Статья "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"


Выступление на теоретическом семинаре «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

На теоретическом семинаре, который проходил в школе, обсуждались многие вопросы, связанные с проектной деятельностью на уроках. Я выступила с вопросом, метод проектов, что включает в себя и поделилась опытом как можно организовать работу на уроке.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. Особенностью уроков является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Особенности уроков.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учётом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели.

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.

Третий этап является подготовительным. В ходе его подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Результатом должен быть продукт. В первом классе это может быть: составленные детьми опорные таблицы, иллюстрированные альбомы, дидактические игры.

Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществяляется разработка основных разделов проекта. работа проводится в группах. Работа может быть организована по-разному. Именно на этом этапе каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели»

Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. на этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Чтобы показать этапы проектной деятельности на уроке, я взяла урок окружающего мира тема «Лес – наш друг».

  1. Организационный момент.

  1. Распределение детей по группам. Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. в каждой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель. Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

  2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

  1. Формирование темы и целей урока.

Учитель предлагает детям принять участие в проекте «лес – наш друг». Просит вспомнить особенности проектной деятельности.

На доске план:

Действия в группе.

  1. Обсуждение задания (коллективно)

  2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

  3. Оформление задания («иллюстраторы»)

  4. Формулирование выводов («аналитики»)

  5. Применение результатов («исследователи)

Учитель предлагает детям обсудить цели урока. В результате обсуждения называются следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

  1. Подготовительный этап.

  1. Обдумывание проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

  2. Распределение заданий.

  1. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

  1. Раздел «Виды леса»

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов деревьев. «Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы. «Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов. «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома. «Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

  1. Раздел «Обитатели леса»

  2. Раздел «Значение леса в жизни людей»

  3. Раздел «Правила поведения в лесу»

  4. Раздел «Что полезно, а что вредно?»

  5. Раздел «Красная книга»

V. Испытание всего проекта.

Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «лес – наш друг». «Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.

  1. Самоанализ проектной деятельности.

Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

  1. Итоги урока.

Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта.

 


Полный текст материала Статья "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рудник Ольга Николаевна  Публикатор
24.02.2020 0 113 19

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0