Статья "Профессиональная ориентация обучающихся как одна из задач реализации ФГОС"


 

Профессиональная ориентация обучающихся как одна из задач реализации ФГОС.

 

В концепции модернизации Российского образования приоритетными целями школьного образования являются:

- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели;

- проектировать пути их реализации;

- контролировать и оценивать свои результаты.

Достижения данных целей становится возможным благодаря программе воспитания и социализации в рамках ФГОС основного общего образования, одним из составных пунктов которой является профессиональное самоопределение.

Почему же возникла острая необходимость в создании такой программы?

Во – первых, темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Во – вторых, развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

В – третьих, мониторинговые исследования PISAпоказывают, что наши дети не столь социализированы. Они не могут применить полученные в школе знания в ситуациях, отличныхот учебных, взятых из реальной жизни.

В- четвертых, статистика свидетельствует, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, не могут соотнести, предъявляемые требования к той или иной профессиисо своей индивидуальностью.

Поэтому подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная психолого-педагогическая задача нашего образовательного учреждения.Созданная система профессионального самоопределения в гимназии построена таким образом, чтобы помочь школьникам определиться с профессией в соответствии со своими интересами, склонностями, возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

У нас обучаются школьники из 18 школ и гимназий Московского, Кировского районов. Модели обучения разные: технология, профильное обучение, элективные курсы. И в ходе своей деятельности стараемся создать такие условия, чтобы школьники, приходя к нам в гимназию, попадали в другой социум, знакомились с условиями, приближенными к профессиональной среде, познавали азы каких-либо специальностей, с учетом своих психофизиологических и психологических особенностей личности школьника на каждой возрастной ступени.

В качестве примера. Как показывает практика, многие девочки в подростковом возрасте хотят быть художниками – модельерами. Поэтому в швейном разделе ежегодно проводится конкурс «Лучший художник – модельер», на котором девочки не только знакомятся с выдающимися модельерами мира и современными условиями изготовления новых тканей и одежды, но и преподаватели выявляют лучших детей по разнообразным направлениям швейного дела.

В разных возрастных группах профориентационная работа реализуется по- разному. Уровень и количество профинформации от класса к классу постоянно увеличивается и расширяется.

Например, в 5 классе мы даем учащимся общие понятия о профессии, что делают люди данной профессии, какая польза от их труда нашему обществу. Им также разъясняется, что такое профессиональная ориентация. Поэтому, начиная с 5 класса, учащиеся знакомятся со столярным, слесарным, кулинарным, швейным мастерскими, их оборудованием, инструментарием, условиями труда и техникой безопасности.

В 6-7 классах преподаватели уже рассказывают о содержании труда по данной профессии, о том в какой отрасли работают люди этой профессии, о выпускаемой продукции, о перспективах развития.

Для учащихся 8 классов необходимой является такая информация: условия труда, какими специальными знаниями и умениями, навыками долженвладеть человек данной профессии, психофизиологические требования, предъявляемые к ней. Начиная с 8 класса, проводится профтестирование.

В каждом разделе предмета «Технология» учителя уделяют много внимания значимости в жизни общества профессий, связанных с данным разделом.

Например, в швейном разделе ко Дню легкой промышленности обязательно проходит внутрицеховой конкурс «Город мастеров», на котором в каждом потоке выбираются лучшие модели одежды и демонстрируются на районном конкурсе «Лучший по профессии».

В разделе «Рукоделие» учитель большое внимание уделяет продуманной системе эстетического воспитания, которая помогает развивать художественный вкус учащихся, учит понимать народное искусство, побуждает строить жизнь по законам красоты.

О важности правильного выбора профессии для каждого человека, о профессиях, связанных с продуктами питания, знакомят учеников учителя кулинарного цеха. По итогам обучения в каждом классе обязательно организуются внутрицеховые конкурсы по различным направлениям кулинарии «Украшение блюд», «Сервируем стол», «Кондитер – сладкий художник», «Официант – артист и психолог», «Бармен – точность, ловкость, фантазия», «Хороший пекарь стоит доктора», «Повар – профессия творческая».

В разделе «Индустриальные технологии» осуществляется обзор профессий промышленного производства на примере заводов №16, 22, проводятся беседы о высокотехнологическом оборудовании по металлообработке с применением компьютерных технологий, о специалистах, работающих на данном оборудовании,и о возможностях трудоустройства, способах получения образования по данным профессиям в городе Казани.

С целью популяризации рабочих профессий учителя уделяют внимание профессиям, связанных с металлообработкой, лесозаготовкой и деревообрабатывающим производством, о перспективах развития и распространении их в Республике Татарстан, об учебных заведениях, занятых подготовкой кадров по данным профессиям.

Начиная с 9 класса, учебная работа по предпрофильному, профильному обучению, профессиональная ориентация реализуются в комплексе. В ходе этой работы проводятся психологическое консультирование, психологическая диагностика, просветительская деятельность, профессионально – ориентированные тренинги, организация конкурсов, разработка элективных курсов (30 элективных курсов).

Нужно отметить, что наша гимназия является ресурсным центром практико-ориентированных элективных курсов. Основная цель этих курсов – оказание поддержки в процессе профессионального самоопределения. Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется в основном по желанию детей по 5 основным направлениям: основы медицинских знаний, экономика и предпринимательство, электрорадиотехнология, психология и педагогика, основы дизайна. На этих элективных курсах преподаватели знакомят с правилами выбора профессии, информируют обучающихся о профессиях своего профиля, формируют умения адекватно оценивать личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Например, создавая экономический профиль, школа обращает внимание на изучение экономики как науки, а профиль в нашем учебном заведении ставит целью научить, как открыть свое дело, оформить документы малого бизнеса. А плохо ли получить основы бизнес - образования по направлениям: управление качеством, менеджмент, маркетинг, страховое дело. Все программы данного направления представляют собой законченный цикл теоретических и практических знаний, необходимых для жизненного опыта, отстаивания своих гражданских прав.

Для формирования интереса к экономическим профессиям ежегодно проводятся встречи с преподавателями института Предпринимательства и права, Казанского института Российского кооперации, института экономики управления и права, экономического факультета ПФУ, осуществляются экскурсии в Международный колледж сервиса. Все эти мероприятия подтверждают концепцию непрерывного образования, связь высших учебных заведений с учениками старшего звена.

Программа психолого - педагогического курса составлена для профильного класса, обучающиеся которого целенаправленно и осознанно изучают психологию и педагогику в течение 2 лет и по окончании получают справку. В нашем Московском районе это 17 гимназия.

Нонужно отметить, что необходимость получения психологического образования уже в школьные годы напрямую связана с обстоятельствами современной жизни. Поэтому не случайно на основе программы «Психология и педагогика» были созданы элективные курсы, основными целями которых являются практические цели.
На таких курсах мы психологов не готовим. Мы подготавливаем обучающихся к дальнейшей успешной адаптации и функционированию в обществе. В рамках этого профиля
мы тесно сотрудничаем с АСО (КСЮИ), который постоянно приглашает нас на мероприятие «Неделя психологии», где с нашими обучающимися проводятся презентации, лекции, беседы, диагностика, тренинги, театрализованные представления.

Учитель профиля «Электрорадиотехнологии» полагает, что одним из важнейших показателей эффективности ее работы по социализации личности ученика является количество выпускников, которые связали свою жизнь с профессиями электротехнической направленности. И таких нужно сказать немало. Преподаватель этого цеха стремится не только сформировать определенные знания, умения и навыки, но и развить творческий потенциал учащихся, а также сформировать конкурентно способную личность в современных условиях. Этому свидетельству многочисленные призеры и победители районных, городских, Республиканских и Всероссийских олимпиад.

Знания, умения, получаемые на профиле ОМЗ, для многих обучающихся является вспомогательным материалом при поступлении в медицинские учреждения. Также они получают навыки ЗОЖ и доврачебной помощи, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Это не только один из элементов социализации, но и гражданской позиции. Случай про дочь Тетрашвилли.

В профиле «Дизайн» учащиеся знакомятся с основами проектирования, композиции, графическим решением дизайнерских задач. В рамках просветительской деятельности преподавателем организуется обзор выставок изобразительного и декоративно – прикладного искусства лучших музеев России и мира, осуществляется знакомство с учебными заведениями данного профиля, проводятся экскурсии в галерею «Хазине», в Казанское художественное училище имени Н.И.Фешина. С целью углубления знаний обучающихся о профессиях художественной направленности проводятся беседы о мастерах росписи и инкрустации по дереву, витражистах, художниках росписи по ткани, художниках – оформителях, гончарах.

Согласно данным традиционно проводимого у нас анкетирования, ребятам нравится учиться у нас, и они получают возможность проявить себя. Например, периодически проводится компьютерное тестирование по профориентационной программе «Кем быть». Ученикам предлагаются методики, которые позволяют раскрыть особенности их склонностей и интересов, а также выявить те ценности, преобладающие у них на данном этапе. Так как статистика утверждает, что 40% людей не правильно выбирают профессию, потому что совершенно не знают себя.

Но задача учителей заключается не только в помощи выбора профессии, но и психологически подготовить их к труду в современных социально-экономических условиях. Поэтому каждый год у нас проводится «Неделя профконсультанта». Темы бывают разные, в прошлом году, например, была тема: «Здоровье и выбор профессии». Почему мы выбрали именно эту тему? Статистика утверждает, что до 30 % детей выбирают профессию, в которой они не смогут работать, так у них есть медицинские противопоказания.
Ежегодно с целью изучения ситуации на рынке труда, знакомства с системой профессионального образования, условиями организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан организуются экскурсии для обучающихся 9- 11-х классов в центр труда и занятости Московского района.

В последнее время образовательная политика нашей страны направлена на повышение интереса обучающихся к миру профессий, охватывающих технические сферы деятельности. В целях популяризации технических профессий и получения информации о перспективах, возможностях поступления и обученияпроводится работа с такими учреждениями, как КАТ, КЭК, нефтехимическим колледжем, Казанским автодорожным техникумом,строительным колледжем, а так же экскурсии на 16 завод (КМПО),электромеханический завод, автотранспортное предприятие (ПАТП), учебно – предпринимательский центр «Зарница».

 Таким образом, можно сделать вывод, что недальновидно ограничивать детей изучением только общеобразовательных предметов. Сейчас человеку, чтобы предъявить и реализовать на конкурентном рынке свой неповторимый потенциал, уникальное сочетание способностей, навыков, умений, требуются дополнительные усилия и знания. Основам этих знаний мы и обучаем в гимназии № 102,которые максимально способствуют социальной адаптации учащихся к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии. Так как выпускник, вооруженный только фундаментальными знаниями, в реальной жизни будет долго идти к успеху. Целостное представление о смысле получаемых знаний не формируется без практико - ориентированной направленности образования.

 

 


Полный текст материала Статья "Профессиональная ориентация обучающихся как одна из задач реализации ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тукубаева Ильсияр Амировна  Публикатор
04.02.2021 0 1696 180

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК