Статья "Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах"
Технология продуктивного чтения.
"Книга
есть жизнь нашего времени. В ней нуждаются
все – и старые,
и молодые, и деловые,
и ничего не делающие; дети – также"
– это
высказывание В.Г. Белинского,
к сожалению, потеряло свою актуальность
в
наше время. (слайд 1.) Современные дети
не любят читать. Чтобы дети все-таки
взяли книгу в руки, родители прибегают
к взяточничеству, например,
разрешают
играть в компьютерные игры, посмотреть
телевизор после того, как они прочитают
несколько страниц.
Школьная практика подтверждает, что чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается.
Что нужно сделать, чтобы чтение было не принудительным, а желанным занятием. Как мотивировать так, как говорится, «чтоб... при чтении леденцы изо рта выпали»? То есть, чтоб читали с увлечением.
Сегодня, я предлагаю вашему вниманиюпознакомиться с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроке.
Цель: Познакомить с методами и приемами организации продуктивного чтения на уроке.
Нежелание читать во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Но сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя. С этой целью и была создана технология продуктивного чтения, которую я применяю на своих уроках литературного чтения. Данная технология разработана профессором Светловской Натальи Николаевны.иимеет три этапа работы с текстом: (слайд 3.)
До чтения
Во время чтения
После чтения
С вычитыванием трех видов информации:(слайд 4.)
1. Фактуальной (то, о чем говорится в тексте в явном виде);
2. Подтекстовой (то, о чем говорится в неявном виде, «между строк», о чем грамотный и внимательный читатель догадывается из подтекста, включая свой жизненный опыт);
3. Концептуальной (в которой скрыт основной смысл текста, отражающий замысел автора).
Итак, (слайд 6.)
Первый этап - работа с текстом до чтения.
Цель этапа - прогнозирование содержания текста.
Главная задача учителя – вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию.
На этом этапе применяю прием "Антиципации"
- Представьте, что перед вами лежат учебники по литературному чтению, открыт новый текст. А вот название и автор произведения. (на слайде 7 -М.Пришвина «Изобретатель»).
-О чем может быть рассказ, написанный М. Пришвиным?
-А кто такой изобретатель?
-Почему слово «изобретатель», вынесенное в название рассказа, Пришвин взял в кавычки?
-Кто же в природе может быть изобретателем?
-Захотелось вам прочитать это произведение и проверить ваши предположения?
- Я вызвала у детей желание читать. Значит, я решила задачу 1 этапа работы с текстом.
- Мотивация к прочтению произведений создана, работа с текстом переходит во второй этап – во время чтения.(слайд 8.)
Цель этапа – понять текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкование, оценку).
Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста детьми.
В решении этой задачи помогает прием «Диалог с автором». Данный прием учит детей видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.
- Я хочу привести пример приема «Диалог с автором» на примере известного нам стихотворения Агнии Львовны Барто. Представьте, что вы его никогда не слышали и не читали.
НАША
ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ(слайд
9.)
- Кто герой?
-
Автор знает Таню? (знает, он говорит НАША
Таня)
- Возраст Тани известен?
- Что
с ней происходит?
- Почему она может
плакать?
- Таня – взрослая женщина
или маленькая девочка?
- Обратите
внимание как она плачет. (громко) Почему?
(привлекает внимание, просит)
- Может
у неё чтото случилось?
УРОНИЛА
В РЕЧКУ МЯЧИК(слайд
10.)
-Теперь
вы знаете, почему плачет Таня?
(причина)
-Можно ли теперь сказать,
Таня большая или маленькая?
- Где
происходит действие? (возле водоёма)
-Водоём
большой или маленький? (речка, значит
маленькая)
- Что значит уронила?
(нечаянно)
- Почему же так громко
плачет? (версия мячик – любимая игрушка)
ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,(слайд 11.)
- Кому принадлежат эти слова?
- Скажите, пожалуйста, из этих слов понятно как автор относится к девочке? (Ласково, с любовью, потому что называет «Танечка»)
- А вот обратим внимание на слово «тише». Ты плачь только не громко? Или совсем не плачь. (успокаивает)
- А почему человек хочет успокоить? (значит, автор знает, что с мячиком ничего не случится)
- Давайте проверим свои предположения.
НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.(слайд 12.)
- Как автор помог Тане? Что он ей объяснил? (Мячик не утонет, потому что он резиновый)
- Что мы узнали о самом человеке, который пришел Тане на помощь? (Добрый, человечный)
- Что автор хотел сказать нам маленьким читателям этим произведением? (Автор учит нас сопереживанию, сочувствию и умению прийти на помощь ближнему в трудной ситуации, быть добрыми)
Третий этап - работа с текстом после чтения (слайд 13.)
Цель этапа - скорректировать читательскую интерпретацию авторским смыслом.
Задача учителя на этом этапе – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста детьми. На этом этапе уместны задания творческого вида.
Например, можно использовать прием «Кубик Блума». На обыкновенном детском кубике написаны первые слова заданий: «придумай, назови, предложи, почему, объясни, поделись».
- Я подкину кубик и выпадет любое слово. Например, сегодня выпало слово «Придумай».
- Придумай продолжение Тани.(слайд 14.)
Наша
Таня громко плачет,
Уронила в речку
мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не
утонет в речке мяч.
+
Таня
маме рассказала,
Мама к речке
побежала,
Мячик, мячик приплыви,
Тане
слёзы осуши.
Мячик маму не послушал,
А
всё дальше плыл и плыл,
Чужой дядя
всё подслушал
И за мячиком поплыл.
Дядя
мячик тот достал,
Тане в рученьки
отдал,
Таня громко рассмеялась
И
снова мячиком игралась.
Выберите понравившуюся фразу и продолжите:(слайд 15.)
- Мне было интересно...
- Мне захотелось ...
- Мне было трудно ...
- Я бы хотел похвалить ...
подошёл к концу. Спасибо за внимание! (слайд 16.)
Учитель начальных классов: Самсонова Е.Г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самсонова Елена Геннадьевна
→ Публикатор 21.03.2019 0 2735 76 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.