Статья "Принципы педагогических технологий уровневой дифференциации обучения"
"Принципы педагогических технологий уровневой дифференциации обучения"
Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные группы.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования групп, различают дифференциацию:
-
По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
-
По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
-
По области интересов (гуманитарные, физико-математические и другие группы, направления, отделения, школы);
-
По уровню умственного развития (уровню достижений);
-
По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и т.д.);
-
По уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха и т.д.).
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.
Это имеет следующие преимущества:
-
исключается уравниловка и усреднение детей;
-
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
-
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
-
отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
-
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
-
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я - концепция ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Уровневая дифференциация |
Положительные аспекты |
Исключается уравниловка детей |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному |
Уровень преподавания «один для всех» |
Эффективная работа с «трудными обучающимися» |
Продвинутое обучение сильных |
Повышение уровня Я- концепции |
Повышение уровня мотивации в сильных группах |
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться |
На уроке учитель организует уровневую дифференциацию работы всех обучающихся класса через программы разной степени сложности.
Программы предусматривают два важнейших аспекта: 1) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого); 2) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).
Первый уровень - базовый стандарт – уровень воспроизведения. В содержание программы вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д. Задания программы должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.
Второй уровень обеспечивает овладение обучающимися тех общих и специфических приемов учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводят дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, конкретизируют основное знание, показывают применение понятий.
Третий уровень поднимает обучающихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Она предусматривает свободное владение материалом, приемами учебной работы и умственных действий.
Применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется переходит в индивидуализацию – индивидуальный учет достижений каждого школьника. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения обучающимися базовым уровнем образовательного стандарта.
Достоинства технологии:
-
1) адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям;
2) отслеживание продвижения ребенка от незнания к знанию;
3) коррекция деятельности обучающихся.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моденова Галина Александровна
→ Публикатор 08.07.2021 0 1141 155 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.