Статья "Актуальность и основные направления развития познавательно-речевой деятельности младших школьников с ОВЗ"
Актуальность и основные направления развития познавательно-речевой деятельности младших школьников с ОВЗ.
На современном этапе развития начального образования одной из актуальных задач перед образовательным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.
Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
У детей с ОВЗ наблюдается ряд серьезных проблем, стоящих перед педагогами школы. Это несформированность внимания, недостаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий, которые затрудняют овладение связной речью.
Критическая ситуация в развитии речевой активности младших школьников обусловлена рядом негативных факторов:
— ухудшение состояния здоровья;
— существенное снижение объема «живого» общения с родителями;
— глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
— дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Проблемы развития речи:
1. Недостаточный словарный запас, односложная речь.
2. Замусоривание речи сленговыми и нелитературными словами.
3. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно задать вопрос, построить развернутый ответ.
4. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на определенную тему.
5. Отсутствие культуры речи: неумение использовать нужные интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с нарушением интеллекта. Определено, что ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее. От того насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети зависит в дальнейшем их полноценное развитие, успешная адаптация в социум, поэтому развитие познавательного интереса является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной (коррекционной) школе.
Проблемы развития познавательных интересов:
1. Малая познавательная активность детей в силу того, что значительную часть информации они получают в готовом виде благодаря телевидению и Интернету.
2. Значительное снижение роли книги, как одного из источников познания и овладения родным языком.
Направления работы познавательно — речевого развития детей с ОВЗ.
При организации познавательно-речевого развития детей с ОВЗ, необходимо опираться на следующие направления:
Совершенствование собственной речи. Обучающийся должен воспринимать нашу речь, как образец. Поэтому при общении необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний, ставить правильно ударение. Особое внимание обращать на произношение длинных и незнакомых слов.
Условия успешного развития речи. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. И здесь важная задача – поддерживать любознательность, организуя непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Правила для смелых и упорных педагогов.
1. Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
4. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
5. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синепольская Юлия Станиславовна
→ Публикатор 22.11.2020 0 1119 194 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.