Статья "Игровые технологии. Понятия и виды технологии"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №39»
(МКОУ С(К)ШИ № 39)
Доклад
«Игровые технологии. Понятия и виды технологии»
Составила воспитатель
4 Б класса Пластовская Ю.В.
г. Новосибирск, 2018-2019
Восточная мудрость говорит, что труд педагога можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. СЛАЙД №1
Одно
растение лучше всего произрастает на
песчаной почве, другое - на жирной
глинистой. Каждому нужен особый, только
для него подходящий уход, иначе оно не
достигнет совершенства в своем развитии.
Этой мудростью я хотела сказать о том,
что в нашей образовательной системе
есть множество различных технологий,
и всё зависит непосредственно от
педагога и индивидуальных особенностей
его детей. Разнообразить учебный,
воспитательный процесс можно применяя
любую технологию.
СЛАЙД
№2
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств, имеющихся в руках педагога и воспитателя. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цель игровой технологии: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: СЛАЙД №3
* Социокультурная функция. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, потенциал формирования личности ребенка.
* Коммуникативная функция. Игра – деятельность коммуникативная; она вводит детей в контексте сложнейших человеческих отношений. Игра – форма общения людей, в ходе игры дети приобретают опыт взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок.
* Функция самореализации. Для человека игра важна как сфера самореализации, именно поэтому ему в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность и т.п.
* Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (способности, творчество, интеллект).
* Игротерапевтическая функция. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, общении, учении. Особую роль здесь занимает ролевая игра (ее высоко оценил Д.Эльконин), которая ставит ребенка в позицию взрослого, подвигает к сотрудничеству, стирает различия, создает свободу отношений.
* Коорректирующая функция игры. Психолого – педагогическая коррекция в игре происходит естественно, если все ее участники усвоили правила и сюжет игры; если каждый ее участник хорошо знает свою роль и роли партнеров; если процесс игры их объединяет.
Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, устранить негативные проявления характера и пр.
* Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, стабилизации личности, реализации уровня ее притязаний.
Концептуальными основами игровых технологий можно считать следующие положения: СЛАЙД №4
«Игра – форма психогенного поведения, присущего личности». (Д.Н.Узнадзе)
«Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок» (Л.С.Выготский)
«Игра – свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев)
Д.Б.Эльконин: «Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Все следующие за дошкольным возрастом периоды со своим ведущим видом деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс».
Основные принципы организации игры:
1. Отсутствие принуждения при вовлечении детей в игру.
2. Развитие игровой динамики.
3. Поддержание игровой атмосферы, эмоционального фона игры.
4. Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности (перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей).
5. Переход от более простых игр к более сложным.
СЛАЙД №5
Классификация игр
По виду деятельности |
По характеру игровых методов |
По игровой среде |
Подвижные Спортивные Интеллектуальные Социальные Психологические |
Дидактические Ролевые Сюжетно - ролевые Деловые Имитационные Игры - драматизации |
Игры с предметами и без Настольные Игры в помещении Игры на улице Компьютерные |
СЛАЙД №6 |
||
По характеру педагогического процесса
|
||
Обучающие Тренировочные Контролирующие Обобщающие
|
Познавательные Воспитательные Развивающие |
Репродуктивные Творческие Коммуникативные Диагностические Профориентационные |
Главными задачами педагогов являются коррекция развития и поведения детей, их коммуникативных и творческих способностей, способствование социальной адаптации и самореализации личности. Данные задачи решаются комплексно, и огромная роль здесь принадлежит игре. В своей работе мы очень активно используем игровые технологии. На мой взгляд, они являются ведущими во внеурочной деятельности младших школьников, и тем более обучающихся с ОВЗ.
Игры, наиболее значимые для детей младшего школьного возраста:
Ролевые игры
Развивающие, познавательные игры
Настольные игры
Подвижные игры.
Игры, наиболее значимые для детей подросткового возраста:
Сюжетно – ролевые игры
Спортивные игры
Игры – тренинги
Творческие коллективные игры.
Значение игры: СЛАЙД №7
Игра сплачивает детей, способствует воспитанию товарищества и взаимовыручки.
В игре формируются нормы поведения, развиваются навыки самодисциплины.
Игра учит честности, уважительному отношению к окружающим.
Игра развивает умственные, коммуникативные, организаторские, творческие способности.
Применение игровых технологий способствует повышению эффективности социально – реабилитационного и воспитательного процесса.
СЛАЙД №8
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пластовская Юлия Владимировна
→ Публикатор 25.08.2019 0 2720 65 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.