МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВОСПИТАТЕЛЬСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:
«ЧЕРЕЗ ИГРУ – К
ПОЗНАНИЮ ПДД. ПО ДОРОГЕ СО СМЕШАРИКАМИ»
В своей работе с детьми я
ставлю задачу совместно с коллегами и
родителями доступно разъяснять сложные
Правила дорожного движения, доносить
до детей их смысл, опасность несоблюдения
правил, выбирать такие формы и методы
работы, чтобы дети положительно относились
к правилам дорожного движения.
Среди всех участников
дорожного движения: водителей, пешеходов,
пассажиров – самым подвижным и
непредсказуемым участником дорожного
движения является ребенок.
При обучении детей безопасному
участию в дорожном движении важно
учитывать психофизиологические
особенности школьников:
- непостоянство и быстрое истощение
нервной системы;
- неспособность правильно
оценить обстановку;
- быстрое образование условных рефлексов
и быстрое их исчезновение;
- процессы раздражения и возбуждения
сильнее процессов торможения;
- потребность в
движении преобладает над осторожностью;
-специфичность восприятия
дорожной ситуации и реакции на
приближающийся автомобиль;
- отсутствие способности отделить важные
факторы от менее важных.
Значимыми являются и такие факторы,
как:
-недостаток знаний об источниках
опасности;
-переоценка своих возможностей;
-стремление подражать
взрослым;
-влияние окружающей среды на состояние
ребёнка (самочувствие, настроение).
Дети школьного возраста
часто забывают или вовсе не знают, не
разбираются в дорожных знаках, правилах
дорожного движения, разметке дорог, в
возможностях транспортных средств. Они
не обладают способностями взрослых
и детей младшего школьного возраста
оценивать скорость и расстояние.
Изучение Правил стало
составной частью образовательно-воспитательного
процесса, направленного на формирование
умений и навыков бережного отношения
к своей жизни на дорогах города,
осознанного безопасного поведения в
транспортной среде.
Основными принципами,
которые легли в основу занятий, стали:
1. Принцип личностно - ориентированного
подхода.
В процессе обучения и
воспитания учитываются индивидуальные
особенности характера, темперамента,
работоспособности, уровень развития
психических процессов, а также способности
и потребности каждого ребенка.
2. Принцип систематичности и
последовательности.
Систематически формировать
у детей навыки безопасного поведения
на дорогах, последовательно обогащать
знаниями и умениями осознанного
применения их на практике, в реальной
жизни. Данный принцип предполагает
развитие у детей школьного возраста
самостоятельности и сознательного
выбора.
3. Принцип доступности.
Опираясь на него учитывать
возрастные психофизиологические особенности
и индивидуальные различия детей, их
интересы, уровень воспитанности, а также
небольшой жизненный опыт, тщательно
продумывать задачи, содержание, формы
и методы работы с дошкольниками.
4. Принцип целостности.
В полной мере реализовывать
требования вышеперечисленных принципов,
педагогически целесообразно и эффективно
повторять, и закреплять полученные
знания. Процесс обучения согласовывать
с педагогами: музыкальным руководителем,
по физической культуре, педагогами
дополнительного образования. Обучение
Правилам дорожного движения и
осознанному поведению на
дорогах охватывает все виды детской
деятельности с тем, чтобы полученные
теоретические знания ребенок пропускал
через продуктивную деятельность, затем
реализовывал их в играх и в повседневной
жизни за пределами школы.
5. Принцип единства семейного
и общественного воспитания.
Данный принцип является
важнейшим социально-педагогическим
условием, оказывает самое положительное
влияние на формирующуюся личность
ребёнка. Поэтому необходимо работать
в тесном сотрудничестве с родителями.
Все данные положения
принципов обучения и воспитания
являются стержневой
основой моей педагогической
технологии.
Главная цель данной
работы – предупреждение дорожно-транспортного
травматизма через формирование у
школьников умения видеть и осознавать
реальную опасность на дороге и возможности
избежать ее.
Она реализуется путём
решения нескольких задач:
-развитие психофизиологических
способностей восприятия дорожной
обстановки (внимания, памяти,
наблюдательности) у детей;
- усвоение школьниками
первоначальных знаний о правилах
безопасного поведения на улице;
- повышение ответственности родителей
за обучение ребенка безопасному поведению
на дороге.
Наблюдения показывают, что
невозможно приспособить поведение
детей к условиям дорожного движения
только путём обучения, к ним нужен особый
подход при сообщении знаний о правилах
безопасного поведения на дороге.
Для того, чтобы действовать
в соответствии с целью, мероприятия по
обучению детей школьного возраста
правилам безопасного поведения необходимо
планировать сообразно способностям
ребёнка.
При обучении учитывать
такие факторы, как возраст и индивидуальные
способности. Некоторые особенности
являются характерными для определённого
возраста, а некоторые обусловлены
индивидуальным темпераментом ребёнка,
его способностями, потребностями и
другими свойствами личности.
Считается возможным
предупредить ряд дорожно-транспортных
происшествий через оценку уровня
развития и коррекцию у детей психофизических
способностей восприятия дорожной
обстановки.
Каждый ребенок уникален и
непредсказуем. Прежде, чем решать
проблемы предупреждения детского
травматизма и обучать ребенка безопасному
поведению на
дороге, педагогам и родителям необходимо
хорошо усвоить возрастные и
психофизиологические особенности
характера своего ребенка.
До того, как начать работу
по обучению детей безопасному поведению
на дороге, можно предложить набор
психологических тестов, с помощью
которых оценить уровень развития
навыков пешехода у ребенка.
В данном диагностическом
материале используется
методику Семаго Н. и Семаго М.
«Психологическая оценка готовности к
началу школьного обучения», а также
тесты, разработанные отечественными и
зарубежными авторами, опубликованные
в книге А.А.Пинта «Психология водителя.
Искусство выжить на дороге».
Цель данной диагностики –
определить индивидуальные уровни
развития у ребенка психофизиологических
способностей восприятия дорожной
обстановки (сюда входят такие качества,
как острота зрения, внимание, память,
чувство времени и скорости, наблюдательность).
Поэтому я разработала программу
«Через игру - к познанию».
Она состоит из 12 занятий,
включающих игры, задания, упражнения /из
рекомендаций Тихомировой Л.Ф.
«Познавательные способности. Дети 5 - 6
лет», Коноваленко С.В. «Развитие
познавательной деятельности у детей
от 6 до 9 лет», Ануфриева А.Ф., КостроминойС.Н.
«Как преодолеть трудности в обучении
детей» /. /Приложение 3/
Школьники достаточно
импульсивны, внимание их быстро
переключается и рассеивается. Поэтому
многим детям требуется индивидуальная
работа над выработкой стиля поведения
в дорожных ситуациях.
Структура занятий:
1.Ритуал приветствия
2.Разминка (упражнение или
игра для включения детей в работу).
3. Основная часть занятия (упражнения,
игры, направленные на решение
основной задачи занятия).
4.Рефлексия занятия.
5.Ритуал прощания.
Условия проведения занятий:
Безопасность.
Создание атмосферы
доброжелательности, принятия каждого
ребёнка.
Возрастное соответствие.
Предлагаемые игры, упражнения и задания
учитывают возможности детей данного
возраста.
Преемственность
Каждый следующий этап
базируется на уже сформированных навыках
и, в свою очередь, формирует «зону
ближайшего развития».
Использование различных видов
деятельности.
Задачи развития психических функций
достигаются через использование видов
деятельности, свойственных данному
возрасту: игровая, продуктивная, начальные
формы учебной деятельности, общение.
Сочетание статичного и
динамического положения детей.
Упражнения и игры статичного характера
перемежаются с подвижными играми.
Наглядность.
Активное использование предметной
среды.
Конфиденциальность.
Адресность информации о
ребёнке родителям, воспитателям;
недопустимость медицинского диагноза;
акцент на рекомендациях.
Необходимо уделять большое внимание
работе с семьей воспитанников.
Систематическая, повседневная
тренировка в движении, с постоянным
личным примером всех членов семьи могут
создавать положительные или отрицательные
привычки в модели поведения на дороге.
Родители могут дать не
только навыки полезной деятельности в
предстоящей жизни, но и навыки, как эту
жизнь сохранить. Научить, как остаться
живым и здоровым в окружающей человека
внешней среде, в том числе и в
дорожно-транспортной среде, очень
динамичной, где ситуации быстро меняются.
В совместной работе по
данной теме необходимо использовать
различные формы взаимодействия
с семьёй:
-индивидуальный диалог с отдельными
родителями;
-приобщение к чтению
популярной литературы о воспитании и
развитии школьников;
-знакомство с публикациями из центральной
или местной прессы;
-приглашение родителей на дискуссионные
встречи;
- занятия в клубе «Мамина школа».
-разработка памяток для
родителей и рекомендаций по обучению
и воспитанию детей;
-участие в родительских собраниях;
-подготовка игрового материала, упражнений
для занятий с детьми в домашних условиях.
В индивидуальных беседах
с членами семьи объяснять особенности
психофизического развития детей, давать
рекомендации по совершенствованию
психических процессов детей.
Анализируя анкеты родителей,
я сделала вывод, что многие родители
недостаточно внимания уделяют обучению
детей, находясь в стенах дома. Наиболее
свободным временем для личностного
общения родители считают время дороги.
Учитывая это, можно предложить взрослым
ряд заданий и игр на развитие памяти,
восприятия, внимания, которые
будут уместны на улице.
Можно сделать вывод, что
через развитие у ребёнка психофизиологических
способностей восприятия дорожной
обстановки, мы можем оказывать влияние
на снижение детского дорожно-транспортного
травматизма.