Статья "Актуальность самообразования в педагогической деятельности"


Актуальность самообразования в педагогическом процессе.

 

О.В.Елина, методист ГБПОУ «Сормовский механический техникум»,

город Нижний Новгород

 

«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть нечто иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».

Белинский В. Г.

«Невозможно жить лучше, чем проводить жизнь в стремлении стать совершеннее».

Сократ

 

Жил-был карандашных дел мастер. Он был мудрый человек, и каждый карандаш, сделанный его руками, отправляясь в мир, получал от него напутствие: 
«Ты станешь лучшим карандашом, каким только можешь быть, но не забывай следующее: ты многое сможешь сделать, если позволишь кому-то держать тебя в своих руках. Тебе будет больно, когда тебя обтачивают, но это необходимо, чтобы стать лучшим. У тебя будет возможность исправлять свои ошибки - используй её.  Помни, что самое важное у тебя - внутри. А главное: где бы тебя ни использовали, сколько бы ты ни потратил сил, продолжай писать».

Вот такие слова притчи можно применить и к профессии преподавателя, потому что настоящий учитель, педагог, мастер –наставник, никогда не станет довольствоваться тем, что имеет, и будет стремиться к самосовершенствованию неустанно.

Поэтому очень важно, чтобы человек, работающий с детьми, с подрастающим поколением, был творческим, оригинальным, обладал бы высоким профессионализмом, находился «на одной волне» с детьми. Современный педагог — это непрерывно развивающийся специалист, открытый для всего нового. Он готов не только учить, но и учиться сам.

 Уровень образования нынешней молодёжи напрямую зависит от уровня самообразования преподавателя, мастера п/обучения. Ведь чем больше знает и может педагог, тем больше знаний и умений получит его студент.

Актуальность самообразования обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и различным мероприятиям преподаватель, мастер п/обучения должен владеть актуальной и перспективной информацией.

Только таким образом, он сможет собственной деятельностью побуждать к самостоятельной работе своих обучающихся.

Именно самообразование педагога и его готовность к данной деятельности является необходимым условием для формирования такой же потребности у обучающихся.

Поэтому самообразование — это неотъемлемая, компетентная роль; условие для его профессионального роста, а значит, и условие для успешности и востребованности его воспитанников.

Еще в 1835 году немецкий педагог, либеральный политик, который продвигал идею создания единой народной школы, без вмешательства церкви в процесс образования, Адольф Дистервег в «Руководстве к образованию немецких учителей» (2 тома) написал что: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

Что же такое самообразование?

В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя».

В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному само изменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования».

То есть речь идет о саморазвитии?

Но саморазвитие – это сначала результат самообразования, а уже потом - познавательная деятельность человека, направленная на преобразование (развитие) своих сил, душевных свойств и социальных качеств.

Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, потому что способствует и развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и др.).

Итак, если для педагога необходимость самообразования становится очевидной частью личностного развития, возникает вопрос: «С чего же начать?».

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Учитель 21 века это:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству.

  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.

  • Умеющий организовать рефлексивную деятельность (форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов).

  • Деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека).

  • Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

 

Педагогу, необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть обладать уровнем профессиональной компетентности.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Знания можно получать разными способами.

Современная система образования   требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

Что же побуждает педагога к самообразованию, и как следствие к саморазвитию?

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией.

Готовясь к учебному занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общетехникумовскому мероприятию, олимпиаде и др. у преподавателя, мастера п/обучения возникает необходимость поиска и анализа новой информации

  • Желание творчества.

Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Стремительный рост современной науки.

В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Необходимо применять новые технологии в обучении.

  • Изменения, происходящие в жизни общества.

Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

  • Конкуренция (в школе).

Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

  • Общественное мнение.

Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».

Плохим педагогом быть обидно.

  • Материальное стимулирование.

Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя и мастера п/обучения.

  • Интерес.

Учиться просто интересно. Говорят, же: «Врачу – исцели себя сам!»

Если человек, ежедневно учит кого-то и не будет постоянно учиться, то вправе ли он тогда преподавать?

Направлениями самообразования являются следующие:

  • Профессиональное (предмет преподавания)

  • Психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей)

  • Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

  • Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

  • Информационно-компьютерные технологии

  • Охрана здоровья

  • Интересы и хобби

 

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.  

Постоянное самообразование - это тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства.

Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью в формировании профессиональной педагогической компетентности.

 

Профессиональная компетентность педагога.

Теоретики ФГОС сформулировали и настоятельно рекомендуют различать понятия:

«Компетенция» — комплекс умений, навыков и знаний, в которых у человека есть значительный практический опыт и осведомление.

«Компетентность» — личностный ресурс, предусматривающий обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог, мастер п/обучения должен не только владеть методикой воспитания и обучения, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и другое.

Если быть кратким, то:

Компетенции – это требования.

Компетентность - способность индивидуума проявления этих требований.

Современному педагогу необходимо быть компетентным в своей профессиональной сфере и обладать набором ключевых компетенций в профессиональной деятельности.

 

Неоспоримо, что без процесса самообразования эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций будет невелика.

Какими компетентностями должен обладать современный педагог?

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции:

  • Методическая компетентность

  • Исследовательская компетентность

  • Управленческая компетентность

  • Коммуникативная компетентность

  • Образовательная компетентность

 

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Составляющие процесса самообразования педагога:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

  • Посещать учебные занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

 

Безусловно начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций.

А педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы работы со студентами, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности.

Это свидетельствует о его более высоком профессиональном, образовательном уровне, и влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п).

Тематикой самообразования может являться:

- одна из годовых задач ОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

 

Тема самообразования определяется, исходя из:

  • единой методической темы учебного заведения;

  • актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения;

  • затруднений педагогов;

  • педагогического стажа;

  • уровня профессиональной компетентности педагога.

 

Самообразование не сводиться к написанию конспектов, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов.

Самообразование становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

 

Источники и виды деятельности самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Источники информации:

Телевидение

Газеты, журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

Путешествия

 

В общем случае, все источники делятся:

- на источники знаний, способствующие личностному росту,

- и источники, способствующие профессиональному росту.

Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Виды деятельности:

  • Чтение конкретных педагогических периодических печатных изданий.

  • Изучение методической, педагогической и предметной литературы.

  • Обзор в Интернете информации по преподаваемым дисциплинам, ПМ, педагогике, психологии, педагогических технологиях.

  • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по преподаваемой области повышенной сложности, или нестандартной формы.

  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, учебных занятий коллег, совещаний.

  • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов.

  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

  • Проведение открытых учебных занятий, их анализ со стороны коллег.

  • Организация внеурочной деятельности по преподаваемой области.

  • Изучение применения ИКТ в учебно – воспитательном процессе.

  • Общение с коллегами в техникуме, в Интернете.

  • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

 

План самообразования педагога (у нас в техникуме он называется индивидуальный методический маршрут) включает:

  • Название индивидуальной методической темы (темы самообразования).

  • Таблицу (это своего рода план работы по самообразованию на учебный год), состоящую из следующих столбцов:

 

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Проектируемый результат

Отметка о выполнении

 

В начале учебного года заполняются первые три столбца.

По итогам своей работы педагог, мастер п/обучения предоставляет отчет о проделанной работе по самообразованию, заполняя четвертый столбец (Отметка о выполнении).

Кроме того, в течение учебного года каждый выступает на заседаниях ПЦК с результатами работы по индивидуальной методической теме.

 

Контроль за самообразованием осуществляют:

Заместитель директора по УР, УПР (по отдельным направлениям деятельности);

Методическая служба;

Председатель ПЦК;

Сам педагог.

 

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в индивидуальном методическом маршруте педагог обязательно должен прописать проектируемые результаты, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе?

Результаты самообразования:

повышение качества преподавания предметной области (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка и применение новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых учебных занятий с применением современных педагогических технологий;

создание комплектов педагогических разработок;

участие в семинарах, конференциях, тематических педсоветах; проведение мастер-классов; обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Если обобщить все выше сказанное, то можно сказать, что продуктивность самообразования заключается в следующем и будет продуктивным если:

  1. Реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

  4. Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

 

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.»

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов (курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства) способствуют повышению уровня активного саморазвития.

Не зря говорят: "Век живи - век учись". Эта пословица особенно актуальна для педагогов. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний, саморазвитии, чтобы всегда находить подход к подросткам, быть в курсе тенденций образования и воспитания.

И подводя итог вернемся к началу: «где бы тебя ни использовали, сколько бы ты ни потратил сил, продолжай писать» - как гласит притча.

Надо стремиться быть таким педагогом, которому не стыдно будет сказать: я – преподаватель, я – мастер п/обучения и этим горжусь!

Думаю, никто не поспорит, что быть ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ – это большой ТРУД.

Самообразование – это саморазвитие.

И это вместе взятое наша ЖИЗНЬ.

Если хочешь получать удовольствие в жизни от работы, непременно необходимо знать наверняка что и как делать.

Путь к самосовершенствованию бесконечен: только поднимешься на одну ступеньку вверх - за ней следует другая, и так дальше... Главное, чтобы этот труд приносил моральное (и, по возможности, материальное) удовлетворение. К этому надо стремиться! Пусть эта потребность не оскудевает!!!


Полный текст материала Статья "Актуальность самообразования в педагогической деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Елина Ольга Викторовна  Публикатор
29.10.2021 0 2659 184

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК