Смешариками" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юрочкина Ольга Анатольевна  Публикатор
14.06.2022 0 1085 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК