Статья "Работа с учебником как средство формирования универсальных учебных действий учащихся"


Работа с учебником

 как средство формирования универсальных учебных действий учащихся


 

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний.

Учебник является важнейшим источником знаний и средством обучения, так как в нём отражено содержание школьного курса биологии. В ходе обучения биологии можно использовать разные приемы работы с учебником, направленные на формирование универсальных учебных действий у учащихся.

В предметах естественного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность, поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего направлена развитие познавательных учебных действий, первое из которых – формулирование цели.

Задание1.

Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит - 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
В клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 

Учитель задаёт учащимся вопросы:

- О чем говорится в данном стихотворении?

- Из чего состоят все живые организмы, из……(клеток). Правильно.

- Так какова тема сегодняшнего урока? (версии детей).

- Какую цель мы с вами поставим?

- Какие задачи мы с вами наметим?


 

Создание синквейна- прием, полезный в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко формулировать.

Синквейн - творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Данная форма работы удается не всем ученикам, и иногда во время урока создать синквейн не получается. Поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.

Структура синквейна.

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме (понятию)

5 строка – одно слово (синоним, который повторяет суть темы).


 

Примеры синквейнов:

Клетка

Маленькая, самостоятельная

Живет, делится, растет

Структурная, функциональная единица жизни

система

 

Чарльз Дарвин

Гениальный, смелый

Открыл, создал, убедил

Эволюция – необратимый процесс

Ученый

 

Вирус

Опасный, коварный

Пугает, заражает, уничтожает

Необъяснимая загадка природы

Враг

 

Клетка

Маленькая, самостоятельная

Живет, делится, растет

Структурная, функциональная единица жизни

система

 

Организм

Одноклеточный, многоклеточный

Питается, размножается, умирает

Живет в определенных условиях среды

Особь

 

Формирование логических УУД

Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Приведу несколько примеров.

Очень часто дети объединяют и путают процессы выделения и пищеварения, а это два абсолютно разных процесса. Предлагаю заполнить сравнительную таблицу (вторую колонку заполнить при изучении темы «Питание и пищеварение» на одном уроке, а третью - при изучении темы «Выделение» на другом уроке). Затем провести сравнительный анализ процессов, используя результаты таблицы.

Вопросы для сравнения

Пищеварение

Выделение

Значение для организма

 

 

С какой системой связано

 

 

Что удаляется во внешнюю среду

 

 

«Отходы» удаляются во внешнюю среду через…..

 

 

В теме «Нуклеиновые кислоты» учащимся предлагаю составить сравнительную таблицу «Строение ДНК и РНК». В теме «Клетка» - сравнительные таблицы «Строение растительной и животной клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот».

Составление проблемных вопросов по тексту учебника способствует глубокому и осмысленному осмыслению полученной информации. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намёк на правильный ответ. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим. В теме «Биологические полимеры-белки». Вопрос: белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов?

В теме «Человеческие расы». Вопрос: можно ли утверждать, что все расы относятся к одному виду?

В теме «Наследственная генотипическая изменчивость». Вопрос: почему в природе редко встречаются 2 одинаковые особи любых видов организмов?

В теме «Оплодотворение». Вопрос: почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?

Эпиграфы также могут выступать в качестве проблемных вопросов к изучаемому разделу, поэтому изучение новой темы можно начать с эпиграфа и возвращаться к нему вновь в конце темы.

Формирование коммуникативных УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определённых усилий, тем более что вопросы не должны дублировать те, что приведены в параграфе. Они должны начинаться определённым образом. Например: какое строение имеют…? Какой вывод можно сделать из…? В чём заключается взаимосвязь строения и функции…? и т.д.

Важно объяснить учащимся, что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них. Проверку работы можно проводить несколькими способами: выборочно или у всего класса в тетрадях; заслушивая вопросы нескольких учащихся; в ходе работы в группах и соревновании между ними.

Работа с текстом учебника при изучении темы «Ткани» в 6 классе. Предварительное обсуждение в парах.

-Что такое ткань?

-Какие виды тканей бывают?

-Какие функции они выполняют?


 

Формирование личностных УУД

Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения.

1.Рефлексивный полилог:

Сегодня я узнал………

Было интересно…….

Было трудно………..

Теперь я могу……..

Я научился…………

У меня получилось…….

Я смог………..

2.Анкетирование.

1. На уроке работал активно/ пассивно.

2.Своей работой доволен/ не доволен.

3.Урок для меня показался коротким/ длинным.

4.За урок я устал/ не устал.

5.Моё настроение стало лучше/ хуже.

6.Материал урока понятен/ не понятен.

 

Заключение

Предложенные приёмы позволяют сформировать у учащихся универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:

  • учащиеся результативно мыслят и работают с информацией;

  • ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;

  • делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

  • добывают новые знания из различных источников и разными способами;

  • перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;

  • преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;

  • работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.

Источники:

1. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.

2. Галеева Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. и др. Учим детей мыслить критически.-СПб.:Альянс «Дельта», 2003

4. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование УУД // Биология в школе. – 2011.–№7.– с. 24–30.

5. Цекало Е.С. Статья «Творческий потенциал учебника биологии». 

5. Линия УМК «Сфера жизни» Н.И. Сонина


 


Полный текст материала Статья "Работа с учебником как средство формирования универсальных учебных действий учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дмитриева Елена Борисовна  Публикатор
10.03.2021 0 1545 161

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК