Статья "Интеграция общего и дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию в условиях ФГОС"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 15
г.о.Орехово-Зуево Московская область
Выступление на педагогическом совете
Интеграция общего и дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию в условиях ФГОС
Выступил: М.С.Учеватова,
учитель русского языка
и литературы
(слайд 2) Истинный показатель цивилизации —
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.
Р. Эмерсон
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.
В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы школа начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Это означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
(слайд 3) Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат.
Но первоначально надо дать точное понятие слова «интеграция».
ИНТЕГРАЦИЯ(лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый),
сторона процесса развития,связанная с объединением в целое ранее разнородных
частей и элементов (слайд 4).
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
(слайд 5) Интеграция общего и дополнительного образования становится важным условием для воспитания духовно-нравственной личности.
Активная интеграция общего и дополнительного образования способна обогатить содержание и формы жизни и деятельности учащихся.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.
(слайд 6) В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо, прежде всего, разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное — духовным. Духовно-нравственное воспитание — одно из важнейших условий всестороннего развития человека. Оно призвано научить его видеть нравственный аспект в любом виде деятельности, любых жизненных отношениях. Прогрессивное развитие общества и мирового сообщества в целом, невозможно без нравственного воспитания человека.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Соответственно этому и определяются (слайд 7) базовые национальные ценности:
-
Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
-
Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
-
Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-
Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
-
Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-
Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-
Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
При интеграции общего и дополнительного образования выделяются основные формы деятельности(слайд 8-13):
-
Учебная деятельность по предметам
-
Система классных часов, нетрадиционных уроков.
-
Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.
-
Работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии.
-
Концерты, классные праздники
-
Проведение традиционных русских народных праздников.
-
Система мероприятий библиотеки
-
Традиционные общешкольные и классные коллективно-творческие дела.
-
Участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках
-
Организация родительского всеобуча.
-
Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий.
-
Участие в акциях
-
Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми
-
Уроки этикета.
-
Спортивные соревнования.
-
Игры: ролевые, русские народные и другие.
В любой работе должна быть системность и планирование. В связи с этим я выработала для себя своеобразный (слайд 14) «Методический конструктор», который представляет собой план работы по духовно-нравственному воспитанию. Не зависимо от того, есть ли в данный момент классное руководство или нет, данный конструктор может быть использован в работе как во время подготовки и проведения уроков, так и во внеурочное время с учащимися разных возрастных групп. В предлагаемом мною конструкторе разработаны направления духовно-нравственного развития и воспитания, представлены виды деятельности, формы работы с учащимися, намечены уровни воспитательных результатов. Эта методическая разработка поможет системно выстроить работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и нацелена на дальнейший результат – а именно, воспитание гражданина.
Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по «Методическому конструктору» (слайд 15).
Первое направлению – воспитание гражданственности, патриотизма – включает в себя и получение первоначальных представлений о Конституции РФ, и ознакомление с героическими страницами России, знакомство с людьми, которые являются примером гражданского служения. По этому направлению во вверенном мне классе был проведен ряд мероприятий: классные часы, беседы с родителями, просмотры документальных фильмов военно-патриотического воспитание, создание видеороликов об исторических событиях. Это направление я не случайно ставлю на первое место, так как считаю, что воспитание Личности с твердой гражданской позицией – главная задача Учителя.
Не меньшее значение в духовно-нравственном воспитании имеет (слайд 16) формирование нравственных ценностей: взаимоотношения в семье, дружеские отношения в коллективе, нормы нравственного поведения в обществе. Открытые родительские собрания, беседы о милосердии, участие в благотворительных акциях, классные часы и беседы – все эти мероприятия способствуют выработать правильное направление в воспитании школьников.
Очень важно, чтобы дети росли способными не только потреблять продукты чужого труда, но чтобы и сами проявляли трудолюбие и творческое отношение к труду. Совместный труд всегда сплачивает коллектив. Поэтому считаю, что экскурсии на производственные предприятия, беседы о профессиях (слайд 17), сюжетно-ролевые игры помогают ученикам приобретать начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.
Одним из ведущих направлений является формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни (слайд 18). В этом направлении работа направлена на освещение различных сфер жизни: это и здоровое питание, и отказ от вредных привычек, и соблюдение правил дорожного движения. Тематические классные часы, беседы, диспуты, просмотры видеофильмов и создание презентаций, проведение родительских собраний, совместных праздников – вот лишь некоторые формы реализации данного направления.
Я считаю, что интеграция общего и дополнительного образования позволяет (слайд 19):
-
обогатить содержание и формы учебной деятельности;
-
сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
-
предоставить выбор индивидуального маршрута;
-
создать условия для достижения обучающимися успеха;
-
решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение и в развитии детской одаренности. ( По данному направлению я представляла опыт в прошлом учебном году на Муниципальном Фестивале педагогических идей «Шаг к успеху»).
Мною была разработана своеобразная модель интеграции образования (слайд 20).
В заключении мне хотелось бы отметить, что школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Как отмечал В.А.Сухомлинский(слайд 21): «Я усматриваю очень важную воспитательную задачу в том, чтобы привести каждого ребенка к неисчерпаемым источникам мысли, к которым бы он, став подростком, юношей, зрелым человеком, отцом детей возвращался бы потом всю жизнь. Этими источниками я считаю природу, труд, моральную красоту человеческого поведения, книгу и творчество».
(слайд 22) Спасибо за внимание!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна
→ маргаритка3898 13.01.2019 0 2538 410 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы