Статья "Структура урока по технологии деятельностного метода"


«Структура урока по технологии деятельностного метода"

 

Любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности. Поэтому вначале важно обеспечить стремление детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого необходимо подвести учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организовать самостоятельный поиск и «открытие» нового знания.

Существенной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, познавательных мотивов деятельности.

Урок по технологии деятельностного метода имеет следующую структуру:

1) Самоопределение к деятельности (организационный момент)

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновении внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»).

2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. На этом этапе я чаще всего провожу устные упражнения которые предполагают выполнение заданий, в которых: 1) воспроизводится понятия и алгоритмы, необходимые и достаточные для «открытия» нового знания; 2) тренируются логические операции, качества мышления, психические функции. В завершении этапа актуализации знаний создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое они самостоятельно фиксируют.

3) Постановка учебной проблемы

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют, фиксируют и озвучивают причину затруднения. Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока. Существует три пути постановки учебной проблемы: 1) создание проблемной ситуации;

2)подводящий диалог;

3) сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с

применением мотивирующего приёма.

На уроках математики и русского языка часто создаётся проблемная ситуация «с затруднением». В её основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без новых знаний. Проблемная ситуация «с затруднением» возникает, когда ученикам предлагается практическое задание: а) невыполнимое вообще на актуальном, на начало урока уровне знаний, но сходное с предыдущим. Например, урок во 3 классе по теме «Сравнение углов». На доске изображены три угла: прямой острый и тупой. Даётся задание ученикам сравнить углы, с которым они легко справляются, сравнив углы на глаз. Затем предлагается сравнить углы примерно одинаковые по величине. Дети отвечают, что углы равны. Для возникновения проблемной ситуации ученикам надо доказать, что задание выполнено ими не верно.

 

Учитель

ученики

1

-Вы думаете, что углы равны. Докажите это.

-Это видно.

2

-Вы сравнили на глаз. А это точный способ?

-Нет, не точный.

3

-Значит, вы можете утверждать, что углы равны?

-Не можем.

 

Затем надо развернуть побуждающий диалог:

 

Учитель

ученики

1

-Какой способ вы применили, чтобы сравнить углы?

- Мы сравнили углы на глаз.

2

-Удалось ли нам это сделать точно?

-Нет.

3

- Значит, над каким вопросом будем сегодня работать?

-Будем искать более точный способ сравнения углов.

 

б) невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания; например урок во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное». На доске в ряд записаны однозначные и двузначные числа. Детям даётся задание выписать в в столбик однозначные числа и умножить на 4. Ученики легко выполняют это задание. Затем учитель просит выписать в другой столбик двузначные числа и умножить их тоже на 4. Ученики при выполнении испытывают затруднение. Затем побуждающим диалогом вывожу из проблемной ситуации.

 

Учитель

ученики

1

-Получилось выполнить моё задание?

-Нет, не получается.

2

- Но вы только что умножали на 4. Почему же это задание не получилось? Чем выражения второго столбика отличаются от выражений первого столбика?

-- В первом столбике мы умножали однозначные числа, а во втором столбике надо умножать двузначные числа, а мы этого не умеем.

3

-Какова же будет тема нашего урока?

-Умножение двузначного числа на однозначное.

 

в) невыполнимое, но сходное с предыдущими. Например: Урок во 2 классе по теме «Умножение». Учащимся предлагаю задания, решение которых сводится к нахождению суммы одинаковых слагаемых (5+5+5+5=20) Затем даю задачу: «На один костюм пришивают 8 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 120 костюмов?» Составляя выражение 8+8+8+8+8+… ученики начинают испытывать затруднение. Возникает проблемная ситуация. Далее побуждающим диалогом вывожу из проблемной ситуации.

 

Учитель

Ученики

1

-Вы можете записать выражение к этой задаче?

-Нет

2

-А почему? Что вызвало затруднение?

-Получается слишком длинная запись.

3

-Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать?

-Будем придумывать удобный способ записи.

 

В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как я доказываю, что задание ими всё-таки не выполнено. Иногда использую создание проблемной ситуации «с удивлением». Она возникает, когда ребятам одновременно предъявляются противоречивые факты или сталкиваются взаимоисключающие мнения учеников.

Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачиваю диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Так как проблемные ситуации создаю разными приёмами, то на шаге осознания противоречия и диалоги разные. Осознание сути затруднения, возникшего после предъявления того или иного невыполнимого практического задания, стимулирую, соответственно фразами:

  • Вы можете выполнить это задание? В чём испытываете затруднение?

  • Почему не получается выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущие?

  • Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Осознание учениками противоречивости двух фактов или противоречивости мнений добиваюсь репликами:

  • Что вас удивляет? Какие видите факты? Сколько же есть мнений?

И в заключении диалог завершается одной из двух фраз:

  • Какова же будет тема урока?

  • Какой возникает вопрос?

При использовании задания, непохожего на предыдущие, обычно формулируется тема урока. Во всех остальных случаях может появиться вопрос для исследования.

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог. Я детям пошагово предлагаю систему посильных заданий и вопросов, подводя их к формулированию темы урока. Задания могут быть и репродуктивными (вспомни, выполни привычное задание), и мыслительными (проанализируй, сравни). Но последний вопрос должен быть обобщающим, ответом на который станет формулировка темы урока.

Приведу пример подводящего к теме диалога.

Урок в 3 классе по теме «Деление многозначного числа на однозначное»

 

Учитель

Ученики

1

-Сравните два столбика выражений на доске:

44:4 56:4

72:3 72:6

Примеры на одно правило «деление двузначного числа на однозначное»

2

- А теперь сравним с предыдущими новый столбик выражений:

536:4

1768:4

 

3

- Чем этот столбик похож на предыдущие?

- Это тоже примеры на деление на однозначное число.

4

- А чем новые выражения отличаются от предыдущих?

- Делимое – многозначное число.

5

- Какова же тема урока?

- Деление многозначного числа на однозначное.

 

Третий путь постановки учебной проблемы – сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма. Существуют два таких приёма: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента из художественной литературы и т.п.). Второй состоит в том, что ученики должны осознать значимость темы для них самих.

Приведу пример сообщения темы урока с применением двух мотивирующих приёмов сразу.

Урок в 1 классе по теме «Числовой отрезок».

Учитель: « В одном большом пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна у него была беда: он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком». Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания. Первые два пути обеспечивают определённый развивающий эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь учащихся.

  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

Пути постановки проблемы и «открытия» знания зависят от типа нового знания. Простейшая из классификаций различает 4 основных типа знания:

    • Факт – единичная информация;

    • Правило – алгоритм действия;

    • Понятие – выделение существенных признаков предметов;

    • Закономерность – отражение связи между понятиями.

Значительную часть содержания начальной школы составляют правила (способы действия, приёмы) и понятия.

Суть этого звена деятельностного метода очень проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое для них знание. Для этого я чаще всего использую приём выдвижения и проверки гипотез. Он включает два разных шага.

Первый шаг - выдвижение гипотезы. Дети выдвигают гипотезы – высказывают предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и становится искомым знанием, называется решающей, остальные – ошибочными.

Выдвижение гипотез может происходить одновременно и последовательно. В первом случае гипотезы выдвигаются все сразу, скопом, а потом каждая из них по отдельности проверяется. Во втором случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная, потом другая и так вплоть до решающей.

Путь через гипотезы – пробы и ошибки – весьма сложен. Попробуем разобрать его детально, по шагам.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет вполне определённую – «сужающуюся» структуру. Сначала даётся общее побуждение: «Какие есть гипотезы, догадки, предположения?» Если общее побуждение не помогло, и дети стойко молчат, вводится подсказка (намёк, дополнительная информация), позволяющая выдвигать решающую гипотезу.

 

Следующий творческий шаг – проверка. Смысл её состоит в обосновании принятия или отвержения гипотезы, в порождении довода «за» или «против», в приведении аргумента на решающую гипотезу («Это так, потому, что…») или контраргумента на ошибочную («Это не так, потому, что…»).

Проверить выдвинутую гипотезу может лично учитель (что чаще всего и происходит), или дети самостоятельно (редко, но бывает).

А лучший способ. Это, конечно, диалог!

Побуждающий к проверке гипотезы диалог разворачивается от общего побуждения через подсказку к сообщению. При этом общее побуждение осуществляется репликами типа: «Согласны с предположением? Почему?» Если дети молчат, вводится подсказка, наталкивающая на довод «за» и «против» гипотезы.

В сложных случаях, когда проверка гипотезы требует выполнения практической работы, диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение даётся в виде фразы: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?

 

 

 


Полный текст материала Статья "Структура урока по технологии деятельностного метода" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моденова Галина Александровна  Публикатор
14.07.2021 0 775 149

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК