Статья «Деятельностный подход в обучении. Использование технологии критического мышления в системно-деятельностном подходе»
МОУ гимназия № 15
М.С.Учеватова, учитель русского языка и литературы
Выступление по теме «Деятельностный подход в обучении. Использование технологии критического мышления в системно-деятельностном подходе»
Деятельностный подход в обучении
Деятельностный подход в обучении строится на следующих принципах: (Чему учить?)
-
Предметом усвоения являются ОБЩИЕ способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.
-
Обучение на уроке должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
-
Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.
Деятельностный подход на уроке осуществляется через: (Как учить?)
-
Моделирование и анализ жизненных ситуаций;
-
Использование активных и интерактивных методик;
-
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
-
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
При использовании такого подхода к обучению (Ради чего учить?)
Учащиеся:
-
осваивают работу с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
-
учатся критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
-
учатся решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
Деятельностный подход обучения информационным технологиям, смещает акценты в образовании на индивидуальную активную деятельность, моделирует процессы общения, познания и творчества, характерные для научного сообщества.
Системно - деятельностный подход предполагает использование в учебном процессе такие универсальные учебные действия как информационно-коммуникационные технологии, тренинги, технологию критического мышления, проектная деятельность и в частности телекоммуникационные проекты, игровые технологии.
Психологическая основа урока также базируется на концепции системно-деятельностного подхода
Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:
-
учет интересов учащихся;
-
учение через обучение мысли и действию;
-
познание и знание - следствие преодоления трудностей;
-
свободная творческая работа и сотрудничество.
Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а самообучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову).
Одним из способов реализации деятельностного подхода является использование технологии критического мышления –технология организации учебного процесса, применимая к любой программе и к любому предмету. Технология рассчитана на творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиски ее решения.
МАСТЕР – КЛАСС
-
Открытие. Просмотр видеоролика, чтение авторского стихотворения «Настройтесь, люди, на весну!».
Весна капелью пробуждает
Природу, душу ото сна,
И струны-лучики пускает,
Чтоб радостью звенеть сполна.
И хоть за окнами морозы,
И снег еще лежит в лесу,
Но все яснее наши грезы…
Настройтесь, люди, на Весну!
Проверьте тонкие аккорды
Едва взволнованной души,
По нотам проиграйте форте:
«Весной и счастьем ты дыши!»
Весна! Она всегда желанна,
С цветами, с росчерком небес…
Одна Весна лишь только знает,
Как подарить нам мир чудес,
Когда от первой звонкой трели
Рождается ответный стих;
Когда стучат – стучат капели,
Наш мир задумчив так и тих…
Ловите милые моменты,
Когда Весна легко парит,
Когда с природою тихонько
Душа, волнуясь, говорит.
Напишите на листке слова, которые ассоциируются у вас со словом «ВЕСНА». Слов, какой части речи больше всего у вас возникло при составлении ассоциативного ряда.
-
П обуждение. Актуализация имеющихся знаний. Прием «Фишбоун».
-
Реализация. Постановка новых вопросов. Составление кластера (алгоритма) «Собственные имена существительные». В тексте подчеркнуть собственные имена существительные, распределить их по группам.
Скворцы
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы. Эти милые, веселые, общительные птицы — первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ: с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным или Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Право, нет сердца у стрелков, которые уничтожают птицу во время трудного пути.
(По А. Куприну) (87 слов)
-
Применение. Работа в группах по физическим и астрономическим картам. 1 группа – отмечают флажками пять городов, 2 группа – пять рек, 3 группа – пять морей, 4 группа –равнины и горы (на общей карте России), 5 группа – астрономические объекты, объясняют свой выбор. Составление предложений с использованием собственных имен существительных с условием, что в предложениях будет встречаться слово «ВЕСНА». Каждой группе выдается материал для работы: атласы, флажки, карточки для записи предложений.
-
Синтез. Прием «Синквейн».
-
Рефлексия. Прием «Ласточка в подарок».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна
→ маргаритка3898 13.01.2019 0 2174 387 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.