Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через проектную деятельность"
Лоскутникова О.П.
учитель истории и обществознания
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через проектную деятельность
(из опыта работы учителя истории и обществознания)
Знание — не инертный, пассивный посетитель,
приходящий к нам, хотим мы этого или нет;
его нужно искать, прежде чем оно будет нашим;
оно — результат большой работы и потому — большой жертвы.
Бокль Генри Томас
Современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность.
Метод проектов - не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Поэтому в педагогической науке и практике осуществляется поиск путей развития интеллектуальных способностей учащихся, в системе образования начинают широко использоваться активные, продуктивные педагогические технологии, ориентированные на развитие способностей учащихся. Одной из таких технологий, широко внедряемых в учебный процесс, является метод проектов или технология проектного обучения.
Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Выделяют общие способности, связанные с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и специальные, которые связаны с отдельными видами деятельности.
К общим способностям относят, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями или интеллектом.
Существует много определений понятия «интеллект», но до сих пор нет какого-либо общепринятого подхода к его пониманию.
В психологической литературе имеется, по меньшей мере, три значения понятия «интеллект»:
1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
2. Система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления);
3. Способность к решению проблем без внешних проб и ошибок, противоположная способности к интуитивному познанию.
Интеллект, как полагает В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям.
Согласно Л. Полани, интеллект относится к одному из способов приобретения знаний. Однако, по мнению большинства других авторов, приобретение знаний выступает лишь побочной стороной процесса применения знаний.
Р. Стернберг впервые предпринял попытку дать определение понятию «интеллект» на уровне описания обыденного поведения. В конечном счете, им были выделены три формы интеллектуального поведения:
1. Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
2. Способность решать проблемы;
3. Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).
П. А. Гудик даѐт следующее определение: «Интеллектуальные способности (хорошее внимание, память, сообразительность, способность к речи и др.) являются общими способностями, потому что они проявляются почти во всех видах человеческой деятельности».
Одни психологи считают, что интеллект определяется единственной способностью или умением, другие – что это целый набор разнообразных индивидуальных способностей.
На мой взгляд, применение в учебном процессе технологии проектного обучения (метода проектов) может способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Существую разные типы проектов, это известно всем присутствующим
Технология проектного обучения направлена на:
Обучение планированию:
-
учащийся должен уметь четко определить цель;
-
описать основные шаги по достижению поставленной цели;
-
концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы.
Развитие критического и творческого мышления.
Умения работать с информацией:
-
отбирать нужную;
-
анализировать, систематизировать и обобщать;
-
выявлять проблемы;
-
выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
-
ставить эксперименты;
-
статистически обрабатывать данные;
-
генерировать идеи.
Формирование коммуникативных компетенций:
-
работать в коллективе;
-
владеть культурой коммуникации;
-
умение адаптироваться к действительности.
Умение составлять письменный отчет:
-
учащийся должен уметь составлять план работы;
-
презентовать четко информацию;
-
оформлять сноски;
-
иметь понятие о библиографии.
Формирование позитивного отношения к работе:
-
учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;
-
стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.
Вот уже несколько лет нас волнуют вопросы: как создать условия для полноценного развития всех детей сидящих в классе? Как создать условия, чтобы все дети достигали успеха?
Я уверена, что все мы занимаемся подготовкой к исследовательской работе, (мы и раньше этим занимались, но скорее всего не с 5-го класса и чаще не со всеми ребятами). Прежде, чем я расскажу о том, как конкретно работаю со своими учениками в классе и дома, то есть о том, что обозначается понятием тактика, все же позволю себе перечислить, то, что бывает необходимо при выполнении исследования, чтобы убедиться, что всем этим действиям научить в короткие сроки невозможно. Значит необходимо постепенно формировать разнообразные умения и воспитывать творческого человека реально.
-
уметь планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
-
использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;
-
анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
-
умение отделять важное от не важного;
-
аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
-
распределять обязанности внутри группы;
-
представлять созданный проект перед аудиторией;
-
оценивать себя и других;
-
лучше овладевать умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами.
Эти умения можно формировать на уровне 5-6 классов, используя групповую форму обучения.
Работая в группах в этих классах, редко применяю сменный состав, чаще использую смену ролей. Выполняя разные роли (организатора, аналитика, репортера) ребенок развивает уверенность в себе, накапливает опыт маленьких побед и признания, повышает самооценку.
Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая работа на уроке будет по-настоящему эффективной.
Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-3 занятия в каждом крупном тематическом блоке. В группе каждый отвечает за свою часть выполнения задания. Оценка деятельности ученика на уроке складывается из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом.
Пример: 5 класс. Класс делится на группы, у каждой группы задания с вопросами к историческому документу или тексту учебника, даётся примерно 7-10 минут на выполнение и после рассказа (представления своей работы), ребята должны задать по 1 вопросу каждой группе по своей теме. При этом обязательное условие при представлении своих отчетов, если материал был из учебника, учебники должны быть закрыты.
На доске в таблицу оценивания вносится балл за презентацию, ответ группы и за ответы на вопросы.
Далее в 7-8 классах, идет развитие таких умений как:
-
структурированное выступление;
-
формулирование гипотез;
-
оппонирование;
-
рецензирование;
-
написание черновой работы
Предполагаю, что уже к 9-10 классу, учащиеся будут способны пойти на полноценные уроки-исследования, проблемные уроки, лабораторные занятия. Можно сказать и сейчас это используется, но идут они со «скрипом». Счастье, если класс сильный, а если средненький + слабые, как раз они выпадают из таких форм работы.
Обращу ваше внимание на такую форму работы как овладение умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами и дистанционное обучение.
Кроме публичного сайта, у меня есть сайт для работы с учениками, доступ имеют только мои ученики. Что там?
Материала по истории очень много, всего за урок не рассмотришь, поэтому там размещаю видеоролики (кому-то лень читать, кто-то более визуальный); дополнительные материалы, тесты для проверки себя, конечно ответы и кто работал я вижу, за отдельные выставляю оценки; и конечно д/з. Очень удобно для тех, кто часто болеет или по каким-то причинам пропустил урок. Особенно это важно при соблюдении правила «отсутствие на уроке не освобождает от выполнения д/з»
Естественно встаёт вопрос, как ученик овладел методом исследований?
Установить, овладел ли учащийся и в какой мере методом исследований можно, очевидно, только наблюдая в течение сравнительно продолжительного времени за его повседневной работой. Только наблюдение за тем, как учащийся в повседневной работе пользуется этим методом, как он ставит вопрос, как отклоняет предлагаемые решения вопроса, как сам решает его и обосновывает свое решение, и способы его презентации учителю и одноклассникам, как использует его для постановки новых вопросов, — одним словом только близкое знание ученика, его однажды случайно сорвавшееся замечание может играть, иногда, решающую роль, а не экзамены и не письменные задачи, в состоянии установить степень его компетентности в исследовательской деятельности.
И ещё хочу сказать, что прекрасно понимаю, что исследовательские работы, в нашем старом варианте понимания, писать, создавать будут опять же лучшие, наиболее любознательные, трудолюбивые, творческие ученики. А кто-то к такой работе будет готов только на пороге, на выпуске из школы. Но очень надеюсь, что готовы будут все!
Список литературы
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
2. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестницы успеха (Школа на пороге нового века). –СПб.: «Петербург – ХХI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. – 160 с.
3. Степанова М. В. Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в профильной школе. – Издательство РГПУ им А. И. Герцена, 2005. – 72 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лоскутникова Ольга Петровна
→ Публикатор 27.10.2021 0 1493 153 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.