Эссе "Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности"
«Творчество – это деятельность,
в которой раскрывается духовный мир личности» (слайд 1)
(В.А.Сухомлинский).
Открытие выступления: игра с педагогами-участниками Фестиваля
(кубики-буквы, «цветик-семицетик»)
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат (слайд 2).
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В «Концепции модернизации российского образования» (слайд 3) отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, (слайд 4) создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.
При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. Как этого достичь? (слайд 5) Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что (слайд 6) для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствия гениальности, поэтому (слайд 7) задача учителя – в совместной деятельности развивать творческие силы ученика. Эта деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех, если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.
Для многих учеников такой сферой реализации своих творческих способностей становится урок литературы.
Долгое время «одаренность считалась синонимом «способности». Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г, она определяется комплексом свойств личности. Отечественные психологи считают» (слайд 8), что одаренность — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.
Многие психологи (Юркевич В.С., Кулемзина А.В., Ландау Э., Савенков А.И.) соглашаются, что развитие способностей возможно в любом возрасте (слайд 9), но самым наилучшим временем является – детство. Детское творчество является ценным в развитии одарённого ребёнка. И поэтому, педагог, работающий с детьми одарёнными или имеющими признаки одарённости должен знать направления (слайд 10) развития одаренного ребенка:
• развитие личностных, коммуникативных, регуляторных универсальных учебных действий;
• становление социального интеллекта, творческих способностей, целеполагания и рефлексии, умений вести за собой (лидерства), принимать ответственность.
Выделяются следующие особенности (слайд 11 )одаренных индивидов:
• сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
• способность к нестандартному восприятию;
• интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
• дивергентное (творческое) мышление;
• любознательность;
• мужество;
• воображение;
• конкретность мышления;
• смелость;
• эстетическая чувствительность.
Западные психологи (слайд 12) различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная; специфическая академическая; творческая: художественное и исполнительское искусство; психомоторная; лидерская; социальная.
Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами (слайд 13) и имеющимися у человека условиями проявить свой талант.
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»,- говорил Луций Анней (сын) Сенека (слайд 14).
Человек творческий хочет творить. Эта аксиома относится к любому виду деятельности.
Учитель – уникальная профессия. Это, скорее, не профессия. Это образ жизни, целый мир. Мир, который растит, воспитывает и оберегает самое дорогое – душу человека. Не является секретом и то, что мировоззренческая модель самого педагога есть та основа, на которой строится фундамент будущего.
Поэтому, как мне кажется, учитель должен быть (слайд 15):
• увлечен своим делом;
• способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
• профессионально грамотным;
• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
• проводником передовых педагогических технологий;
• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
• знатоком во всех областях человеческой жизни.
Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками (слайд 16).
• Они очень любознательны, активно исследуют окружающий их мир;
• Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;
• Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания;
• Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие;
-
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "недоступны".
В своей деятельности я применяю различные формы работы с одаренными учащимися (слайд 17) :
• творческие мастерские;
• факультативы;
• занятия исследовательской деятельностью;
• участие в конкурсах;
• научно-практические конференции;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
-
проектная деятельность;
• сотрудничество с издательствами;
-
публикации на интернет-сайтах.
На протяжении многих лет я работала с учащимися разных возрастных групп. Мною была разработана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития школы. Основная идея данной системы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности. В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях (слайд 18).
Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.
Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учитель на своих уроках не только закладывает базовые знания по предметам, но и создает условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
Уровень 2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на элективных курсах. Задействовано более 70% учащихся.
Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:
• позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;
• позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета;
• формирует круг общения учащихся с общими интересами;
• создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;
• создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.
Уровень 3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований. Задействовано более 50% учащихся.
Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
Уровень 4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности. Задействовано до 30% учащихся.
В рамках внеурочной деятельности занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности.
Уровень 5 . Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 10% учащихся.
Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.
На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.
Применяемые формы работы с одаренными детьми не только помогают раскрыть потенциал моих учеников, составить определенную диагностику их успехов. Но, пожалуй, самое главное – дарят учащимся радость открытий в море знаний. Цель этой работы - создать ситуации успеха, способствовать раскрытию творческих способностей. Ребята получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.
Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, так и в познании личности ученика. Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты (слайд 19-20-21).
И закончить свое выступление мне хотелось бы словами А.Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком» (слайд 22).
(слайд 23) Спасибо за внимание!
Подарки участникам Фестиваля и жюри
Учеватова М.С.,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 15
г.о.Орехово – Зуево
Московская область
На странице приведен фрагмент.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна
→ маргаритка3898 13.01.2019 0 1775 378 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.