Статья "Инновационная деятельность педагога в современном образовании"


Инновационная деятельность педагога в современном образовании

Практически все учителя видят в понятии «инновация» два основных элемента: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и новое предназначено для улучшения качества образования. Термин «инновация» является синонимом понятия «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается немного глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении самого педагогического опыта, сравнении и изучении учебного процесса для достижения лучших результатов, получения новых знаний, внедрения новых педагогических практик, это творческий процесс планирования и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образование. Это социально-педагогическое явление, отражающее творческий потенциал учителя.

Как педагогическая категория этот термин относительно молодой, и это одна из причин того, что существуют разные подходы к определению этого понятия. Современный педагогический словарь трактует термин «инновация» следующим образом: «Педагогическая инновация - это нововведение в педагогической деятельности, изменение содержания и технологии обучения и воспитания, направленное на повышение их эффективности».

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать формирование необходимых для этой деятельности личностных и особых качеств.

Обязательным условием успешной реализации инновационной деятельности педагога является умение принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при внедрении инновации, и устранять инновационные барьеры.

Проще говоря, основная причина, по которой мы обращаемся к инновациям, - это острая конкуренция, с которой сталкивается практически каждый коллектив, предоставляющий образовательные услуги. Сегодня коллективы образовательных учреждений обязаны самостоятельно заботиться о поддержании конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке образования, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научно-технических достижений и так далее. И, соответственно, быть немного впереди.

Проблемно-ориентированные инновационные процессы, как следует из названия, направлены на решение определенных проблем, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

Ученики должны знать:

- осознавать свою личную и социальную значимость;

- ставить цели для самореализации, самореализации задач и проблем (необходимое условие творческого саморазвития соискателя);

- адекватные представления о свободе и законном риске, отражающие ответственность человека в процессе принятия решений;

- максимально сконцентрируйте свои навыки на их реализации в наиболее подходящий момент (отложенная победа).

Одна из самых актуальных проблем современного образования - воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную стабильность, способность повышать квалификацию, социальную мобильность личности, которая складывается из его способности к обучению, восприимчивости к нововведениям, способности изменять профессиональную среду деятельности, готовности перейти на более престижную сферу деятельности. , повысить социальный статус и уровень образования.

Дополнительно в системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:

по масштабности:

- федеральные;

- региональные;

- национально-региональные;

- на уровне образовательного учреждения.

по педагогической значимости:

- обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные между собой;

модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);

- системные.

по происхождению:

- модификационные, т.е. усовершенствованные;

- комбинированные (присоединение к ранее известному нового компонента);

- принципиально новые.

Инновационная деятельность может трактоваться как личностная категория, творческий процесс и результат творческой деятельности, он предполагает определенную свободу действий соответствующих субъектов. Ценность инноваций для человека связана с возможностью самовыражения, использования навыков и творчества. Трудности, возникающие в процессе новаторства, предстают перед человеком как перспектива возможности их решения самостоятельно.

Современная российская образовательная система претерпевает ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, использовании новых педагогических технологий и других нововведениях. Это требует от учителя разнообразного обучения, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к инновациям.

Педагог, вовлеченный в инновационный образовательный процесс, должен иметь как высокоразвитую индивидуальную культуру обработки информации (в том числе с помощью современных компьютерных технологий), так и уметь адаптировать ее в соответствии с возможностями учеников, и обладать дидактическими навыками. Работать продуктивно, если дать возможность грамотно выбирать различные траектории учебной деятельности через формирование индивидуального стиля исследования и найти адекватные пути и средства реализации своей индивидуальности. Эта возможность создается в различных взаимодействиях с факторами инновационной среды обучения, призванной обеспечить как личностный рост, так и формирование новых психолого-педагогических формаций.

Продуктивное взаимодействие внешних условий и субъективных характеристик учителя обеспечивает его творческое самоопределение, в котором устанавливается соответствие личностных предпосылок профессиональной деятельности и глубина понимания и понимания содержания педагогических нововведений.

Таким образом, инновационные процессы в образовании формируют новый тип профессионального сознания и поведения учителя, становясь объектом педагогической деятельности.

 


Полный текст материала Статья "Инновационная деятельность педагога в современном образовании" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Луньшина Екатерина Николаевна  Публикатор
10.01.2021 0 2221 201

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК