Статья "Эффективные способы улучшения преподавания в школе"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
Эффективные способы улучшения преподавания в современной школе.
Вяткина Лилия Эрнесовна
г. Нефтекамск
2021г.
Когда хотя бы один учитель
загорается педагогической идеей,
эффект расходится по всей организации,
как круги по воде после падения камня.
Тема: Эффективные способы улучшения преподавания в современной школе.
Цель: найти возможности того, как создать вокруг себя «крепкую» сеть контактов, которые бы прямо или косвенно поддерживали вас в изменениях.
Задачи:
-
узнать о способах организовать взаимное обучение педагогов в школе;
-
познакомиться с пошаговыми алгоритмами внедрения систем обмена опытом;
-
осознать возможности и риски применения каждого из них в своей школе;
-
с помощью предложенных упражнений понять, кто в вашей школе подойдет на роль лидера, каких учителей проще объединить для совместной работы, как мотивировать к изменениям.
Актуальность: Повысить качество преподавания: а не утопия ли это?
В современной школе бывает сложно говорить про повышение качества преподавания. Иногда мне кажется, что педагогику все чаще изгоняют из школы: ее место занимают отчеты, решение проблемы материально-технической оснащенности, запросы контролирующих органов и пр. Внешняя среда школы изменилась и порой, к сожалению, не в лучшую сторону: выросшие в цифровом мире дети менее внимательны и сконцентрированы, бюрократический контроль за школой все сложнее и изощреннее, с родителями все труднее разговаривать…
Но поразительным образом история раз за разом доказывает, что даже в самые нелегкие времена есть учителя и педагогические коллективы, которые учат детей интересно, увлеченно, эффективно.
Способ 1. Кураторская методика ( Анна Валерьевна )
Эта методика возникла как результат проведения в нескольких сотнях российских школ исследования «Социальный капитал образовательной организации». Было обнаружено, что в целом между педагогами в школах мало качественных взаимных профессиональных связей. То есть учителя в массе своей профессионально одиноки, редко учатся друг у друга. Поэтому возник вопрос: как решить эту проблему, как построить недостающие профессиональные связи? Как создать у учителей привычку целенаправленно обмениваться опытом?
Мы обнаружили, что устойчивые группы учителей создаются в тех школах, в которых много взаимных связей между парами учителей. Иными словами, сначала обмениваться опытом начинают двое, потом так или иначе из пар могут вырастать многочисленные профессиональные группы.
Кураторская методика внедряется в несколько шагов.
Шаг 1. Выбор учителей. Среди педагогов подбираются равные по статусу пары. Например, два молодых педагога или два возрастных с примерно равным авторитетом. В кураторской методике важно, чтобы учителя в парах не играли роль ментора или ученика. В этом случае более опытный педагог может воспринимать такие обсуждения как подрыв его авторитета.
Шаг 2. Подбор куратора для пары. На роль «третьего умного» лучше всего подойдут школьный психолог, тьютор, школьного фельдшера.
Шаг 3. Куратор, посещая уроки, дает рекомендации учителю, со своей профессиональной точки зрения. Общая встреча должна произойти в течение 48 часов с момента первого занятия, то есть по горячим следам.
Способ 2. Быстрые свидания для учителей (Айгуль Мударисовна)
В больших городах среди молодых людей есть одно модное развлечение — «спид-дейтинг» (от английского speed dating — быстрые свидания).
Такая модель взаимодействия из сферы романтики может участвовать и в педагогике.
Сеанс быстрых встреч.
В оговоренный день, для учителей организуется сеанс быстрых встреч. Учителя разбиваются по парам. У каждой пары есть 5 минут, чтобы найти как минимум одно пересечение (лучше больше!). Затем пары меняются. Оптимально за один раз сделать 8–10 свиданий для каждого учителя.
Педагоги шотландской школы, в которой проводился такой способ обмена идеями, нашли за 40 минут более 40 пересечений (например, эссе и атомная энергия из программ английского и физики, общие темы в математике и химии и др.).
Способ 3. Японская модель, или Ни урока без улучшений. ( Айгуль Мударисовна )
Есть один японский термин, который мне бы хотелось объяснить, прежде чем переходить к сути методики улучшения уроков. Это слово «кайдзен», означающее идею постоянных улучшений того, что мы делаем.
Идеология этой системы состоит в том, что учителя вместе находят проблемы и путем постоянных групповых усилий шаг за шагом повышают качество школьных уроков. Однако школа — это тоже особая культура, которая создается и меняется, пусть даже процесс этот небыстрый.
Создание учебной стены «Учительский лайфхак»
В учительской (или каком-то другом общем кабинете) нужно создать стенд или отделить часть стены, где все учителя обмениваются идеями и могут задать вопрос анонимно. Учитель может предложить свой рабочий лайфхак. (Молодой учитель пишет вопрос: «Как доступно объяснить детям, что такое ломаная линия», коллега оставляет ответ «ломаная – это сломанная ветка дерева»). А также можно оставлять интересные работы используемые на уроках технологии, ИЗО. Можно поделиться ссылкой на оригинальную физминутку (даже на английском и башкирском языках), песню, конспект урока.
Заключение:
Каталог объединяющих идей
При подготовке к выступлению мы проштудировали большое количество информации и наткнулись на книгу Е.Н.Куксо «Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе» Её исследования разработаны с учетом ФГОС, но ориентированы на западную модель образования. Прочитав книгу, ознакомившись с её технологиями, мы адаптировали их под наши российские реалии.
Если вы пока не готовы к переосмыслению ценностей, начните с применения конкретных идей, которые помогут запустить изменения в учебном процессе вашей школы.
Эти идеи работают на профессиональное развитие личности учителей, с учетом требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (обмен опытом должен быть и прагматичен в том числе).
Они уже применяются в российских школах (это значит, что легче будет найти методические материалы).
Список литературы:
Лемов Д. Мастерство учителя: Проверенные методики выдающихся преподавателей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Дирксен Дж. Искусство обучать: Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
Лемов Д., Ецци К. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Опря О. В. Сборник по развитию критического мышления: из опыта работы учителей Назарбаев интеллектуальных школ. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Центр педагогического мастерства, 2015.
Айдосова А. К., Айтпукешев А. Т., Идришева З. Е., Кусаинов Г. М., Сагинов К. М., Ултанбаева С. Е. Руководство для учителей по реализации коучинга и менторинга. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Центр педагогического мастерства, 2014.
Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира / пер. с англ. // Вопросы образования. 2008. № 3 С. 7–60.
Дадли П. Lesson Study: руководство. Кембридж: Pete Dudley, 2011.
Кристакис Н., Фаулер Д. Связанные одной сетью: как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели. М.: Юнайтед Пресс, 2011.
Максимова Е. А. Командная работа — ресурс развития школы. М.: Издательская фирма «Сентябрь», 2012.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вяткина Лилия Эрнесовна
→ Публикатор 08.11.2021 0 1254 169 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.