Статья "Функциональная грамотность"


Функциональная грамотность

 

Изменения в мире задают новые параметры обучения и воспитания, требуют кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Функциональная грамотность подразумевает способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога.

Мониторинг функциональной грамотности обучающихся включает:

  • - читательскую грамотность. Основы закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки и организацию внеклассной деятельности

- естественнонаучная грамотность (способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений);

- математическая грамотность (способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы)

- финансовая грамотность (это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими);

  • - глобальные компетенции;

  • -креативное мышление.

  • Сл. 5 В Красноярском крае разработаны и успешно применяются инструменты оценки грамотностей. Они включают такие виды как:

  • Читательская грамотность 1- 4 и 6 класс

Вводятся новые типы данных, увеличивается доля множественных и несплошных текстов (с текстовой и графической информацией), появляется новая группа умений – оценка и осмысление информации, разрабатываются особые материалы для детей с ОВЗ в КДР4

  • Групповой проект – 4 класс (оценка умения работать в команде)

  • Естественно-научная грамотность – 8 класс (интегральный подход, позволяющий оценить достижения учащихся в освоении универсальных навыков работы в естественнонаучной области в целом)

Уменьшается доля сведений, которые ученик может взять из текста или задания, задания будут опираться на способы работы, которые осваиваются в естественно-научной области

  • Математическая грамотностьпланируется ввести с 2020 г.

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS).

Данное исследование реализуется Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements).

Целью данного исследования является сравнительная оценка подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и предметам естественнонаучного цикла в странах с различными системами образования, а также выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся.

В исследовании TIMSS 2019 года участвовали более 60 стран мира. В России исследование TIMSS проводил Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования. Для участия в исследовании TIMSS-2019 путем выборки были отобраны 590 образовательных организаций из 49 регионов Российской Федерации. В каждой образовательной организации для участия в тестировании было отобрано по одному 4 или 8 классу.

Отличительная особенность TIMSS-2019 – это компьютерный формат исследования с использованием интерактивных заданий. Исследование образовательных достижений учащихся 4-х и 8-х классов в области математики и естествознания включает не только оценку их знаний и умений, но и отношения к предметам, интересов и мотивации к обучению. 

Для обеспечения сравнимости результатов с результатами предыдущих циклов тестирование одновременно проводится как на компьютерной, так и на бумажной основе. В МБОУ «СШ№38» как раз и выпало компьютерное тестирование в одном из 4классов.

Для проведения исследования в школу был доставлен закрытый пакет, в котором находились все необходимые для исследования материалы: анкеты для учащихся; список учащихся, руководство по проведению тестирования, список учителей, протокол проведения тестирования, форма расчета коэффициента участия, форма для входа в онлайн анкетирование учителей, форма для входа в онлайн анкетирование администрации, форма для входа в тестирование для учащихся и ZIP-пакет с USB-носителями. Т.к. в нашей школе было меньшее число компьютеров, чем число учащихся в отобранном классе, то было запланировано 2 сессии проведения тестирования по 12 человек в каждой.

Международным координационным центром для всех стран рекомендовано следующее распределение времени на проведение тестирования учащихся 4 классов (см. на слайд). При проведении тестирования необходимо строго соблюдать рекомендованное распределение времени. Не допускается давать учащимся дополнительное время на выполнение теста. Это обязательное требование позволяет обеспечить равные условия для учащихся всех стран, что необходимо для дальнейшего сравнения результатов стран-участниц. Проводий тестирование следит за временем, отведенным на выполнение каждой части работы. На экранах программы «eTIMSS Player» имеются встроенные часы, которые позволяют следить за временем, оставшимся на выполнение работы.

Компьютерная программа для тестирования учащихся «eTIMSS Player» запускается непосредственно с USB-носителя. Для того чтобы успешно запустить эту программу на компьютере, очень важно заранее знать, имеют ли компьютеры, которые планируется использовать, нужные для этого характеристики. Для проведения проверки компьютеров на соответствие требованиям eTIMSS подготовлена специальная программа «eTIMSS System Check», позволяющая оперативно провести такую проверку.

Тестирование eTIMSS состоит из 4 частей. Первая часть – это инструкции о том, как отвечать на разные типы вопросов в программе «eTIMSS Player».

Совместно с координатором учащиеся читают инструкцию на компьютере и учатся пользоваться инструментами.

Следующие две части, Часть 1 и Часть 2, включают в себя задания по математике и естествознанию. В варианте у каждого учащегося будет одна часть заданий по математике и одна часть заданий по естествознанию, хотя порядок выполнения этих частей будет отличаться в зависимости от варианта. Последняя часть работы – это короткая анкета для учащихся.

В соответствии с программой исследования дополнительно к изучению результатов по математике и предметам естественнонаучного цикла проводились анкетирования учащихся, учителей и администрации школы, а также родителей учащихся 4 классов.

Полученные данные позволят выявить факторы, влияющие на качество образования в России, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к образовательным результатам в разных странах.

В исследование не ставится задача оценить работу отдельных учащихся, учителей или директоров школ. Поэтому данные, которые позволят идентифицировать отдельных учащихся, учителей или школы, опубликованы не будут.

Результаты тестирования будут опубликованы в декабре 2020года.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для обеспечения качества российского образования.

Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования.

Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов.

Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом совершенствовать российскую систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.

Как показывают результаты стран, стабильно лидирующих в исследовании (Австралия, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Италия, Южная Корея и др.), на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

 


Полный текст материала Статья "Функциональная грамотность" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Староста Ирина Вячеславовна  Публикатор
17.03.2021 0 3500 408

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК