Статья "Формирование УУД младших школьников"


Формирование УУД младших школьников

 

Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен ФГОС второго поколения. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

В 2017 году я набирала первый класс. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, приняла участие в разработке ООП НОО, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Я работаю по программе «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Важное место в моей педагогической деятельности занимает формирование универсальных учебных действий. Этому полностью соответствует УМК «Школа России». Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.

 

Главная цель работы над темой:

Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

 

Задачи:

  1. Изучить сущность универсальных учебных действий.

  2. Проанализировать УМК «Школа России» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.

  3. Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

 

Предполагаемые результаты:

 

        1. Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

        2. Повышение уровня профессионализма учителя

        3. Повышение качества преподавания предметов.

 

 

Направления работы:

Профессиональное

  1. Изучение новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.

  2. Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики.

  3. Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов.

Методическое

  1. Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.

  2. Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

  3. Активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.

  4. Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

  5. Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в обмене опытом (используя интернет ресурсы).

  6. Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.

  7. Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, и создание папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

 

Я изучила сущность и особенности новых ФГОС, материалы и документы по теме, особое внимание уделила программе формирования УУД, педагогическую и методическую литературу. На школьном МО учителей начальных классов выступила с докладом «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе», изучала в сети Интернет материалы творческих учителей.

Вот к какому заключению я пришла:

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

  • совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД (Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Ни в коем случае не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.

Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.

Помогаю ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

Общаюсь с учениками с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Учу детей планировать свою работу и свой досуг.

Стихийность формирования универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

 

Исследование уровней сформированности УУД.

В ходе работы над темой я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:

 

Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова.

Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: выявление нравственных представлений учеников.

 

Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений».

Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.

 

Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».

Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.

 

Коммуникативные УУД – методика «Рукавички».

Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.


 

Мои задачи:

  1. Продолжить работу по формированию и развитию у первоклассников универсальных учебных действий:

  • для развития личностных УУД необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;

  • для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;

  • для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;

  • для развития коммуникативных навыков у учащихся формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.

 

  1. разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Формирование УУД младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Великанова Вера Александровна  Публикатор
15.11.2020 0 3952 244

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК