Статья "Особенности построения урока с позиции формирования универсальных учебных действий обучающихся"


Особенности построения урока с позиции формирования универсальных учебных действий обучающихся»

 

Формирование УУД - обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых характеристик.

УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Классификация УУД:

Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные:

  • Осмысление (Смыслообразование)

  • Осознание (Самоопределение)

  • Принятие жизненных ценностей

(Нравственно- этическое оценивание)

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего

Регулятивные:

  • Целеполагание

  • Планирование

  • Прогнозирование

  • Контроль

  • Коррекция

  • Оценка

  • Саморегуляция

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные:

  • Общеучебные

  • Логические

  • Постановка и решение проблем

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 

Программа  формирования универсальных учебных действий содержит:

1.    описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

2.    характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

3.    связь универсальных учебных действий с содержанием учебных

предметов,

4.    типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

5.    описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по уровням общего образования,

6.    Планируемые результаты сформированности УУД.

 

Как в начальной школе, так и в основной школе в основе формирования и развития УУД лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаѐтся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер учебного сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всѐ это придаѐт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Условия и средства формирования и развития УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостной образовательной деятельности при изучении системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, а также в процессе внеурочной деятельности, надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективных курсов).

 

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных осуществляется в процессе личностной и познавательной сфер ребёнка.

 

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • внутренняя позиция ребенка;

  • мотивация учебной деятельности;

  • социальные нормы (конвенциональные и моральные).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • умение осуществлять действие по образцу;

  • уметь сохранять заданную цель;

  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

  • умение контролировать свою деятельность по результату;

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • логические операции;

  • навыки учебного моделирования;

  • навыки знаково-символического языка.

 

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • умение оценивать позицию собеседника;

  • умение согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;

  • умение передавать информацию другим людям.

 


Полный текст материала Статья "Особенности построения урока с позиции формирования универсальных учебных действий обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моденова Галина Александровна  Публикатор
08.07.2021 0 944 165

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК