Слайд 1
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей с ООП посредством проектной деятельности Руководитель : учитель начальных классов ГКОУ РС(К)ШИ Попова Марфа Иннокентьевна
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность. Общение является сложной, многогранной деятельностью и требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде. На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (детские сады, школы - интернаты), что ограничивает возможность развития социально - коммуникативных навыков и препятствует их социальной адаптации и дальнейшей интеграции в сообщество слышащих. Проблема социализации детей с нарушениями слуха, как основы приобретения навыков социального общения и поведения в обществе актуальной, что определило выбор моей темы « Развитие социально-коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха посредством проектной деятельности.
Цель: поддержка в развитии социально-коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха посредством проектной деятельности в соответствии государственной политики в сфере образования – привлечение детей в научно-техническую сферу.
Задачи:
1. Сбор и анализ информации о представленности различных видов технических направлений в системе образования;
2. Приобщить и мотивировать детей с нарушениями слуха к научно-техническому творчеству, к изобретательской деятельности;
3. Освоить навыки проектного мышления и проектной работы в техническом творчестве;
4. Совершенствование коммуникативных навыков;
5. Сотрудничество и взаимодействие другими организациями, где обучаются слышащие сверстники.
Ожидаемый результат. Совершенствование коммуникативных навыков. Участие в массовых образовательных мероприятиях, конкурсах, выставках различного уровня, интеграция во внеурочной деятельности в учреждении дополнительного образования, за рамками школы-интерната.
В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения:
Планирование конечного результата;
Планирования действий, определение их последовательности с ориентировочными оценками, затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом, времени, сил;
Внесение коррективов в ранее принятые решения;
Выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
Самостоятельного поиска к нахождении информации;
Оценивание проектов;
Понимание критериев оценивания проектов и их защита;
Конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов.
Реализация проектной деятельности «Техническое творчество».
Данный проект ориентирован для учащихся 3-4 классов.
1. Подготовка. Выбор темы и содержания проекта. Дети слушают, уточняют информацию. Проводится словарная работа по собранным материалам. Изучаются технические термины по словарю. Обсуждаются задания. Формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков, зарождается и развивается интерес к определенным объектам техники.
2. Планирование. Дети совместно с учителем вырабатывают план действий. Определяют задачу, средств реализации проекта. Разработка заданий. Составляют заявки.
3. Исследование. Сбор информаций с различных источников. Строят речевые высказывания по опоре, шаблоны диалогов. Составляют заявки.
4. Выполнение проекта. Составляются эскизы, чертежи. Оформление паспорта проекта, технических характеристик. Работают над проектом и его оформлением. Комментируют ход действий.
5. Подготовка к защите проекта. Составление отчета по плану. Изучают текст-описание изделия. Подготовка публичного выступления, делового общения перед слышащей аудиторией. Выстраивание готовых диалогов по теме. Подготовка к незапланированным вопросам. Изучают невербальные средства коммуникации (жесты, мимики, контакт глаз, позы, телодвижения). Изучают правила, как вести себя в обществе, манера держаться на публике.
6. Презентация (отчет). Участие в конкурсах. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Отвечают на вопросы жюри.
7. Оценка результатов и процесса (рефлексия). Отчет о выступлении. Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочёты, формулируют выводы. Докладывают о результатах совместной деятельности (строят речевые высказывания по опоре).
Показатели эффективности проекта.
Достижения успеха. 2 Республиканский SMART – фестиваль «Заяви о себе», блок «Уютный дом» с коллективной работой развивающая книжка «Кукольный дом», диплом 1 степени. 2017г. 2 Республиканский SMART фестиваль «Заяви о себе», блок «it –мир». Диплом 2 степени. Специальный приз от Ростелекома (смартфон). Проект «Конфетный автомат». 2017г. Сертификат за активное участие на 1 открытом республиканском фестивале по робототехнике «Парад роботов – 2016». Гран-при в 1 Международном инклюзивном Smart-Art фестивале «Заяви о себе» в блоке «Толкуй. Интеллект». Специальный приз от лингвистического центра Интенсус (ноутбук). Проект электронный аппарат «Мультибокс». 2018г. Участие в V Республиканском робототехническом фестивале «Робофест-Якутск» 2018г.
1 место в городском фестивале детских научно-исследовательских проектных работ по инклюзивному образованию «ТЕРРА» 2018г.
2. Сотрудничество со слышащими детьми на кружке «Робототехники».
3. Сотрудничество с детским технопарком «Кванториум».
4. Кружок « моделирование и конструирование» во дворце детства.
Заключение. В проектной деятельности дети с нарушениями слуха приобрели большой опыт коммуникативных навыков; говорения (разговорной и монологической речи), письма, слушания на всех уроках и в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Научились планировать, инициировать взаимодействия с взрослыми, вели дискуссию, отстаивали свою точку зрения, находили компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса, усовершенствовали монологическую и диалогическую речь. Планировали учебный план, сотрудничали с учителем и сверстниками, разрешали конфликтные ситуации, принимали решение, брали ответственность на себя; научились применять полученные знания в жизни. Приобрели новые знания и исследовательские открытия, раскрыли в себе потенциальные возможности. Возможно, самоопределяются в профессии, а значит, в дальнейшем смогут самореализоваться в современном мире.
Литература:
1. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. М-2002г. Зыкова Т.С., Зыкова М.А.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат.- М., 2000.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. http:// distant.ioso.ru/ Е. С. Полат Метод проектов.
5. http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"
Автор: Попова Марфа Иннокентьевна
→ Публикатор 17.10.2020 0 1478 24 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы