Статья "Учитель начальной школы в фокусе новых стандартов"


А.С.Ермолаева,

магистрантка кафедры

педагогики ДВГУ.

 

Учитель начальной школы в фокусе новых стандартов.

 

Модернизация и инновационное развитие экономики России предполагает перестройку системы образования в соответствии с новыми требованиями. Стремительно меняющийся мир ищет новые подходы к образовательной деятельности, к повышению её качества. Введение образовательного стандарта является одним из важных шагов в этом направлении.

Стандарт второго поколения существенно отличается от предыдущих по масштабности вносимых изменений. Он призван обеспечить развитие системы образования в целом: «выступить инструментом её организации и координации, …служить критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям»[1,с.9].

В процессе введения стандарта формируется «заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов»[1,с.9]. Государство делает ставку на тех, кто готов к изменениям, постоянной перестройке, корректировке своей деятельности.

Для того, чтобы выяснить насколько соответствует сегодняшний учитель предъявляемым требованиям, представим его портрет, опираясь на данные анкетирования, проведенного на курсах повышения квалификации учителей начальных классов при Хабаровском краевом институте развития образования.

По результатам проведенного исследования, средний возраст учителя, приступающего к работе в условиях введения ФГОС - 40 - 50 лет (55% педагогов). Значительный процент составляют педагоги более зрелого возраста (старше 50 лет) – 20%. Учителей в возрасте от 30 до 40 лет 17,5% Молодых учителей 20- 25 лет, чей стаж работы составляет менее трёх лет, – 7,5%. Недостаток в притоке молодых учителей ощущается на протяжении последних пятнадцати лет. Острый кадровый дефицит компенсируется работой специалистов старшего поколения на две ставки, приёмом на работу заведомо слабых педагогов, преподаванием в начальной школе учителей-предметников.

В ситуации, когда одной из основополагающих идей стандарта является его ориентация на результат образования, рассматриваемый с позиции культурно-исторического системно-деятельностного подхода, вызывает интерес ответ наших респондентов на вопрос, обладают ли они необходимым уровнем теоретической подготовки для внедрения ФГОС? Это подтвердили 63% учителей, а 35% высказали сомнения. Этот факт можно прокомментировать с разных точек зрения. С одной стороны, это может свидетельствовать о действительно качественной подготовке специалистов. Так, около 70% учителей начальной школы имеют высшее образование, 48% аттестованы на первую квалификационную категорию и 8% – на высшую. Стаж работы большинства учителей (60%) более двадцати лет. Как видим, это опытные учителя, имеющие свой сложившийся стиль работы. Но с другой стороны, одновременно такой ответ может свидетельствовать и о завышенной самооценке профессиональной компетентности, недостаточной осведомленности о тех требованиях, которые предъявляют новые стандарты к уровню их подготовки.

Наряду с этим в ходе опроса выяснилось, что 85% учителей, испытывают чувство тревоги в связи с предстоящим участием во внедрении ФГОС. На наш взгляд, это вызвано ощущением своей неготовности к работе в новых условиях.

Об этом свидетельствует и тот факт, что «мастер-классы», показанные слушателям курсов с целью ознакомления с новыми методами работы, были проведены в традиционном ключе.

Участие в таком крупномасштабном реформировании системы образования как введение ФГОС предполагает готовность учителя к инновационной деятельности, потребность в ней. Подавляющее большинство педагогов подтвердили свою готовность (66%), при этом 25% готовы участвовать уже в ближайшем учебном году. Совсем не чувствуют себя готовыми 35%. Испытывают потребность участия в нововведении 75 % учителей, не испытывают 25%.

По результатам анкетирования, наибольшую потребность во введении ФГОС в предстоящем учебном году испытывают учителя старшей возрастной группы от 50 лет и более – 38%, затем 45-50-летние педагоги – 30% . Слабо выражена потребность у педагогов 30-45 (14%) лет, в связи с тем, что они не видят, на сегодняшний день, четко продуманного механизма внедрения ФГОС. Однако в следующем учебном году возможность участия не исключается (57%).

По данным анкетирования выделен ряд условий, которые могут оказывать как негативное, так и позитивное воздействие на процесс введения стандартов.

Позитивные факторы

Негативные факторы

Позитивный настрой, помощь, а не контроль, со стороны администрации школы и управления образования 35%.

Низкий уровень материально-технической базы, отсутствие узких специалистов, педагогов дополнительного образования 60%

Поддержка и помощь коллег 20%.

Позиция администрации 22,5%

Соответствующие новым требованиям материально-технические условия труда, оснащение учебного процесса 17,5%

Стереотипы в понимании процесса обучения и воспитания у родителей 22,5%.

Продуманное последовательное и постепенное введение ФГОС в соответствии с жизненными реалиями 12,5%.

Непродуманность механизмов внедрения ФГОС 22,5%.

 

Понимание и готовность к введению стандарта родителей 7,5%.

Негативное или пассивное отношение коллектива 7,5%.

Из данных, представленных в таблице, видно, что требуется более глубокое изучение вопроса о необходимом материально-техническом обеспечении учебного процесса. Важно выяснить, как соотносится то, что заложено в стандартах в виде «требований к условиям реализации», с реально существующими условиями? Чем обеспечен конкретный учитель для плодотворной деятельности?

Мы убеждены в том, что дальнейшего изучения требует и вопрос о последовательности введения стандартов. Это особо отмечается более молодыми педагогами. Они указывают, что необходим более длительный период внедрения ФГОС, говорят о «привычке чиновников доводить всё до крайности», о практике «запугивания» и «унижения» учительства.

Одну из основных позиций в таблице занимает фактор отношения администрации к введению ФГОС. Действительно определенной части административного корпуса, присущ консерватизм, инертное отношение к нововведениям, вызванное желанием работать по «накатанным рельсам». Что делать если директор уже «не тянет», но продолжает занимать свою должность? Вызывает опасение и то, что в школах нет практики сменяемости руководства: 22,9% директоров города достигли пенсионного возраста. Смогут ли они изменить свою деятельность в соответствии с новыми реалиями, идти в ногу со временем?

Инновационная деятельность, связанная с введением стандартов, требует значительного количества времени и сил. Разработка рабочих программ, программ внеурочной деятельности, проектной, исследовательской и т.д. ложится дополнительным грузом на плечи учителя. Нехватку времени ощущают наиболее опытные, ответственные и требовательные к себе учителя. Их интересуют такие вопросы: «Как будет поощряться дополнительная нагрузка? Насколько прозрачен механизм стимулирующих выплат?».

Фактор отношения коллектива к нововведению также занимает далеко не последнюю позицию. Понимание полезности и прогрессивности нового стандарта, своей сопричастности к достижению ожидаемых от его введения результатов должно стать необходимым условием деятельности каждого. Так, по данным опроса, учителям необходим «внутренний настрой, вера в успех начинания».

Результаты нашего исследования подтверждают значимость работы, направленной на популяризацию вводимых стандартов и среди родителей. Изменению стереотипов в понимании процесса обучения и воспитания поможет грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение процесса.

Опыт коллег своей школы пригодится только в том случае, если они достаточно компетентны в вопросах введения ФГОС. Ставка традиционно делается на председателей методических объединений. Из их числа в крае подготовлено 87 региональных и муниципальных тьюторов, которые при необходимости способны оказать консультационную помощь. Кроме того, для более успешного введения стандартов учителя также предлагают проведение «мастер-классов», консультаций, практикумов по обмену опытом, многие говорят о необходимости изучения опыта «пилотных» школ.

По-прежнему одним из главных условий работы по новым стандартам является обязательное прохождение курсовой подготовки. Что же ожидают от неё учителя? Вот типичные высказывания: «Понимания смысла нововведения, отличий и особенностей стандартов, системы внедрения»; «Практической помощи»; «Информации, как работать по-новому?»

Отвечая на вопрос «Оправдались ли ваши ожидания в отношении курсов?», положительно ответили 60% слушателей, 40% не удовлетворены подготовкой. По мнению респондентов, несмотря на обилие информации по стандартам, нет системы в её подаче в соответствии с планом. Части модулей даются в хаотичном порядке, поэтому не складывается целостная картина. Главное же замечание касается того, что крайне мало качественных практических занятий, хотя в плане они опять же представлены в достаточном объёме.

В рамках нашего исследования представляет интерес ответ слушателей на вопрос «Что, кроме курсов, может повлиять на вашу психолого-педагогическую готовность к внедрению стандартов?» 30% педагогов ответили, что это «значительная самостоятельная работа по переработке информации по материалам ФГОС и более глубокое изучение литературы».

Можно сделать вывод, что у большинства педагогов начальной школы Хабаровского края присутствует положительная мотивация к введению стандартов. В первую очередь, это относится к учителям, имеющим большой стаж преподавательской деятельности.

 

Список использованной литературы

1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ под ред. А.М.Кондакова.-М.:Просвещение, 2008


Полный текст материала Статья "Учитель начальной школы в фокусе новых стандартов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермолаева Аннета Станиславовна  Публикатор
08.11.2021 0 749 141

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК