Статья «Деятельностный подход в обучении. Использование технологии критического мышления в системно-деятельностном подходе»



 

 

МОУ гимназия № 15


 


 


 

 

М.С.Учеватова, учитель русского языка и литературы

Выступление по теме «Деятельностный подход в обучении. Использование технологии критического мышления в системно-деятельностном подходе»


 

 

 

Деятельностный подход в обучении

Деятельностный подход в обучении строится на следующих принципах: (Чему учить?)

  • Предметом усвоения являются  ОБЩИЕ способы  действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.

  • Обучение на уроке должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован  в «чистом виде».

  • Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.

Деятельностный   подход   на  уроке осуществляется через: (Как учить?)

  • Моделирование и анализ жизненных ситуаций;

  • Использование активных и интерактивных методик;

  • Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

  • Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

При использовании такого подхода к обучению (Ради чего учить?)

Учащиеся:

  • осваивают работу с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

  • учатся критически осмысливать  информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

  • учатся решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

Деятельностный подход обучения информационным технологиям, смещает акценты в образовании на индивидуальную активную деятельность, моделирует процессы общения, познания и творчества, характерные для научного сообщества.

Системно - деятельностный подход предполагает использование в учебном процессе такие универсальные учебные действия как информационно-коммуникационные технологии, тренинги, технологию критического мышления, проектная деятельность и в частности телекоммуникационные проекты, игровые технологии.

 

          Психологическая основа урока также базируется на концепции системно-деятельностного подхода     

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:

  • учет интересов учащихся;

  • учение через обучение мысли и действию;

  • познание и знание - следствие преодоления трудностей;

  • свободная творческая работа и сотрудничество.

Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а самообучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову).

Одним из способов реализации деятельностного подхода является использование технологии критического мышления –технология организации учебного процесса, применимая к любой программе и к любому предмету. Технология рассчитана на творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиски ее решения.


 

МАСТЕР – КЛАСС


 

  1. Открытие. Просмотр видеоролика, чтение авторского стихотворения «Настройтесь, люди, на весну!».

Весна капелью пробуждает 
Природу, душу ото сна, 
И струны-лучики пускает, 
Чтоб радостью звенеть сполна. 


И хоть за окнами морозы, 
И снег еще лежит в лесу, 
Но все яснее наши грезы… 
Настройтесь, люди, на Весну! 


Проверьте тонкие аккорды 
Едва взволнованной души, 
По нотам проиграйте форте: 
«Весной и счастьем ты дыши!»

  
Весна! Она всегда желанна, 
С цветами, с росчерком небес… 
Одна Весна лишь только знает, 
Как подарить нам мир чудес, 


Когда от первой звонкой трели 
Рождается ответный стих; 
Когда стучат – стучат капели, 
Наш мир задумчив так и тих… 


Ловите милые моменты, 
Когда Весна легко парит, 
Когда с природою тихонько 
Душа, волнуясь, говорит. 


 

Напишите на листке слова, которые ассоциируются у вас со словом «ВЕСНА». Слов, какой части речи больше всего у вас возникло при составлении ассоциативного ряда.


 

  1. П обуждение. Актуализация имеющихся знаний. Прием «Фишбоун».


 

  1. Реализация. Постановка новых вопросов. Составление кластера (алгоритма) «Собственные имена существительные». В тексте подчеркнуть собственные имена существительные, распределить их по группам.


 

Скворцы

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы. Эти милые, веселые, общительные птицы — первые пере­летные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ: с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным или Чер­ным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плот­ные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охот­ников. Право, нет сердца у стрелков, которые уничтожают птицу во время трудного пути.

(По А. Куприну) (87 слов)

 


 

 


 


 

  1. Применение. Работа в группах по физическим и астрономическим картам. 1 группа – отмечают флажками пять городов, 2 группа – пять рек, 3 группа – пять морей, 4 группа –равнины и горы (на общей карте России), 5 группа – астрономические объекты, объясняют свой выбор. Составление предложений с использованием собственных имен существительных с условием, что в предложениях будет встречаться слово «ВЕСНА». Каждой группе выдается материал для работы: атласы, флажки, карточки для записи предложений.


 

  1. Синтез. Прием «Синквейн».

 


 

  1. Рефлексия. Прием «Ласточка в подарок».


Полный текст материала Статья «Деятельностный подход в обучении. Использование технологии критического мышления в системно-деятельностном подходе» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна  маргаритка3898
13.01.2019 0 2069 371

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК