Статья "Просветительская работа с участниками образовательного процесса по вопросам здорового образа жизни"


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Г. ГУБКИНСКОГО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Азнагулова Татьяна Сергеевна

учитель биологии «МБОУ ООШ №3» г. Губкинский ЯНАО

Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.

По выражению академика Н.М. Амосова «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Здоровье подрастающего поколения – это общая злободневная проблема системы образования и общества в целом.

По данным Министерства здравоохранения РФ более 5 миллионов детей относятся по состоянию здоровья к группе риска. За последние 10 лет число детей с хронической патологией увеличилось на 38 %. Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет.

На современном этапе развития общества четко просматривается тенденция пересмотра человеческих ценностей, из которых на первый план выходит одна из самых актуальных и важнейших ценностей человека – его личное здоровье. Сегодня в России реализуется приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, основной целью которого является укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.

Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Глобальность проблемы здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологии – науки о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

Важную роль в формировании здорового образа жизни и экологической культуры играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей, взаимодействие с природой, понимание неразрывной связи человеческого общества и окружающей среды. Основная идея здоровьесберегающей работы в школе – формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов. В школе необходимо создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё.

Для жизни в современном обществе является основным формирование культуры здоровья и здорового образа жизни школьников, воспитание у детей потребности быть здоровым, здоровье – это самое драгоценное, что есть у человека. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Одним из направлений работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Губкинский Ямало-ненецкого автономного округа является формирование здорового и экологически просвещенного поколения. В школе работает Научно-экологическое общество (далее – НЭО) – добровольное творческое формирование учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области биологии и экологии, развивать свой интеллект, приобретать умение и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов.

Членами НЭО могут быть любые учащиеся средней и старшей школы, любящие природу, заботящиеся о своём здоровье и здоровье окружающих, желающие внести свой посильный вклад в формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса школы и в дело охраны природы.

Работа в обществе ведётся по нескольким направлениям:

  1. Составление плана мероприятий для учащихся на год, их разработка и проведение: разнообразные игры, конкурсы, праздники, беседы, выставки, направленные на воспитание положительного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

  2. Исследовательская работа и подготовка к олимпиадам.

  • Диплом I, II и III степени в городской НПК учащихся по биологии, экологии и здоровью человека.

  • Победители и призёры II (муниципального) и III (регионального) этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии.

  • Участники Международного молодежного экологического форума «Чистая вода – Живая планета» г. Ханты-Мансийск.

  • Победитель городского конкурса «Молодёжный конвент» в номинации «Социальная реклама по ЗОЖ» с проектом «25 отважных».

  • II место в городском конкурсе агитбригад «Мы за ЗОЖ».

  1. Ежегодное проведение мероприятий, формирующих ЗОЖ:

  • Веселые старты

  • Спортивные эстафеты

  • Легкоатлетический кросс

  • День здоровья

  • День Земли

  • Папа, мама, я – спортивная семья

  • Городские спортивные мероприятия

  • Экологические праздники

  • Профилактическая работа с участниками образовательного процесса.

Данная педагогическая работа соответствует критериям инновации. Инновации в образовании, принимаемые в широком смысле как внедрение нового и изменение старого, усовершенствование и улучшение, можно охарактеризовать как сущностную, основополагающую составляющую деятельности педагога. Однако новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одного учителя, может быть уже пройденным этапом для другого. Соответственно, любому творчески работающему педагогу принципиально важно определить, в чем состоит сущность предлагаемых методов и подходов к обучению, соответствует ли авторская концепция его, учителя, целям.

Для меня, как для учителя и руководителя НЭО, желающего включиться в инновационный процесс, важно определить сущность предлагаемого для усвоения материала. Очень долго мы закрывали глаза на состояние здоровья и состояние экологии. За ширмой здоровьесберегающих технологий и данных о состоянии экологии скрывались равнодушие, формализм и попытки подменить реальное положение вещей теоретическими положениями. Результаты такого подхода не заставили себя долго ждать. Выросло поколение, которое может, закрыв глаза на экологию и здоровье, зарабатывать деньги и не понимает, или не хочет понять, что эти деньги, в последствии, придется тратить на ту же окружающую среду и здравоохранение. Да, так комфортно, спокойно и видимость внимания к данным проблемам сохраняется. А кто будет их решать? Одно поколение мы уже потеряли, поколение, которое считает, что кто-то придет и сделает все один, и поэтому не стоит ходить на выборы, бороться против истребления животных, пикетировать строительство заводов на месте заповедников. Поэтому необходимо сохранить для социума следующее, подрастающее поколение.

Какие же методы и технологии являются оптимальными для достижения данного результата? Оптимальность – это следующий критерий эффективности педагогических инноваций. Оптимальность – это затрата сил учителей и сил учащихся для достижения высоких результатов. Мы отлично понимаем, что разные учителя могут добиться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся.

Следующий критерий – результативность, представляет собой определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагога. Ценность данного критерия в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности. Участие в олимпиадах, форумах и конференциях – это обычное содержание рядового отчета. Но это краткосрочный результат. Значение имеет далекая перспектива - желание учащихся заниматься данными проблемами и связывать свою жизнь с ними.

Если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью обеспечения или спецификой деятельности учителя, то не может идти и речи о педагогическом новшестве. Это, скорее всего, случайность. Именно возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций.

Библиографический список

  1. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: RETORIKA-А: Флинта, 1999. – 560 с.

  2. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

  3. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 256 с.

  4. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 классов: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Баль Л.В., Барканова С.В. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.


Полный текст материала Статья "Просветительская работа с участниками образовательного процесса по вопросам здорового образа жизни" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Азнагулова Татьяна Сергеевна  Публикатор
18.11.2021 0 901 119

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК