Статья "Задача школы - воспитать будущее поколение россиян"
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян.
Трощенкова В.В., учитель начальных классов, рук. ШМО МБОУ «СОШ № 9» г. Инта
Цель воспитания — это образовать существо,
способное управлять собою, а не такое, какое
могло бы только быть управляемо другими.
Спенсер Г.
Перед современной школой стоит задача воспитания ответственного
гражданина способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
В нашем небольшом северном городке Инта достаточно много пересе-
ленцев из Азербайджана. Миграционные процессы среди народов Кавказских республик происходили практически всегда, а в конце XX века это было связано с распадом СССР. По разным данным в настоящее время только в России нашли пристанище от 1,5 до 3 млн. граждан Азербайджана. Это в основном наиболее дееспособные и предприимчивые люди, оказавшиеся невостребованными у себя на родине. В Республике Коми, а в частности, в городе Инта, вынужденные переселенцы сталкиваются не только с климатическими трудностями, но и с человеческим фактором: разные обычаи, религия, языки, система воспитания подрастающего поколения. Для одних вынужденное переселение происходило болезненно, другие - быстро адаптировались.
В России происходит процесс перехода мусульман в православие, о
чем свидетельствуют статистические данные, которые подтверждает Русская Православная Церковь и муфтий России. Переходу мусульман в православие способствуют смешанные браки мусульманина и православной, где дети теряют свою самоидентификацию, называют себя русскими именами и становятся православными. Кроме того, и окружающая среда для мусульман не благоприятна, они чувствуют себя отчужденными от своей исламской культуры и, как правило, отождествляют себя с новой (православной и секуляризованной) средой [1].
Но русские социологи религии говорят, что в дополнение к вышеука -
занным факторам, крупнейший православный миссионер - это исламский терроризм, потому что после каждого теракта со стороны исламских экстремистов, увеличивается количество мусульман, переходящих в православие [2].
Хочу отметить несколько актуальных проблемных вопросов воспита-
ния подрастающего поколения в наших русскоязычных школах детей вынужденных переселенцев из южных республик, в частности, Кавказа, несущих исламскую культуру.
Воспитание — это постепенное, пошаговое развитие ребенка, ведущее
его к полноценности и совершенству. Оно охватывает физическую, интеллектуальную, морально-нравственную и духовную сферы.
Перед нами, учителями, появляется проблема номер один - религия и
религиозные традиции и проблема номер два - это язык. Как проводить воспитательную работу в общеобразовательной русскоязычной школе, когда в классе 2-3 ребёнка мусульманина? Как сплотить коллектив, не ущемив ничьих прав и религиозных взглядов?
Поскольку Россия - это все-таки христианская страна, в школе наста -
ёт момент, когда учащихся знакомят с религиозной христианской традицией. При всем уважении к другим религиям, мусульманину не дозволяется следовать другим религиозным обрядам из-за несовпадения духовных традиций. Что ж, в современном мире религиозному воспитанию в русских семьях давно не придается такого большого значения, как в дореволюционное время. Хотя возможно именно это и являлось одной из причин более устойчивого морального общества. Здесь как раз и помогут инновационные воспитательные технологии.
Одним из главных показателей инновационной деятельности ОУ в
последние время является наличие системы. Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как « личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура», « взаимосвязь». Воспитатель -
ная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова)
На протяжении последних лет наша школа работает под девизом:
«Школа 9 – школа достижений, школа успеха». Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели. Создание ситуации успеха у каждого ребенка, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности.
Когда иноязычный ребёнок попадает в класс русской школы и сталки-
вается с непривычным для него окружением и общением на неродном для него языке, он чувствует себя, мягко говоря, неуютно, неуверенно и здесь наша роль учителя-воспитателя не дать ребёнку замкнуться в себе или затаить в себе скрытую до поры до времени агрессию, так как он не такой как все. В наши дни происходит нарастание агрессивности общества в целом и
отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. Недавние события 14 октября 2013 года в Западном Бирюлёво тому подтверждение. Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели, а иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение. Инновационные технологии –система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. В нашей школе ведётся большая работа, которая может помочь адаптироваться таким детям и их родителям.
Инновационные технологии воспитания, которые широко используют-
ся в нашей школе:
1.Создание развернутой системы дополнительного образования внутри
школы.
Дополнительное образование широко развито у нас в группе продлён-
ного дня для малышей: работа кружков, секций, мастерских. Работа в сфере дополнительного образования очень важна, потому что это создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, повышение познавательного интереса малышей, для иноязычных детей это дополнительная практика общения на русском языке в неформальной познавательной обстановке, это и создание ситуации для успешной деятельности каждого ученика. Причём надо отметить, что на занятия со своими детьми приходят и родители, особенно когда идёт работа над проектами. И взрослый, и ребёнок погружаются в мир справочников, энциклопедий, занимаются исследовательской деятельностью, учитель в данном случае выступает не только в роли консультанта, но и связующим звеном между родителем и ребёнком, что еще больше сплачивает семью.
2. Создание детско-родительских объединений внутри школы.
На занятиях клуба КСП (любители бардовской песни) успешно решаются задачи ознакомления не только с русским искусством и традициями, но и искусством, и вековыми традициями других народов России, например, мусульман. Воспитывается толерантное поведение - способность ребенка видеть в другом носителя других ценностей, других форм поведения, а также осознание его права быть другим; видеть мир с двух позиций: своей собственной и его.
3. Нестандартные технологии.
Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать». Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность. Раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их идти на компромиссы, умело, тактично, доброжелательно давать оценки, а значит, способствует приобретению опыта толерантного, гуманного взаимодействия со старшими, сверстниками, младшими участниками учебно-воспитательного процесса в школе.
4. Социальное проектирование.
Вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты: расширяет кругозор в социуме, позволяет развивать коммуникативные, организаторские компетентности учащихся, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, города.
Такого рода работа больше объединяет детей, несмотря на разное вероисповедание, ведь мы все живём в одном городе, учимся в одной школе – это наш общий дом, и нужно сделать его ещё лучше. Городские акции: «Мир без табака», «Сделаем свой город чище», социальная реклама «Мы за здоровый образ жизни». Привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам города повышает общий уровень культуры за счет получения дополнительной информации.
5. Духовно-нравственное воспитание.
Современный мир не безопасен для подрастающего поколения. Нас не может не волновать состояние младшего школьника, как физическое, так и социальное, и психологическое. Одним из путей решения духовно- нравственного воспитания школьников стало введение в учебный план курса «Основы светской этики», который призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали, нравственном развитии младших школьников, дать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, что немаловажно особенно в тех классах и школах, где учатся дети исламской культуры.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная
деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Большие возможности в поисках нового сегодня, нам, педагогам, предоставляют информационно-коммуникативные технологии, услуги интернета.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые
должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трощенкова Вита Витальевна
→ Публикатор 12.12.2020 0 1106 175 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.